Логопедическая работа по развитию связной речи
у дошкольников с общим недоразвитием речи
Цель, задачи, и организация логопедической работы по формированию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель работы: научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) ознакомление с различными методиками по формированию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи;
2) определение содержания методики;
3) определение эффективности данной методики
В ходе работы были использованы игры и упражнения, предложенные Т.А.Ткаченко, 1999; Т.И.Петровой, Е.С.Петровой, 2004; Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой, 2003; А.В.Соболевой, 2000; В.И.Селиверстовым, 1994; Ефименковой Л.Н., 1981.
Работа проходила по следующим направлениям:
- обучение составлению предложений по картинкам;
- обучение составлению пересказа;
- обучение составлению описательного рассказа;
- обучение составлению продолжения рассказа;
- обучение составлению рассказа на заданную тему.
На протяжении всего курса коррекционно-логопедических занятий мы придерживались трех основных форм обучения: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия. Подгруппы были сформированы в зависимости от уровня развития ребенка в данной области (низкий, средний). Фронтальные занятия проводились только на последнем этапе. Для наибольшей эффективности с некоторыми детьми проводилась индивидуальная работа (в случае, если на подгрупповом занятии ребенок не усвоил тот или иной материал).
Коррекционное обучение осуществлялось с опорой на совокупность основных закономерностей и принципов построения учебного процесса, выявленных современной педагогикой, психологией, соблюдая общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность обучения и т.д.).
На протяжении всей коррекционной работы большое внимание уделялось развитию коммуникативной функции. Она реализовывалась в отработке разных форм речевой деятельности: слушания, говорения. Постепенно менялось доминирование речевой деятельности: от преобладающей роли логопеда и пассивного слушания детей до возрастающей самостоятельности и сложности речевой деятельности дошкольников, что способствовало активизации мыслительной деятельности.
Чтобы сделать занятия интересными для детей, был тщательно подобран учебно-дидактический материал. Исходя из того, что основным видом деятельности дошкольников является игра, то и все задания, предложенные детям, проводились в игровой форме. Используемые упражнения способствовали развитию самостоятельности детей, сокращали малоэффективную механическую работу. К тому же, знания, полученные в ходе игр и упражнений, закреплялись и использовались в свободной практической деятельности.
Большое внимание в процессе коррекционно-логопедической работы уделялось работе над словом, словосочетанием, и предложением, что является основой для дальнейшего развития у детей умения самостоятельно составлять рассказы и пересказывать тексты.
Для закрепления полученных навыков детям предлагались ситуации, в которых они должны были подумать и подобрать именно то слово, которое подходит только к этой ситуации. Тем самым развивали у детей семантическую сторону речи.
Содержание методики обучения связной речи.
Коррекционное обучение включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением, пересказом и рассказом.
В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что дети не всегда правильно понимают значение слов, что свидетельствует о скудном словарном запасе. Поэтому большое внимание в коррекционном процессе уделялось словарной работе.
Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться. В ходе логопедической работы были использованы следующие приемы словарной работы:
1) показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ сопровождается пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребенку контекст. Далее проводятся различные упражнения на закрепление его правильного произношения и употребления.
2) объяснение происхождения данного слова (хлебница – посуда, в которой хранят хлеб; кофейник – посуда, в которой варят кофе).
3) употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный дом – очень большой дом, тот, который выше всех других домов).
4) постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Это забор высокий или низкий?»), а затем требуют самостоятельных ответов. Также большое внимание уделялось обучению детей самостоятельной постановке вопросов.
5) подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.
6) распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.
7) составление предложений по опорным словам.
Логопедическая работа проходила в три этапа.
Содержание первого этапа логопедической работы направлено на расширение и активизацию словарного запаса детей.
Содержание второго этапа логопедической работы предусматривает составление двусоставного нераспространенного предложения, составление распространенных и сложных предложений, ответы на вопросы предложением.
Содержание третьего этапа логопедической работы включает в себя задания на составление пересказа с опорой на серию картинок, на сюжетную картинку, без опоры на наглядность; составление рассказов-описаний, по серии сюжетных картинок, по одной сюжетной картинке, а также творческие задания: продолжение незавершенного рассказа и на заданную тему.
I этап логопедической работы.
Цель: уточнение и обогащение словарного запаса детей по всем лексическим темам (в соответствии с программой детского сада).
В ходе логопедической работы использовались общепринятые дидактические игры и упражнения.
Весь лексический материал подобран по частям речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное, наречие).
II этап логопедической работы
Цель: научить детей составлять грамматически правильно оформленные предложения.
1) Игра «Скажи, что делать»
Цель: учить детей составлять двусоставное предложение с глаголом в повелительном наклонении.
Ребенку предлагается назвать команды, которые можно отдавать собаке, например: «Мухтар, лежи».
2) Игра «Скажи, что делать»
Цель: учить составлять двусоставное предложение с глаголом в повелительном наклонении.
Ребенку предлагается придумать задания для товарищей, например: «Полей цветы», «Отойди».
3) Игра «Назови, что делает»
Цель: учить составлять двусоставное предложение с глаголом III лица, единственного числа, изъявительного наклонения.
Ребенок рассматривает картинки, разложенные на столе, и называет предмет и действие, которое он совершает. Например: «Дети играют».
4) Игра «Скажи, что нарисовано»
Цель: учить детей составлять распространенное предложение.
Ребенок рассматривает картинку и составляет предложение по сюжету, изображенному на ней, например: «Девочка пьет чай», «Мальчик покупает лимон.
5) Игра «Скажи, что нарисовано»
Цель: учить детей составлять распространенное предложение типа – подлежащее – сказуемое – прямое дополнение – косвенное дополнение.
Ребенок рассматривает картинки, разложенные на столе, и составляет предложение по ним.
6) Игра « Что видишь на картинке»
Цель: учить составлять распространенные предложения типа подлежащее – сказуемое – обстоятельство места.
Материал: сюжетные картинки
- Коровы стоят в хлеву.
- Белка живет в дупле.
- Мальчик подходит к дому.
- Машина заезжает в гараж.
- Цветы стоят на подоконнике.
7) Игра «Что ты видишь на картинке»
Цель: учить составлять распространенное предложение типа подлежащее – сказуемое – дополнение – обстоятельство места.
Материал: сюжетные картинки
- Коля наливает воду в стакан.
- Девочка ставит чайник на стол.
- Девочка рвет цветы в саду.
- Машина заезжает в гараж.
- В лесу растут грибы.
9) Игра «Ответь на вопрос»
Цель: учить составлять распространенное предложение типа подлежащее – сказуемое – обстоятельство образа действия, выраженное наречием.
Ребенок отвечает на вопросы экспериментатора:
- Как светит солнце? – Солнце светит ярко.
- Как поют птицы?
- Черепаха как ползает?
- Заяц как бегает?
- Как сражаются солдаты?
10) Игра «Составь предложение по данным словам»
Цель: учить детей составлять распространенное предложение.
Ребенку предлагаются слова, которые он должен преобразовать в предложение.
Материал:
- Играть, дети, весело.
- Светить, теплое, солнце.
- Медведь, мед, сладкий, любит.
- Под, ноги, скрепит, снег, белый.
- Перелетные, весна, птицы, прилетают.
- На, стоять, Вася, мост.
- В, птицы, небо, летать.
11) Игра «Ответь на вопрос полным предложением»
Цель: учить детей составлять распространенные предложения с однородными членами.
Материал:
- Что разносит почтальон?
- Чему учат в школе?
- Какие овощи растут на огороде?
- Какие птицы прилетают весной?
- Какая шерстка у кошки?
- Что ты делаешь в детском саду?
12) Игра «Закончи предложение»
Цель: учить детей составлять сложносочиненные предложения.
Материал:
- На улице хорошая погода, и …
- Днем светит солнце, а ночью …
- Весной солнце светит ярко, но …
- За мной придет мама, и мы …
- Наступила весна, и …
13) Игра «Все наоборот»
Цель: Научить детей составлять предложения, из которых первое предложение начинается словом сначала, а второе предложение начинается словами а потом.
Логопед заранее готовит и раскладывает необходимые предметы, которые можно использовать в игре: расческу, ножницы, полотенце, постельные принадлежности, посуду, одежду. Один ребенок – водящий по заданию логопеда выполняет два действия, но в обратном порядке, например ребенок садится за стол непричесанным, кушает, а потом достает расческу и начинает расчесываться. Дети должны уловить ошибку в последовательности изображенных действий, исправить ее и рассказать, что надо делать сначала, а что потом.
14) Игра «Скажи, почему ты выбрал эту игрушку»
Цель: научить детей грамматически правильно отвечать на вопрос почему?
На столе лежат различные игрушки: мяч, прыгалки, сачок, куклы, машины. Ребенок выбирает игрушку и отвечает на вопрос другого, почему он ее выбрал, например: «Я взял куклу, потому что она мне понравилась», «Я выбрал сачок, потому что хочу ловить бабочек».
15) Игра «Закончи предложение»
Цель: учить детей составлять сложноподчиненные предложения.
Материал:
- На улице тепло, потому что …
- Мы пойдем гулять, если …
- Я буду сильным и выносливым, если …
- Цветы погибнут, если …
- У нас есть музыкальный зал, где мы …
- В парке есть пруд, где …
- Осенью птицы улетают на юг, потому что …
- Зимой мы тепло одеваемся, чтобы …
- С деревьев падают листья, так как …
16) Игра «Почему так называется»
Цель: учить составлять сложные предложения и объяснять происхождение слова.
Материал:
- Хлебница – посуда, в которой хранят хлеб.
- Кофейник
- Конфетница
- Мыльница
- Салатница
- Чернильница
17) Игра «Придумай предложение»
Цель: учить детей придумывать распространенное предложение с данным словом.
Ребенку предлагается придумать предложение со словами: скоро; утром; вечером; медленно; громко; долго.
18) Игра «Составь предложение по картинке»
Цель: учить составлять распространенное предложение.
Материал: сюжетные картинки
- Мальчик переходит улицу.
- Пчелы собирают мед.
- Маляр красит дом.
- Часовщик чинит часы.
- Собака сидит около конуры.
- Ласточка летит в гнездо.
- Девочка сидит за столом и рисует.
- Девочка поливает цветы.
- Ребята играют в песочнице.
- Лиса живет в норе.
- Мальчик чинит тачку.
- Машинист ведет поезд.
- Дедушка читает газету.
19) Игра «Придумай предложение по картинкам»
Цель: учить детей составлять предложение по трем картинкам, связанным тематически.
Ребенку предлагается рассмотреть картинки и составить по ним предложение.
Материал: предметные картинки
- повар – кастрюля – суп
- варежки – зима – дети
- овощи – осень – огород
- ягоды – банки – мама
- карандаши – девочка – картина
- цветы – лейка – дежурные
- бабушка – клубок – свитер
- мальчик – мыло – полотенце
- мальчик – ручей – кораблик
- ежик – грибы – зима
- девочка – кукла – одежда
III этап логопедической работы
Цель: учить детей пересказу, рассказыванию и составлению рассказов
Пересказ с опорой на серию картинок
Цель: учить детей точно и полно отвечать на вопросы, строя фразу из 4-6 слов; учить пересказывать короткий текст.
1) «Нашли ежа»
«Ребята пришли в лес. Под кустом они нашли ежа. Дети положили ежа в шапку и понесли домой. Дома они напоили ежа молоком.»
а) Ответить на вопросы:
- Куда пошли ребята?
- Кого они нашли?
- Где ребята нашли ежа?
- Что дети сделали с ежиком?
- Чем они напоили ежа дома?
б) Логопед пересказывает текст, а ребенок вставляет слово или предложение.
в) Ребенок самостоятельно пересказывает текст.
2) «Вечер»
«Наступил вечер. Вся семья дома. Мама на кухне готовит ужин. Папа играет с маленьким Ванечкой. Наташа делает уроки в своей комнате. А кот Бегемот играет с ленточкой».
а) Ответить на вопросы:
- Наступило утро или вечер?
- Что делает мама?
- С кем играет папа?
- Какой Ванечка?
- Кто Ванечка Наташе? А маме?
- Где Наташа делает уроки?
- Что делает Наташа?
- Как зовут кота?
- С чем играет кот?
б) Пересказать текст.
Пересказ с опорой на сюжетную картинку.
Цель: учить детей пересказывать текст значительного объема, отвечать на вопросы точно и полно.
1) «Предвестники весны»
«Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»
а) Ответить на вопросы:
- Какая была зима?
- Что наступает после зимы?
- Как греет солнышко весной?
- Кто прилетел?
- Кого увидели дети?
- Что они закричали?
б) Пересказать текст.
2) «Это я виноват»
«Маша и Паша играли в комнате. Бабушка готовила обед на кухне. Маша захотела варенья и полезла в шкаф за банкой. Паша говорит сестре: «Не надо, Маша! Подожди бабушку!» но Маша не послушалась. Она встала на стул, взяла банку и не удержала ее. Банка выскользнула из Машиных рук и с грохотом разбилась. На шум пришла бабушка и молча встала в дверях. Паша шагнул вперед и громко сказал: «Бабушка, это я виноват! Меня ругай!»
а) Ответить на вопросы:
- Где играли Маша и Паша?
- Кто они были друг другу?
- За чем Маша полезла в шкаф?
- Что сказал Паша сестре?
- Послушалась Маша брата?
- Что случилось с банкой варенья?
- Кто пришел на шум?
- Что сказал Паша?
- Почему он взял вину на себя?
- Как поступил Паша?
- Кто был старше?
- Кто младше?
- Если бы сестра была старше Паши, мог бы он поступить так же?
-Кто поступил как настоящий друг?
б) Пересказать текст по «цепочке» – один ребенок начинает, второй заканчивает.
3) «Про собаку»
« Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидела она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет, – она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки; того мяса вовсе не было, а свое волною унесло. И осталась собака ни с чем».
а) Ответить на вопросы:
- Кто шел через речку?
- Что несла собака в зубах?
- Кого она увидела в воде?
- Что подумала собака?
- Что она сделала?
- Что случилось с мясом?
- С чем осталась собака?
б) Пересказать текст.
Пересказ без опоры на наглядность.
Цель: учить детей отвечать на вопросы, пересказывать текс без опоры на наглядность.
1) «Дружок»
«Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку».
а) Ответить на вопросы:
- Кто пас стадо овец?
- Где пастух пас стадо?
- Что сделал пастух?
- Кто вышел из леса?
- Что сделал волк?
- Как звали собаку у пастуха?
- Как помог Дружок пастуху?
б) Пересказать текст.
2) «Запасливый еж»
«В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки и накалывал их на иголки. Ежик относи яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму».
а) Ответить на вопросы:
- Кто жил в лесу?
- Куда приходил еж ночью?
- Что он находил в саду?
- Что делал ежик с яблоками?
- Куда он относил яблоки?
- Что еж заготавливал?
б) Пересказать текст.
Составление рассказа-описания.
Цель: учить детей составлять рассказ-описание о различных предметах.
1) «Опиши игрушку»
На столе разложены предметы: мячи (большие – маленькие, красные – синие), овощи (помидоры, огурцы, морковь), кубики (пластмассовые, деревянные, разного цвета и размера). Сначала ребенок по заданию выбирает только самые большие предметы и при этом говорит: «Это большой мяч, большой огурец, большой кубик». Далее ребенок выбирает большие красные предметы и, наконец, большие красные предметы круглой формы. Уточняется применение этих предметов.
Затем ребенок составляет рассказ-описание о мяче.
Например: «Это большой красный круглый мяч. Он резиновый. Мяч можно ловить, катать, бросать. С мячом играют в футбол, волейбол».
2) «Сравни животных»
Ребенку предлагается рассмотреть две картинки. На одной изображен заяц, на другой – кошка.
Ребенок рассматривает картинки и сравнивает, чем похожи и чем отличаются животные.
Далее ребенку предлагается рассказать о любом из этих животных, опираясь на план:
- Какое это животное: домашнее или дикое?
- Где живет?
- Внешний вид животного: шерсть, лапки, ушки, хвостик.
- Как передвигается?
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Цель: учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин, последовательность которых служит планом рассказывания; продолжать учить составлять фразы с опорой на картинку и вопрос.
1) «Незнайкин подарок»
Логопед предлагает ребенку рассмотреть серию сюжетных картин о Незнайке, разложить их по порядку. Затем задает вопросы по их содержанию:
1) Ответить на вопосы:
- Когда это было: зимой или летом?
- Что собрал Незнайка?
- Во что он собрал снежинки?
- Куда Незнайка понес снежинки?
- Кому Незнайка показал снежинки?
- Как было в комнате: тепло или холодно?
- Какой праздник приближался?
- Почему Дюймовочка засмеялась?
- Откуда в шапке взялась вода?
- Почему Незнайка расстроился?
- Что он хотел подарить Дюймовочке?
- Какие были снежинки?
2) Составить предложение по опорным словам:
- Незнайка – снежинки
- Снежинки – шапка
- Незнайка – Дюймовочка
- Шапка – вода
- Набрал – понес – показал
- Перевернул – вылил – расстроился
- Приготовилась - засмеялась
Далее ребенок самостоятельно составляет рассказ. В случаях затруднений логопед помогает.
Образец рассказа: «Это было зимой. Приближался праздник Новый год. Все дарили друг другу подарки. Незнайка тоже решил подарить Дюймовочке подарок. Незнайка вышел на улицу. С неба падали крупные красивые снежинки. Незнайка снял шляпу и долго-долго стоял на морозе. Незнайка набрал много красивых снежинок. Он понес их Дюймовочке домой. Дюймовочка стояла около елки и ждала подарка от Незнайки. Радостный Незнайка перевернул шляпу. Но вместо снежинок из шляпы полилась вода. Забыл Незнайка, что снежинки в комнате тают».
2) «Про девочку Машу и куклу Наташу»
Логопед показывает серию сюжетных картин о девочке и ее кукле. По ходу рассматривания картинок задает детям вопросы:
1) Ответить на вопросы:
- Когда это было: зимой или летом?
- Куда вышла девочка Маша?
- Что Маша держала в руках?
- Куда Маша села?
- Кого Маша посадила на качели?
- Смогла Маша качаться? Почему?
- Какая была кукла: тяжелая или легкая?
- Кто тяжелее: Маша или кукла?
- Что Маша слепила?
- Куда Маша посадила снеговика?
- Какая девочка Маша? (умная, сообразительная)
2) Составить предложение по опорным словам:
- Маша – кукла – двор
- Сесть – качаться – задуматься
- Слепить – посадить – покачать
3) Составить цепочки предложений по начальному предложению и опорным словам:
- Маша вышла гулять. – Куда? – С кем?
- Маша посадила куклу. – Куда? – Зачем?
- Маша слепила снеговика. – Какого? – Для чего?
- Маша поставила снеговика. – Куда? – Зачем?
- Маша стала качаться. – На чем? – С кем?
Ребенок самостоятельно составляет связный рассказ с опорой на серию картинок. В случае затруднений логопед помогает.
Образец рассказа: «Это было зимой. Девочка Маша вышла во двор. С ней была ее любимая кукла Наташа. Маша захотела покачаться на качелях. Она посадила куклу на одну сторону качелей, а сама села на другую. Кукла Наташа была очень легкой, и Маша не смогла качаться на качелях. Маша слезла с качелей, скатала комки из снега и слепила снеговика. Маша посадила снеговика рядом с куклой Наташей. Теперь можно было качаться на качелях.
3) «Страшный зверь»
Ребенок рассматривает серию сюжетных картинок, раскладывает их в правильной последовательности. Логопед задает вопросы по содержанию картинок.
1) Ответить на вопросы:
- Как мы назовем мальчика и девочку?
- Куда пошли Катя и Вова?
- За чем они пошли в лес?
- Что дети увидели в дупле?
- Где было дупло?
- Почему дети испугались?
- К кому дети побежали?
- Что дедушка нес на плече?
- Куда пошли Катя, Вова и дедушка?
- На кого нацелил ружье дедушка?
- Что он крикнул?
- Кто вышел из дупла?
- Почему Катя и Вова засмеялись?
2) Составить цепочки предложений по опорным словам:
- Дети отправились в лес. – Когда? – Зачем?
- Катя и Вова остановились. – Около чего? – Почему?
- Дети испугались. – Чего? – Почему?
- Дети побежали. – К кому? – Зачем? – С какими словами?
- Дедушка громко крикнул. – Что? – Кому?
- Вышел маленький котенок. – Откуда? – Куда?
Затем ребенок составляет связный рассказ. Логопед помогает в случае затруднений.
Образец рассказа: «Катя и Вова отправились в лес за грибами. Вдруг под старым дубом, в дупле, они увидели чьи-то горящие глаза. Дети решили, что там притаился страшный зверь. Они очень испугались и побежали прочь от старого дуба. Навстречу им попался дедушка. У дедушки было охотничье ружье. Дедушка никого не боялся. Вместе они подошли к дуплу. Дедушка выставил вперед ружье и грозным голосом закричал: «А ну, страшный зверь, выходи!» И тут из дупла вышел маленький смешной… котенок. Катя и Вова рассмеялись, а дедушка сказал: «Ну и страшный зверь!»
Составление рассказа по одной сюжетной картине.
Цель: учить детей составлять рассказ по одной сюжетной картине, изображенные на которой события – конечный результат действия. Продолжать учить детей отвечать на вопросы со словами почему, отчего, зачем, строить фразы с включением нескольких определений.
1) «Друзья»
Логопед показывает сюжетную картину; после внимательного рассматривания картины ребенком задает ему вопросы.
- Когда это было?
- Где это случилось?
- С кем играла девочка?
- Как мы назовем девочку и мальчиков?
- Кто забрал у Тани мяч?
- Хорошо поступил мальчик Витя?
- Почему заплакала Таня?
- С чем играл мальчик Андрей?
- Что он протянул Тане?
- Что сказал Андрей?
- Кто поступил как настоящий друг?
- Как поступил Андрюша?
- Кто поступил по-доброму?
- С кем девочка Таня будет дружить?
- Кому Таня даст свои игрушки?
Далее ребенок составляет рассказ по картине, а логопед помогает в случае необходимости.
2) «Случай в лесу»
Ребенок внимательно рассматривает сюжетную картину, затем логопед задает ему вопросы по картине.
- Когда это было?
- Где это случилось?
- Как зовут девочку?
- С кем Оля пошла в лес?
- Что случилось с Олиной собакой?
- Как ты назовешь собаку?
- Как она поранила лапку?
- Почему собака заскулила?
- Чем Оля забинтовала лапку собаке?
- Как поступила Оля?
- Для чего Оля забинтовала лапку?
Ребенок составляет связный рассказ по картине. В случае затруднений логопед помогает.
Составление продолжения (окончания) рассказа.
Цель: учить детей придумывать продолжение рассказа, развивать фантазию.
1) «Заботливая сестра»
Логопед читает начало рассказа и предлагает ребенку придумать его продолжение:
«Однажды летом брат и сестра пошли в лес за грибами. Бродили они долго, очень устали. Только Лена набрала полную корзинку, а Сережа нашел всего два гриба…»
2) «Щенок Бимка»
Логопед предлагает ребенку придумать окончание рассказа:
«Убежал щенок Бимка из дома. Пролез под забором и оказался на поляне. Здесь ему попался ежик. Тронул его Бимка лапой – колется. Вдруг увидел Бимка бабочку – пеструю, красивую, воздушную – и побежал за ней. Бежал, бежал и свалился в ручей…»
3) «Еж и заяц»
Ребенку предлагается придумать продолжение сказки про ежа и зайца.
«В одном лесу жили еж и заяц. Зайцу не нравился ежик, потому что он колючий. Зайчик все время спорил с ежом, что важнее: колючки или быстрые ноги. Однажды…»
Составление рассказа на заданную тему.
Цель: учить детей придумывать рассказ на заданную тему.
1) «Зимние развлечения»
Материал: предметные картинки с изображением снеговика, санок, лыж.
Логопед предлагает ребенку рассказать, во что он играет зимой на улице, какие знает спортивные зимние игры, виды спорта.
2) «В лесу»
Материал: предметные картинки – лес, волк, белка.
Логопед предлагает ребенку придумать рассказ о том, что может произойти с волком и белочкой.