Кошка в гостях у ребят
Организованная образовательная деятельность в младшей группе.
Образовательная область «Познание».
Программное содержание:
1). Различать характерные признаки внешнего вида кошки. Закрепить представления о кошке как о домашнем животном: человек заботится о кошке; она приносит пользу человеку, доставляет радость ему от общения с ней.
2). Активизировать словарь во фразовой речи: лакает, пушистая шерстка, острые коготки, мурлыкает. Обогащение словаря: лохматая, шелковистая.
3). Развивать навыки связной речи через формирование потребности рассказывать о впечатлениях и событиях из личного опыта, вызывающих эмоциональный отклик.
4). Закреплять знание потешек; развивать выразительность речи, передавая интонации вопроса, восклицания.
5). Развитие элементарных математических представлений: понятие много, один; формирование представлений о размере предметов: длинный – короткий, широкий – узкий.
6). Развивать восприятие через ознакомление детей с цветом, формой, размером, осязательными свойствами материалов.
7). Воспитывать бережное, заботливое отношение к кошке. Через игровые ситуации формировать дружеские отношения между детьми, коммуникативные навыки.
Материал к занятию:
1. Игрушечная кошка.
2. Фотографии котов и кошек.
3. Необходимые продукты к дидактической игре «Кто что ест?».
4. Корзинка.
5. Счетный материал: камешки.
6. Две дорожки: длинная и короткая.
7. Две веревки для ручейка.
8. Три фланелеграфа в виде рамки для фотографии.
9. Детали для составления портрета котят из разных материалов (мех, льняная ткань, бархат)
10. Письмо от кошки.
11. Посылка с подарками детям.
Предварительная работа:
1. Заучивание потешек о кошке, пение песни «Серенькая кошечка», «Цап-царапки».
2. Чтение рассказа Чарушина «Тюпа», Маршака «Усатый-полосатый», сказок о кошках.
3. Рассматривание картины «Кошка с котятами», иллюстраций кошек.
4. Работа с родителями об организации наблюдения за кошкой и проведении выставки совместных работ с детьми на тему «Кисонька-мурысенька».
5. Проведение физкультурного досуга «Котята и мышата».
6. Лепка «Родились у нас котята – раз, два, три, четыре, пять»; аппликация с элементами вырезывания «Коврик для кошки»; аппликация «Кот – Полосатик»; рисование «Котята и клубочки», «Кот – круглый бок».
7. Отгадывание загадок.
Ход занятия
Ребятки, сегодня мы с вами поговорим об одном замечательном домашнем любимце.
У нее четыре лапки,
в лапках когти – цап-царапки,
Пара чутких ушей,
Она - гроза мышей.
Кто это? (Дети: кошка)
Молодцы. А как вы догадались?
(Дети:четыре лапки, в лапках когти, царапается, ловит мышей)
(Воспитатель достает кошку би-ба-бо)
А вот и наша кошечка!
Кошка, как тебя зовут? - Мяу!
Стережешь ты мышку тут? – Мяу!
Кошка хочешь молочка? – Мяу!
А в товарищи щенка? – Ф-р-р-р-р!
Кошечка не хочет дружить со щенком, а с ребятками ты хочешь дружить?
- мяу!
Расскажи нам кошечка о себе.
Вы со мной знакомы близко.
Я приветливая киска.
Сверху ушки на макушке,
Когти спрятаны в подушки.
Чистоплотна, аккуратна,
Если гладят – мне приятно.
Не таю своих привычек –
Я люблю мышей и птичек.
В темноте я зорко вижу,
Понапрасну не обижу.
Но дразнить меня опасно –
Я царапаюсь ужасно.
Знаем, знаем кошечка, какие у тебя в лапках цап-царапки!
Игровое упражнение :«Цап-царапки»
(Дети говорят стихотворение хором и выполняют движения)
Есть у нашей кошки лапки.
А на лапках цап-царапки.
Цап-царапки коготки,
Очень острые они.
Кошка целый день хлопочет,
Коготочки кошка точет.
Наточила, спать легла
И во сне произнесла: «Мяу!»
(воспитатель укладывает кошку на руку) Почему же наша кошечка так тихо мяукает? (Дети: кошечка устала, заснула, спит!)
(кошечка поднимает голову и громко мяукает) Ой, а сейчас громко! Что случилось? (Дети: проснулась, кушать просит, хочет играть, гулять.)
Кошечка фыркает. (Дети: сердится, боится собаки.)
Кошечка мурлыкает. (Дети: хорошее настроение, покушала, наигралась.)
Кисонька, а у тебя друзья есть?
Нет, и мне очень грустно.
А у наших ребяток дома живут кошечки и у меня есть котик. Мы сейчас расскажем о наших четвероногих друзьях, может, и ты с ними подружишься?
Описательный рассказ воспитателя.
У меня дома живет кот Бася. Бася черного цвета, только грудка, животик и кончики лапок у него белые. Шерстка у Баси мягкая, шелковистая, острые зубки и коготки, длинные усы. Басюша ласковый и добрый, Он любит играть. Летом на даче Бася ловит мышей. Я люблю своего котика.
(На доске прикреплены фотографии домашних котов, которые принесли дети)
Попробуй-ка кошечка отгадать где мой Бася.
(Кошечка старается отгадать где Бася и ошибается, ребята ее направляют.)
А, Бася похож на меня! У меня тоже черная шерстка и белая грудка. Интересно, а моя шерстка тоже мягкая и шелковистая?
(Дети гладят кошку и повторяют индивидуально и хором – мягкая, шелковистая.)
А какая еще может быть шерстка у кошечки? (Дети: пушистая, лохматая, гладкая…)
А теперь Настя расскажет нам про своего котика.
(У моей бабушки есть кот, зовут его Кеша. Шерсть у Кеши мягкая, белая и разные глазки – один зеленый, другой голубой. Кеша очень красивый! Он любит мурлыкать, играть и еще царапается.)
Рассказы еще 1- 2-х детей про своих котов и кошек.
Мяу! Ребятки, вы так замечательно рассказывали про своих любимцев, что мне очень захотелось подружиться и с ними и с вами.
Будем дружить с кошечкой? (Дети: да!)
Тогда давайте поиграем! Вы будете мышками, а я вас буду ловить! Обожаю ловить мышек!
(воспитатель cкошкой на руке встает в центр круга)
Русская народная игра «Кот и мыши»
Мыши водят хоровод. (Дети, взявшись за руки, идут по кругу вокруг кота).
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите! (Грозят друг другу пальчиком)
Кота Ваську не будите.
Как проснется Васька-кот – (Вытягивают вперед руки ладонями вверх)
Разобьет весь хоровод.(Поочередно поднимают и опускают согнутые в локтях руки, пальцы сжаты в кулаки)
Шевельнул ушами кот – и исчез весь хоровод!
(Убегают на места)
Ой, набегалась, устала!
Садись, кошечка, отдохни, а наши ребятки расскажут тебе потешки про кошек.
(Дети рассказывают 2-3 потешки про кошек)
Замечательные стихи, спасибо малыши! Пора мне домой, ждут меня мои ребятки – малые котятки.
Расскажи нам кошечка про своих котяток.
Раз — котенок самый белый,
Два — котенок самый смелый,
Три — котенок самый умный,
но зато он самый шумный.
А зовут котят Черныш, шумный Рыжик и Белыш. Но у меня, к сожалению, нет фотографий котят и я не смогу их вам показать.
А хочешь, кошечка, ребятки сделают портреты твоих котят.
Мур! Мур!
Дидактическая игра «Соберем котенка вместе»
Вот тут детали разного цвета, формы и размера. Надо выбрать подходящие и сделать портреты котят.
Давайте вспомним, как зовут котят? (Дети: Белыш, Черныш, Рыжик!)
А как вы думаете, почему их так назвали: Белыш, Черныш, Рыжик?
(Дети: Потому что Белыш - этот котенок белого цвета. Черныш черного цвета. Рыжик – рыжий.)
Выберите себе друга и договоритесь, портрет какого котенка вы будете делать.
(Дети делятся на три команды, воспитатель выясняет, какого котенка будет делать каждая команда)
Посмотри, кошечка, какие получились портреты.
Как похожи на моих котяток.Спасибо, детки, какие вы замечательные и умные!
Ну, я побегу домой!
Подожди, кошечка, мы твоим котяткам угощение соберем.
Дидактическая игра «Кто что ест»
(На столе выложены различные предметы. Надо правильно выбрать то, что ест кошка,)
Ребята, посмотрите, как много продуктов приготовлено. Чем же мы угостим кошечку? (Дети: молоком, сметаной, мясом, рыбкой, колбаской.)
Выходите, давайте соберем угощение в корзинку.
Мяу! Спасибо! Корзинка такая тяжелая, как же мне быстрее домой попасть?
Кошечка, а где ты живешь?
Вон в том домике за ручейком. (На полу «ручеек» из двух веревок)
Поможем кошечке? (Дети: да!)
Вот две тропинки – желтая и зеленая. По какой тропинке лучше пойти кошечке, чтобы быстрее попасть домой? (Дети: По желтой тропинке, потому что она короче, чем зеленая.) (Все идут по желтой тропинке)
А дальше ручеек. Кошка любит воду? (Дети: Кошка не любит купаться, она сама моется язычком.)
Посмотрите, ручеек везде одинаковый? (Дети: Нет, здесь он широкий, а тут узкий!)
Где кошечке будет легче перепрыгнуть ручеек? (Дети: Легче перепрыгнуть там, где ручеек узкий.)
А вдруг я все-таки намочу лапки?
Посмотрите, что здесь такое? (Из картона вырезаны «камешки») (Дети: Камешки!)
Сколько камешков? (Дети: Много!)
Давайте накидаем камешки в ручеек и по ним перейдем на ту сторону ручейка.
(Кошка прыгает по камешкам. Дети идут за ней по очереди и считают: один, два, три, четыре, пять.)
А вот и мой домик!
До свидания кошечка!
(Воспитатель убирает кошку и корзинку за домик. Дети возвращаются на свои места. Воспитатель находит коробку).
Кто-то принес нам посылку!
Посмотрим что тут у нас?
Письмо от кошки!
(Воспитатель читает письмо)
Дорогие ребятки! Я очень рада, что побывала у вас в гостях. Теперь у меня много друзей. Я подружилась и с вами и с вашими домашними любимцами, про которых вы так отлично рассказывали. Вы все замечательные и добрые, любите животных, не обижаете их. С вами интересно играть. Спасибо вам за портреты и угощение, которое вы собрали моим деткам-котяткам. Я с удовольствием еще приду вас навестить! В мешочке для вас угощение от меня и моих котяток. Мы тоже знаем, что любят ребятки! (Воспитатель раздает угощение от кошки).