Эколого - физкультурная прогулка «След белого человека»
или «Подорожник - лекарь на все руки»
Алексеева Вероника Сергеевна, инструктор физической культуры
ГБДОУ детский сад №99 Калининского района Санкт-Петербурга
Цель – формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через эколого - физкультурные прогулки.
Задачи:
1.Закрепить представление о значении подорожника для человека; познакомить с народными названиями этого растения;
2.Показать опытным путем приспособленность подорожника к жизни у дорог.
3. Развивать умение детей сотрудничать, используя подвижные игры.
4. Совершенствовать физические качества - быстроту, ловкость, ориентацию в пространстве в процессе игр на свежем воздухе.
Ход прогулки:
1-я часть (до выхода с территории)
Педагог: Ребята, сегодня мы идем в парк, я покажу Вам растение, которое индейцы назвали следом белого человека. ( Педагог показывает на растение на картинке - подорожник) — дети должны назвать его. Ребята тогда, скорее, в путь, найдем его.
Для того чтобы в пути быть сосредоточенными и смотреть во все глаза сыграем в игры « Будь внимателен»
Описание игры: Педагог предлагает детям при называние животного – потянуться вверх, при названии птицы – прыжок вверх, при названии растения – присед, руки на пояс. Игра повторяет 5-6 раз. После окончания игры выбирается самый внимательный игрок. После этого дети строятся по парам и направляются по туристическому маршруту около 600 метров. Сверяясь с картой.
Педагог: Ребята мы пришли в лес. Здесь мы с вами может видеть разные растения, деревья, кустарники. Давайте внимательно посмотрим и выберем себе название из флоры. Дети выбирают, перечисляя увиденные растения: сосна, ель, одуванчик, малина, черника, подорожник и т.д. Педагог предлагает сыграть в подвижную игру « Лесная поляна». Играющие образую круг, в центре которого стоит ребенок и держит мяч. Подбрасывая его вверх, ребенок четко называет растение, а ребенок, который его выбрал должен поймать мяч до момента касания его с землей. После того как ребенок поймал мяч он кричит « Стой - лесная поляна!». Дети замирают на местах, а ребенок, целясь мячом, пытается выбить участника. После этого игроки меняются и игра повторяется. Повтор 5-6 раз.
2-я часть (дети с педагогом пришли к подорожнику. Педагог в течение познавательного процесса задает наводящие вопросы и побуждает детей включиться с беседу — обсуждения.)
Педагог: Здравствуй подорожник! Мы пришли к тебе в гости, чтобы узнать о тебе больше интересного.
Дети приседают на корточки и шепчут «Здравствуй подорожник».
Педагог: А почему это растение назвали подорожником?
Дети: Он растет по дорогам.
Педагог: почему оно может расти там, где ходят люди, ездят велосипеды, недалеко от асфальтового покрытия?. Земля утоптанная, а он растет. Может быть догадаетесь?
Дети: у него листья лежат на земле, почти нет стебля, если бы был стебель, он сломался бы, когда люди прошли по нему.
Педагог: Рассмотрите его листья. Может быть, они раскроют вам секрет? Сорвите лист.
Дети пытаются это сделать, но подорожник « сопротивляется»
Педагог: легко ли сорвать лист подорожника
дети: трудно
Педагог: рассмотрите, как расположены жилки у подорожника. Сравните его с другими листом растения, к примеру, с листом малины, растущим чуть дальше.
Дети срывают лист малины и, обмениваясь мнениями, приходят к выводам.
Дети: жилки выступают наружу. Их можно пощупать, а у другого листа такого нет.
Педагог: Верно, заметили. У подорожника жилки выпуклые. Если на наго встать, они прижмутся к земле, де дадут листу порваться. В народе эти крепкие жилки на листьях и прозвали СЕМИЖИЛЬНИКОМ. О человеке сильном, выносливом тоже издавна говорили « семижильный». Мы ведь ребята тоже сильные, поэтому давайте выполнил силовые упражнения на укрепления мышц.
Комплекс упражнение направленных на развитие динамических мышц.
1. Сгибание локтей, в упоре лежа – 5 раз.
2. Приседание на 2-х ногах -5 раз
3. Приседание на одной ноге (рукой держимся за дерево) – 5 раз.
4. Прыжки вперед – 1 раз
5. Бег по прямой – 15 метров -2 раза.
Педагог: Послушайте, ребята, и вы поймете, что подорожник часто растет у дорог.
«Весь в пыли,
хоть сил немного
У дороги он торчит.
У него согнулись ноги,
неприметен он на вид.
Лег пластом он у дороги,
разметал руки - ноги.
Его бьют сапогом,
Его бьют колесом,
Ему все нипочем»
А теперь ребята сорвите спелые султанчики.
Дети срывают несколько султанчиков, снимают с них семена, рассматривают. А кто переносит семена? Ведь у них нет крылышков, нет парашюта как у одуванчика. Как вы думаете?
Дети: их могут, переносит животные или люди или техника.
Педагог: А как вы думаете, прилипнут ли к вашим ботинкам семена?
Дети пробуют, но без результата.
Педагог: Ребята подумайте, что поможет прилипнуть семенам?
Дети: вода.
Педагог: да ребята вы совершенно правы. Вот эти малюсенькие зернышки — плоды его - переносились по средством колес и обуви, смешиваясь с водой, грязью.
Да человек — первый помощник подорожной травы в путешествии ее по земле. Еще в 16 веке местное население Южной Америки - индейцы о подорожнике и не знали. На далеком континенте эта трава появилась с первыми испанскими завоевателями. Наблюдательные индейцы заметили, что там, где ступает нога белого человека (европейца) вскоре появилось — неизвестное растение. « След белого человека» - так называли индейцы его. Ребята, а вы знаете, где применяется это растение? Кто — нибудь из вас падал с велосипеда?
Дети: это лекарственное растение. Его можно накладывать на раны, чтобы кровь не текла, не попала грязь, чтобы рана заживала. Подорожник — лекарь на все руки.
Педагог: Да ребята вы снова правы. Со временем индейцы заметили его целебные свойства. И даже существует легенда, которую я вам сейчас расскажу: однажды около дороги расположились 2 змеи, чтобы погреться на солнце. Тут из за угла выезжает повозка. Одна из змей успела отползти, а вторая нет, и ее переехало колесом. Люди в повозке остановились, и увидели что первая змея, уползла, но вскоре вернулась, волоча за собой лист подорожника. Эти листом она исцелила пострадавшую змею. Якобы этот случай подтолкнул людей к мысли, что растение может заживлять раны.
Педагог: Ребята, а как вы назвали это растение?
Дети: сильные листья — силач. Царапник - можно накладывать на царапины.
Педагог: народное название этого растения: ранник, попутник, семижильник. К этому растению надо относиться с большим уважением.
Педагог: А теперь ребята, индейцы мне передали карту, по которой мы должны вернуться в детский сад.
Представляется заранее нарисованную карту, где отмечается 5 пунктов, по которым дети двигаются вперед.