Лебедева Юлия Николаевна
учитель-дефектолог
Санкт-Петербург
Сенсорное развитие дошкольника.
Чем активнее ребенок воспринимает окружающий мир, тем быстрее и успешнее он развивается. Поэтому наша задача помочь детям получить этот опыт, расширить их возможности. В ходе интересных игр дети получают и закрепляют определенный сенсорный опыт, тем самым продвигаясь в развитии.
Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В детском саду ребенок знакомится с игрой, рисованием, лепкой, конструированием, пополняет свой багаж знаний в различных видах деятельности и приобретает опыт сотрудничества в группе сверстников.
Чем разнообразнее предметно-развивающая среда, окружающая ребенка, тем интереснее и ярче проходит становление ребенка в период под названием «Детство».
Полезные игры для формирования сенсорного восприятия:
«Угадай на вкус», «Растопи лед», «Найди такой же», «Подбери фигуру», «Большой и маленький» и многие другие.
«Чудесный мешочек»
В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.
«Головоломка»
Разрежьте на 3 части какую-нибудь яркую предметную картинку. Вначале предложите ребенку собрать ее по образцу, а затем – самостоятельно.
«Заклей дырки»
Возьмите любую картинку или фотографию из журнала, книги (изображение должно быть понятно ребенку), вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники.
Наклейте картинку «с дырками» на лист белой бумаги и предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.
«Угадай, что я делаю»
Предложите ребенку догадаться, какие действия вы будете выполнять.
Показывайте, без слов, как вы умываетесь, чистите зубы и т.д., а ребенок называет действия. Затем поменяйтесь ролями.
Мы живём в современном высокотехнологичном времени. Родители, в большинстве своём, занятые работающие люди, но, несмотря на это семья-это главный институт в жизни ребенка.
Старайтесь, как можно чаще говорить с ребенком и слушать его, чтобы находиться с ним в постоянном контакте;
хвалите ребенка за любое его достижение, а не наказывайте, тем более по пустякам, стабильная в эмоциональном плане и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе;
относитесь с пониманием к ребенку;
не возлагайте проблемы взрослых на плечи своих детей;
старайтесь во всем помогать ребенку, чтобы освоить навыки поведения, соответствующие его возрасту и полу;
учитель-дефектолог
Лебедева Юлия Николаевна