Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Логопедическая работа по развитию связной речи
у дошкольников с общим недоразвитием речи

Цель, задачи, и организация логопедической работы по формированию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Цель работы: научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1) ознакомление с различными методиками по формированию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи;

2) определение содержания методики;

3) определение эффективности данной методики

В ходе работы были использованы игры и упражнения, предложенные Т.А.Ткаченко, 1999; Т.И.Петровой, Е.С.Петровой, 2004; Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой, 2003; А.В.Соболевой, 2000; В.И.Селиверстовым, 1994; Ефименковой Л.Н., 1981.

Работа проходила по следующим направлениям:

- обучение составлению предложений по картинкам;

- обучение составлению пересказа;

- обучение составлению описательного рассказа;

- обучение составлению продолжения рассказа;

- обучение составлению рассказа на заданную тему.

На протяжении всего курса коррекционно-логопедических занятий мы придерживались трех основных форм обучения: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия. Подгруппы были сформированы в зависимости от уровня развития ребенка в данной области (низкий, средний). Фронтальные занятия проводились только на последнем этапе. Для наибольшей эффективности с некоторыми детьми проводилась индивидуальная работа (в случае, если на подгрупповом занятии ребенок не усвоил тот или иной материал).

Коррекционное обучение осуществлялось с опорой на совокупность основных закономерностей и принципов построения учебного процесса, выявленных современной педагогикой, психологией, соблюдая общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность обучения и т.д.).

На протяжении всей коррекционной работы большое внимание уделялось развитию коммуникативной функции. Она реализовывалась в отработке разных форм речевой деятельности: слушания, говорения. Постепенно менялось доминирование речевой деятельности: от преобладающей роли логопеда и пассивного слушания детей до возрастающей самостоятельности и сложности речевой деятельности дошкольников, что способствовало активизации мыслительной деятельности.

Чтобы сделать занятия интересными для детей, был тщательно подобран учебно-дидактический материал. Исходя из того, что основным видом деятельности дошкольников является игра, то и все задания, предложенные детям, проводились в игровой форме. Используемые упражнения способствовали развитию самостоятельности детей, сокращали малоэффективную механическую работу. К тому же, знания, полученные в ходе игр и упражнений, закреплялись и использовались в свободной практической деятельности.

Большое внимание в процессе коррекционно-логопедической работы уделялось работе над словом, словосочетанием, и предложением, что является основой для дальнейшего развития у детей умения самостоятельно составлять рассказы и пересказывать тексты.

Для закрепления полученных навыков детям предлагались ситуации, в которых они должны были подумать и подобрать именно то слово, которое подходит только к этой ситуации. Тем самым развивали у детей семантическую сторону речи.

Содержание методики обучения связной речи.

Коррекционное обучение включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением, пересказом и рассказом.

В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что дети не всегда правильно понимают значение слов, что свидетельствует о скудном словарном запасе. Поэтому большое внимание в коррекционном процессе уделялось словарной работе.

Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться. В ходе логопедической работы были использованы следующие приемы словарной работы:

1) показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ сопровождается пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребенку контекст. Далее проводятся различные упражнения на закрепление его правильного произношения и употребления.

2) объяснение происхождения данного слова (хлебница – посуда, в которой хранят хлеб; кофейник – посуда, в которой варят кофе).

3) употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный дом – очень большой дом, тот, который выше всех других домов).

4) постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Это забор высокий или низкий?»), а затем требуют самостоятельных ответов. Также большое внимание уделялось обучению детей самостоятельной постановке вопросов.

5) подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.

6) распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.

7) составление предложений по опорным словам.

 

Логопедическая работа проходила в три этапа.

Содержание первого этапа логопедической работы направлено на расширение и активизацию словарного запаса детей.

Содержание второго этапа логопедической работы предусматривает составление двусоставного нераспространенного предложения, составление распространенных и сложных предложений, ответы на вопросы предложением.

Содержание третьего этапа логопедической работы включает в себя задания на составление пересказа с опорой на серию картинок, на сюжетную картинку, без опоры на наглядность; составление рассказов-описаний, по серии сюжетных картинок, по одной сюжетной картинке, а также творческие задания: продолжение незавершенного рассказа и на заданную тему.

 

 

I этап логопедической работы.

Цель: уточнение и обогащение словарного запаса детей по всем лексическим темам (в соответствии с программой детского сада).

В ходе логопедической работы использовались общепринятые дидактические игры и упражнения.

Весь лексический материал подобран по частям речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное, наречие).

 

II этап логопедической работы

Цель: научить детей составлять грамматически правильно оформленные предложения.

1) Игра «Скажи, что делать»

Цель: учить детей составлять двусоставное предложение с глаголом в повелительном наклонении.

Ребенку предлагается назвать команды, которые можно отдавать собаке, например: «Мухтар, лежи».

2) Игра «Скажи, что делать»

Цель: учить составлять двусоставное предложение с глаголом в повелительном наклонении.

Ребенку предлагается придумать задания для товарищей, например: «Полей цветы», «Отойди».

3) Игра «Назови, что делает»

Цель: учить составлять двусоставное предложение с глаголом III лица, единственного числа, изъявительного наклонения.

Ребенок рассматривает картинки, разложенные на столе, и называет предмет и действие, которое он совершает. Например: «Дети играют».

4) Игра «Скажи, что нарисовано»

Цель: учить детей составлять распространенное предложение.

Ребенок рассматривает картинку и составляет предложение по сюжету, изображенному на ней, например: «Девочка пьет чай», «Мальчик покупает лимон.

 

5) Игра «Скажи, что нарисовано»

Цель: учить детей составлять распространенное предложение типа – подлежащее – сказуемое – прямое дополнение – косвенное дополнение.

Ребенок рассматривает картинки, разложенные на столе, и составляет предложение по ним.

6) Игра « Что видишь на картинке»

Цель: учить составлять распространенные предложения типа подлежащее – сказуемое – обстоятельство места.

Материал: сюжетные картинки

- Коровы стоят в хлеву.

- Белка живет в дупле.

- Мальчик подходит к дому.

- Машина заезжает в гараж.

- Цветы стоят на подоконнике.

7) Игра «Что ты видишь на картинке»

Цель: учить составлять распространенное предложение типа подлежащее – сказуемое – дополнение – обстоятельство места.

Материал: сюжетные картинки

- Коля наливает воду в стакан.

- Девочка ставит чайник на стол.

- Девочка рвет цветы в саду.

- Машина заезжает в гараж.

- В лесу растут грибы.

 

9) Игра «Ответь на вопрос»

Цель: учить составлять распространенное предложение типа подлежащее – сказуемое – обстоятельство образа действия, выраженное наречием.

Ребенок отвечает на вопросы экспериментатора:

- Как светит солнце? – Солнце светит ярко.

- Как поют птицы?

- Черепаха как ползает?

- Заяц как бегает?

- Как сражаются солдаты?

 

10) Игра «Составь предложение по данным словам»

Цель: учить детей составлять распространенное предложение.

Ребенку предлагаются слова, которые он должен преобразовать в предложение.

Материал:

- Играть, дети, весело.

- Светить, теплое, солнце.

- Медведь, мед, сладкий, любит.

- Под, ноги, скрепит, снег, белый.

- Перелетные, весна, птицы, прилетают.

- На, стоять, Вася, мост.

- В, птицы, небо, летать.

 

11) Игра «Ответь на вопрос полным предложением»

Цель: учить детей составлять распространенные предложения с однородными членами.

Материал:

- Что разносит почтальон?

- Чему учат в школе?

- Какие овощи растут на огороде?

- Какие птицы прилетают весной?

- Какая шерстка у кошки?

- Что ты делаешь в детском саду?

 

12) Игра «Закончи предложение»

Цель: учить детей составлять сложносочиненные предложения.

Материал:

- На улице хорошая погода, и …

- Днем светит солнце, а ночью …

- Весной солнце светит ярко, но …

- За мной придет мама, и мы …

- Наступила весна, и …

 

13) Игра «Все наоборот»

Цель: Научить детей составлять предложения, из которых первое предложение начинается словом сначала, а второе предложение начинается словами а потом.

Логопед заранее готовит и раскладывает необходимые предметы, которые можно использовать в игре: расческу, ножницы, полотенце, постельные принадлежности, посуду, одежду. Один ребенок – водящий по заданию логопеда выполняет два действия, но в обратном порядке, например ребенок садится за стол непричесанным, кушает, а потом достает расческу и начинает расчесываться. Дети должны уловить ошибку в последовательности изображенных действий, исправить ее и рассказать, что надо делать сначала, а что потом.

14) Игра «Скажи, почему ты выбрал эту игрушку»

Цель: научить детей грамматически правильно отвечать на вопрос почему?

На столе лежат различные игрушки: мяч, прыгалки, сачок, куклы, машины. Ребенок выбирает игрушку и отвечает на вопрос другого, почему он ее выбрал, например: «Я взял куклу, потому что она мне понравилась», «Я выбрал сачок, потому что хочу ловить бабочек».

15) Игра «Закончи предложение»

Цель: учить детей составлять сложноподчиненные предложения.

Материал:

- На улице тепло, потому что …

- Мы пойдем гулять, если …

- Я буду сильным и выносливым, если …

- Цветы погибнут, если …

- У нас есть музыкальный зал, где мы …

- В парке есть пруд, где …

- Осенью птицы улетают на юг, потому что …

- Зимой мы тепло одеваемся, чтобы …

- С деревьев падают листья, так как …

16) Игра «Почему так называется»

Цель: учить составлять сложные предложения и объяснять происхождение слова.

Материал:

- Хлебница – посуда, в которой хранят хлеб.

- Кофейник

- Конфетница

- Мыльница

- Салатница

- Чернильница

17) Игра «Придумай предложение»

Цель: учить детей придумывать распространенное предложение с данным словом.

Ребенку предлагается придумать предложение со словами: скоро; утром; вечером; медленно; громко; долго.

18) Игра «Составь предложение по картинке»

Цель: учить составлять распространенное предложение.

Материал: сюжетные картинки

- Мальчик переходит улицу.

- Пчелы собирают мед.

- Маляр красит дом.

- Часовщик чинит часы.

- Собака сидит около конуры.

- Ласточка летит в гнездо.

- Девочка сидит за столом и рисует.

- Девочка поливает цветы.

- Ребята играют в песочнице.

- Лиса живет в норе.

- Мальчик чинит тачку.

- Машинист ведет поезд.

- Дедушка читает газету.

19) Игра «Придумай предложение по картинкам»

Цель: учить детей составлять предложение по трем картинкам, связанным тематически.

Ребенку предлагается рассмотреть картинки и составить по ним предложение.

Материал: предметные картинки

- повар – кастрюля – суп

- варежки – зима – дети

- овощи – осень – огород

- ягоды – банки – мама

- карандаши – девочка – картина

- цветы – лейка – дежурные

- бабушка – клубок – свитер

- мальчик – мыло – полотенце

- мальчик – ручей – кораблик

- ежик – грибы – зима

- девочка – кукла – одежда

 

III этап логопедической работы

Цель: учить детей пересказу, рассказыванию и составлению рассказов

 

Пересказ с опорой на серию картинок

Цель: учить детей точно и полно отвечать на вопросы, строя фразу из 4-6 слов; учить пересказывать короткий текст.

1) «Нашли ежа»

«Ребята пришли в лес. Под кустом они нашли ежа. Дети положили ежа в шапку и понесли домой. Дома они напоили ежа молоком.»

а) Ответить на вопросы:

- Куда пошли ребята?

- Кого они нашли?

- Где ребята нашли ежа?

- Что дети сделали с ежиком?

- Чем они напоили ежа дома?

б) Логопед пересказывает текст, а ребенок вставляет слово или предложение.

в) Ребенок самостоятельно пересказывает текст.

 

2) «Вечер»

«Наступил вечер. Вся семья дома. Мама на кухне готовит ужин. Папа играет с маленьким Ванечкой. Наташа делает уроки в своей комнате. А кот Бегемот играет с ленточкой».

а) Ответить на вопросы:

- Наступило утро или вечер?

- Что делает мама?

- С кем играет папа?

- Какой Ванечка?

- Кто Ванечка Наташе? А маме?

- Где Наташа делает уроки?

- Что делает Наташа?

- Как зовут кота?

- С чем играет кот?

б) Пересказать текст.

 

Пересказ с опорой на сюжетную картинку.

Цель: учить детей пересказывать текст значительного объема, отвечать на вопросы точно и полно.

1) «Предвестники весны»

«Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

а) Ответить на вопросы:

- Какая была зима?

- Что наступает после зимы?

- Как греет солнышко весной?

- Кто прилетел?

- Кого увидели дети?

- Что они закричали?

б) Пересказать текст.

 

2) «Это я виноват»

«Маша и Паша играли в комнате. Бабушка готовила обед на кухне. Маша захотела варенья и полезла в шкаф за банкой. Паша говорит сестре: «Не надо, Маша! Подожди бабушку!» но Маша не послушалась. Она встала на стул, взяла банку и не удержала ее. Банка выскользнула из Машиных рук и с грохотом разбилась. На шум пришла бабушка и молча встала в дверях. Паша шагнул вперед и громко сказал: «Бабушка, это я виноват! Меня ругай!»

а) Ответить на вопросы:

- Где играли Маша и Паша?

- Кто они были друг другу?

- За чем Маша полезла в шкаф?

- Что сказал Паша сестре?

- Послушалась Маша брата?

- Что случилось с банкой варенья?

- Кто пришел на шум?

- Что сказал Паша?

- Почему он взял вину на себя?

- Как поступил Паша?

- Кто был старше?

- Кто младше?

- Если бы сестра была старше Паши, мог бы он поступить так же?

-Кто поступил как настоящий друг?

б) Пересказать текст по «цепочке» – один ребенок начинает, второй заканчивает.

 

3) «Про собаку»

« Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидела она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет, – она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки; того мяса вовсе не было, а свое волною унесло. И осталась собака ни с чем».

а) Ответить на вопросы:

- Кто шел через речку?

- Что несла собака в зубах?

- Кого она увидела в воде?

- Что подумала собака?

- Что она сделала?

- Что случилось с мясом?

- С чем осталась собака?

б) Пересказать текст.

 

Пересказ без опоры на наглядность.

Цель: учить детей отвечать на вопросы, пересказывать текс без опоры на наглядность.

1) «Дружок»

«Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку».

а) Ответить на вопросы:

- Кто пас стадо овец?

- Где пастух пас стадо?

- Что сделал пастух?

- Кто вышел из леса?

- Что сделал волк?

- Как звали собаку у пастуха?

- Как помог Дружок пастуху?

б) Пересказать текст.

 

2) «Запасливый еж»

«В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки и накалывал их на иголки. Ежик относи яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму».

а) Ответить на вопросы:

- Кто жил в лесу?

- Куда приходил еж ночью?

- Что он находил в саду?

- Что делал ежик с яблоками?

- Куда он относил яблоки?

- Что еж заготавливал?

б) Пересказать текст.

 

Составление рассказа-описания.

Цель: учить детей составлять рассказ-описание о различных предметах.

1) «Опиши игрушку»

На столе разложены предметы: мячи (большие – маленькие, красные – синие), овощи (помидоры, огурцы, морковь), кубики (пластмассовые, деревянные, разного цвета и размера). Сначала ребенок по заданию выбирает только самые большие предметы и при этом говорит: «Это большой мяч, большой огурец, большой кубик». Далее ребенок выбирает большие красные предметы и, наконец, большие красные предметы круглой формы. Уточняется применение этих предметов.

Затем ребенок составляет рассказ-описание о мяче.

Например: «Это большой красный круглый мяч. Он резиновый. Мяч можно ловить, катать, бросать. С мячом играют в футбол, волейбол».

 

2) «Сравни животных»

Ребенку предлагается рассмотреть две картинки. На одной изображен заяц, на другой – кошка.

Ребенок рассматривает картинки и сравнивает, чем похожи и чем отличаются животные.

Далее ребенку предлагается рассказать о любом из этих животных, опираясь на план:

- Какое это животное: домашнее или дикое?

- Где живет?

- Внешний вид животного: шерсть, лапки, ушки, хвостик.

- Как передвигается?

 

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Цель: учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин, последовательность которых служит планом рассказывания; продолжать учить составлять фразы с опорой на картинку и вопрос.

 

1) «Незнайкин подарок»

Логопед предлагает ребенку рассмотреть серию сюжетных картин о Незнайке, разложить их по порядку. Затем задает вопросы по их содержанию:

1) Ответить на вопосы:

- Когда это было: зимой или летом?

- Что собрал Незнайка?

- Во что он собрал снежинки?

- Куда Незнайка понес снежинки?

- Кому Незнайка показал снежинки?

- Как было в комнате: тепло или холодно?

- Какой праздник приближался?

- Почему Дюймовочка засмеялась?

- Откуда в шапке взялась вода?

- Почему Незнайка расстроился?

- Что он хотел подарить Дюймовочке?

- Какие были снежинки?

 

2) Составить предложение по опорным словам:

- Незнайка – снежинки

- Снежинки – шапка

- Незнайка – Дюймовочка

- Шапка – вода

- Набрал – понес – показал

- Перевернул – вылил – расстроился

- Приготовилась - засмеялась

 

Далее ребенок самостоятельно составляет рассказ. В случаях затруднений логопед помогает.

Образец рассказа: «Это было зимой. Приближался праздник Новый год. Все дарили друг другу подарки. Незнайка тоже решил подарить Дюймовочке подарок. Незнайка вышел на улицу. С неба падали крупные красивые снежинки. Незнайка снял шляпу и долго-долго стоял на морозе. Незнайка набрал много красивых снежинок. Он понес их Дюймовочке домой. Дюймовочка стояла около елки и ждала подарка от Незнайки. Радостный Незнайка перевернул шляпу. Но вместо снежинок из шляпы полилась вода. Забыл Незнайка, что снежинки в комнате тают».

 

2) «Про девочку Машу и куклу Наташу»

Логопед показывает серию сюжетных картин о девочке и ее кукле. По ходу рассматривания картинок задает детям вопросы:

1) Ответить на вопросы:

- Когда это было: зимой или летом?

- Куда вышла девочка Маша?

- Что Маша держала в руках?

- Куда Маша села?

- Кого Маша посадила на качели?

- Смогла Маша качаться? Почему?

- Какая была кукла: тяжелая или легкая?

- Кто тяжелее: Маша или кукла?

- Что Маша слепила?

- Куда Маша посадила снеговика?

- Какая девочка Маша? (умная, сообразительная)

 

2) Составить предложение по опорным словам:

- Маша – кукла – двор

- Сесть – качаться – задуматься

- Слепить – посадить – покачать

 

3) Составить цепочки предложений по начальному предложению и опорным словам:

- Маша вышла гулять. – Куда? – С кем?

- Маша посадила куклу. – Куда? – Зачем?

- Маша слепила снеговика. – Какого? – Для чего?

- Маша поставила снеговика. – Куда? – Зачем?

- Маша стала качаться. – На чем? – С кем?

 

Ребенок самостоятельно составляет связный рассказ с опорой на серию картинок. В случае затруднений логопед помогает.

Образец рассказа: «Это было зимой. Девочка Маша вышла во двор. С ней была ее любимая кукла Наташа. Маша захотела покачаться на качелях. Она посадила куклу на одну сторону качелей, а сама села на другую. Кукла Наташа была очень легкой, и Маша не смогла качаться на качелях. Маша слезла с качелей, скатала комки из снега и слепила снеговика. Маша посадила снеговика рядом с куклой Наташей. Теперь можно было качаться на качелях.

 

3) «Страшный зверь»

Ребенок рассматривает серию сюжетных картинок, раскладывает их в правильной последовательности. Логопед задает вопросы по содержанию картинок.

1) Ответить на вопросы:

- Как мы назовем мальчика и девочку?

- Куда пошли Катя и Вова?

- За чем они пошли в лес?

- Что дети увидели в дупле?

- Где было дупло?

- Почему дети испугались?

- К кому дети побежали?

- Что дедушка нес на плече?

- Куда пошли Катя, Вова и дедушка?

- На кого нацелил ружье дедушка?

- Что он крикнул?

- Кто вышел из дупла?

- Почему Катя и Вова засмеялись?

 

2) Составить цепочки предложений по опорным словам:

- Дети отправились в лес. – Когда? – Зачем?

- Катя и Вова остановились. – Около чего? – Почему?

- Дети испугались. – Чего? – Почему?

- Дети побежали. – К кому? – Зачем? – С какими словами?

- Дедушка громко крикнул. – Что? – Кому?

- Вышел маленький котенок. – Откуда? – Куда?

 

Затем ребенок составляет связный рассказ. Логопед помогает в случае затруднений.

Образец рассказа: «Катя и Вова отправились в лес за грибами. Вдруг под старым дубом, в дупле, они увидели чьи-то горящие глаза. Дети решили, что там притаился страшный зверь. Они очень испугались и побежали прочь от старого дуба. Навстречу им попался дедушка. У дедушки было охотничье ружье. Дедушка никого не боялся. Вместе они подошли к дуплу. Дедушка выставил вперед ружье и грозным голосом закричал: «А ну, страшный зверь, выходи!» И тут из дупла вышел маленький смешной… котенок. Катя и Вова рассмеялись, а дедушка сказал: «Ну и страшный зверь!»

 

Составление рассказа по одной сюжетной картине.

Цель: учить детей составлять рассказ по одной сюжетной картине, изображенные на которой события – конечный результат действия. Продолжать учить детей отвечать на вопросы со словами почему, отчего, зачем, строить фразы с включением нескольких определений.

1) «Друзья»

Логопед показывает сюжетную картину; после внимательного рассматривания картины ребенком задает ему вопросы.

- Когда это было?

- Где это случилось?

- С кем играла девочка?

- Как мы назовем девочку и мальчиков?

- Кто забрал у Тани мяч?

- Хорошо поступил мальчик Витя?

- Почему заплакала Таня?

- С чем играл мальчик Андрей?

- Что он протянул Тане?

- Что сказал Андрей?

- Кто поступил как настоящий друг?

- Как поступил Андрюша?

- Кто поступил по-доброму?

- С кем девочка Таня будет дружить?

- Кому Таня даст свои игрушки?

Далее ребенок составляет рассказ по картине, а логопед помогает в случае необходимости.

 

2) «Случай в лесу»

Ребенок внимательно рассматривает сюжетную картину, затем логопед задает ему вопросы по картине.

- Когда это было?

- Где это случилось?

- Как зовут девочку?

- С кем Оля пошла в лес?

- Что случилось с Олиной собакой?

- Как ты назовешь собаку?

- Как она поранила лапку?

- Почему собака заскулила?

- Чем Оля забинтовала лапку собаке?

- Как поступила Оля?

- Для чего Оля забинтовала лапку?

Ребенок составляет связный рассказ по картине. В случае затруднений логопед помогает.

 

Составление продолжения (окончания) рассказа.

Цель: учить детей придумывать продолжение рассказа, развивать фантазию.

1) «Заботливая сестра»

Логопед читает начало рассказа и предлагает ребенку придумать его продолжение:

«Однажды летом брат и сестра пошли в лес за грибами. Бродили они долго, очень устали. Только Лена набрала полную корзинку, а Сережа нашел всего два гриба…»

2) «Щенок Бимка»

Логопед предлагает ребенку придумать окончание рассказа:

«Убежал щенок Бимка из дома. Пролез под забором и оказался на поляне. Здесь ему попался ежик. Тронул его Бимка лапой – колется. Вдруг увидел Бимка бабочку – пеструю, красивую, воздушную – и побежал за ней. Бежал, бежал и свалился в ручей…»

3) «Еж и заяц»

Ребенку предлагается придумать продолжение сказки про ежа и зайца.

«В одном лесу жили еж и заяц. Зайцу не нравился ежик, потому что он колючий. Зайчик все время спорил с ежом, что важнее: колючки или быстрые ноги. Однажды…»

 

Составление рассказа на заданную тему.

Цель: учить детей придумывать рассказ на заданную тему.

1) «Зимние развлечения»

Материал: предметные картинки с изображением снеговика, санок, лыж.

Логопед предлагает ребенку рассказать, во что он играет зимой на улице, какие знает спортивные зимние игры, виды спорта.

 

2) «В лесу»

Материал: предметные картинки – лес, волк, белка.

Логопед предлагает ребенку придумать рассказ о том, что может произойти с волком и белочкой.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»