Путешествие в страну птиц
Серова Татьяна Геннадьевна, ГБДОУ детский сад №99 Калининского района Санкт-Петербурга, воспитатель
Цель: Формировать у детей обобщенные представления о птицах как живых существах.
Задачи.
1. Развивать монологическую и диалогическую речь.
2. Учить образовывать приставные глаголы.
3. Совершенствовать мелкую моторику рук, развивать конструктивные умения.
4. Продолжать активизировать познавательные способности детей.
5. Воспитывать бережное отношение к птицам.
6. Рассказывать о помощи человека птицам.
Ход занятий.
Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в страну птиц.
Воспитатель: сегодня мы с вами отправимся в путешествие по местам, где живут разные птицы. Первая остановка в лесу. Ребята, скажите, пожалуйста, какие птицы живут в лесах: соловей, черный дятел, стриж, тетерев, филин, кукушка, ворон, иволга, сова, глухарь, коршун, чиж, снегирь.
На фланелеграфе – иллюстрации птиц. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.
1.Я по дереву стучу.
Червячка достать хочу.
Хоть я скрылся под корой
Все равно он будет мой. (Дятел)
2.Я на елке, на суку
Счет веду: «ку-ку, ку-ку». (Кукушка)
3. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива
Стрекотунья – белобока,
А зовут ее – (сорока).
4.Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло. (Сова)
5.На шесте - дворец
Во дворе - певец.
А зовут его - (Скворец).
Дети отгадывают загадки, выбирают соответствующие картинки.
А теперь ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу: лес – дом животных и птиц, мы с вами гости леса. В лесу нельзя шуметь, оставлять мусор, ломать ветки деревьев, рвать охапками цветы и тогда лес встретит нас как гостеприимный хозяин : порадует полевыми цветами, сочными ягодами ,радостным щебетанием птиц. Нельзя шуметь возле птичьих гнезд: птица может испугаться, улететь и не вернуться в гнездо, а ее птенчики погибнут с голоду.
Итак. Мы с вами решили понаблюдать за птицей и остановились немного подальше от гнезда.
Птица из гнезда вылетела и дальше полетела. Гнездо вокруг облетела и от гнезда отлетела. За дерево залетела, из - за дерева вылетела и вдаль улетела. Потом прилетела и в гнездо залетела.
Воспитатель предлагает детям вспомнить какое время года сейчас?
Ответы детей: весна.
Почему вы решили, что сейчас весна? Дети называют приметы весны. Одна из примет – прилетают перелетные птицы.
Воспитатель : Молодцы, ребята! Вот и к нам сегодня в гости прилетел попугай.
( Входит ребенок – на голове шапочка попугая и вносит клетку с попугаем). Несколько дней назад он мне позвонил и сказал, что хочет прилететь к нам в детский сад в гости со своим другом. Я, конечно же, обрадовалась, разрешила ему прилететь. Давайте с ним поздороваемся и познакомимся. Его зовут Кеша. А как вы думаете, ребята, откуда он к нам прилетел? Ответы детей: из жарких стран.
Правильно. Вот мы с вами сделали остановку в одной из жарких стран. Откуда прилетел Кеша! Он прилетел, чтобы побольше узнать о том, что вы ребята знаете о жизни птиц, чтобы рассказать об этом своим друзьям. Ребята, пока Кеша летел в самолете, он очень устал. Спинки кресел не очень удобные и крылышки его затекли. Давайте же вместе с Кешей немного подвигаемся.
Физкультминутка. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом ).
На опушку, посмотри
Прилетели журавли.
Все внимательно глядят
На одной ноге стоят.
А потом меняют
Глазки закрывают.
Глазки открывают,
Крылья поднимают,
Крылья опускают,
Снова поднимают.
Вот присели и поднялись.
Наклонились, распрямились,
Дружно все остановились
Крылышками помахать.
И на стульчик сесть опять.
Ребята! Как вы думаете, почему именно попугаев часто заводит человек у себя дома?
Дети: Попугаи неприхотливы, хорошо приживаются в неволе, питаются разнообразным кормом, очень веселые и жизнерадостные птицы, внимательно слушают речь человека, пытаются подражать, при правильном уходе учатся разговаривать, размножаются, с попугайчиками интересно общаться, они легко приручаются , не боятся человека , поддаются дрессировке.
Воспитатель: Дети, чтобы попугайчики чувствовали себя достаточно хорошо в неволе, следует создать необходимые условия для их жизни. Какие условия необходимы попугайчикам?
Дети: Просторная клетка, чистая кормушка, с разнообразным кормом , чистая поилка со свежей водой , разнообразные жердочки, подвижные качели, зеркальце.
Воспитатель: Для чего попугайчикам необходимы разные жердочки, качели, зеркальце?
Дети: Попугайчики - подвижные птицы, любят двигаться, перепрыгивать и перелетать с места на место, расправлять свои крылья, чистить и точить о жердочку клюв, любят сидеть на жердочках, на качелях качаются, с зеркальцем играют, заглядывают, в зеркальце отражается свет, играет солнце и.т.д.
Воспитатель: Как можно догадаться о хорошем самочувствие птиц.
Дети: Попугайчики скачут по клетке, клюют корм, пьют воду, чистят перья, общаются друг с другом, издают различные звуки.
Воспитатель: А как мы догадаемся, если попугайчик заболеет?
Дети: Они не будут двигаться, перья не блестящие – взъерошены, не подают голоса, не клюют корм, не пьют.
Чтобы попугайчики были всегда веселые и здоровые им необходимо давать разнообразный корм: различное зерно, тертую морковь, кусочки яблока, крошки творога, яйца, хлеба. Очень любят попугайчики зеленые листья традисканции и проросший овес.
Воспитатель предлагает детям покормить попугайчиков разнообразным кормом и понаблюдать за реакцией птиц.
Ребята, оказывается птицы общаются, друг с другом, так же как и мы с вами. Они разговаривают на своем птичьем языке, ссорятся, целуются, играют друг с другом, любят друг друга.
Д/И « Угадай, птичьи голоса».
Кто каркает (ворона).
Кто воркует (голубь).
Кто стрекочет (сорока).
Кто кукует (кукушка).
Кто ухает (филин, сова).
Кто гогочет (гусь).
Кто крякает (утка).
Кто курлычет (журавль).
Кто щебечет (ласточка).
Воспитатель : Молодцы ребята! Много знаете о птицах. Кеше понравилось, что вы знаете про него многое. Ребята, расскажите Кеше, из чего птицы строят гнезда и где?
Дети: Гнезда строят из веток, прутиков, соломы, сухой травы, перышек, грязи и тополиного пуха. Строят в разных местах и на деревьях и в траве и в камышах и на крышах и под крышей домов и в горах.
Воспитатель: Могут ли люди как-то помочь птицам в строительстве гнезд?
Дети: Люди помогают тем, что делают скворечники и развешивают их на деревьях. А зимой можно развесить кормушки на деревьях.
Ребята, сейчас мы с вами отправимся в творческую мастерскую, превратимся в маленьких строителей и сделаем кормушку для птиц из кар тонного пакета из под молока.
Давайте подготовим наши руки к работе и проведем пальчиковую гимнастику. (Во время ее проведения дети выполняют движения пальцами рук – загибают поочередно пальцы рук, а затем разгибают их).
Пой-ка, подпевай-ка!
Десять птичек – стайка,
Это птичка - соловей,
Это птичка - воробей,
Это птичка - совушка,
Сонная головушка.
Это птичка – свиристель,
Это птичка – коростель,
Это птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Это зяблик, это стриж.
Это развеселый чиж.
Ну а это злой орлан…
Птички, птички по домам.
Далее выполнение практического задания.
Воспитатель предлагает детям вырезать из картонной коробки окошки, насыпать корм, подвязать кормушки и повесить на дерево.
1) Вырезать 2 противоположных окошка.
2) На линии проделать два отверстия и продеть веревку и завязать концы.
Во время практического задания проводится игра – музыкальная пауза «Птичьи голоса».
Итог: Воспитатель : О чем мы сегодня беседовали на занятии? Что Вам запомнилось из нашего занятия? Воспитатель предлагает послушать стих – Е.Каргановой : Хотел бы я выучить птичий язык.
Хотел бы я выучить птичий язык!
Хотел бы я птичьи заботы понять,
Хотел бы их крики и споры унять,
Хотел бы от хищников их охранять,
Хотел бы их песни вовсю распевать!
Я птицам сказал бы:
— Спасибо вам, птицы!
Без вас,
Голосистых, крикливых,
Было бы очень тоскливо!
Попугай Кеша в конце занятия.
Спасибо Вам, ребята,
Спасибо Вам, друзья,
Много интересного
Узнали вы и я.
Вас за все благодарю.
Витаминки вам дарю.
Наше путешествие подошло к концу.
До свидания.
Список литературы.
1. М.А. Васильева. В.В. Гербова, Т.С. Комарова.
Программа воспитания и обучения в детском саду. Воспитание дошкольника. 2004г.
2. В.Н. Волчкова. Н.В. Степанова. Конспекты занятий в старшей группе д\с. Экология. Т.И Учитель . Воронеж. 2004г.
3. Н.Л. Шерстенина. Методические материалы. Приложение к журналу «Дошкольник. Младший школьник».№3. 2011г.М. «Школьная пресса».