Проект "Лукоморье"
(для детей старшей группы детского сада)
Автор: Гаврилова Эрика Имантовна воспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ д/с № 20 Кировского района Санкт-Петербурга
Срок реализации 9 месяцев
Данная проектная деятельность предполагает насыщение образовательного процесса по ознакомлению с жизнью и творчеством А.С.Пушкина дополнительным содержанием, соответствующим познавательным интересам современного ребенка, формирование читательской культуры у детей и взрослых (родителей),раскрытие и укрепление детского творческого потенциала.
ПРОБЛЕМЫ
- недостаточно высокий уровень читательского интереса, читательской культуры
- сохранение национальной самобытности
- отсутствие психолого-педагогической компетентности у большинства родителей
ЦЕЛИ |
|
Для детей: |
Для родителей |
|
|
ЗАДАЧИ |
|
· развитие коммуникабельности и умения общаться со взрослыми;
|
|
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- Анкетирование.
- Непосредственно образовательная деятельность.
- Проблемные ситуации.
- Педагогические наблюдения.
- Беседы.
- Консультации (круглый стол) для родителей.
- Выставки.
- Совместная организованная деятельность.
- Оформление информации для родителей.
- Драматизация.
- Творческие мастерские.
№ |
мероприятия |
задачи |
ответственные |
сроки |
|
1 этап – подготовительный. Формирование устойчивого интереса к тематике проекта. |
|||||
1. |
Анкетирование родителей |
Выявить, читают ли родители детям книги, какие, как часто. Что предпочитают слушать дети. Есть ли дома библиотека детских книг. Каких и т.п. |
воспитатели |
сентябрь |
|
2. |
Создание проблемной ситуации для детей |
Выяснить, что дети знают об А.С.Пушкине, что хотели бы еще узнать; откуда можно узнать. |
воспитатели |
сентябрь |
|
3. |
Круглый стол с участием родителей и детей |
Ознакомить родителей с проблемой. Вместе обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. |
Воспитатели, родители |
сентябрь |
|
4. |
Оформление родительского уголка «Для вас, родители». Размещение статей, рекомендаций, консультаций по теме проекта.
|
Просвещение родителей. |
воспитатели |
постоянно |
|
5. |
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, викторин; природного материала, бросового материала для ручного труда
|
Организовать совместную деятельность детей и родителей |
Воспитатели, родители |
постоянно |
|
IIэтап – деятельностный. Формирование знаний, умений, навыков, в частности при решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно. |
|||||
6. |
Знакомство с детством поэта, его семьей и ближайшим окружением. Чтение и разучивание вступления к поэме «Руслан и Людмила» (использование мнемотехники). Прослушивание фрагментов оперы М.Глинки «Руслан и Людмила». Просмотр м/ф. |
Развивать читательский интерес. Активизировать разговорную речь, умение рассказывать. Показать значимость иллюстраций. Вызвать желание побыстрее прочитать представленные книги. Учить родителей удовлетворять желание детей услышать произведение. |
Воспитатели, родители |
сентябрь |
|
7. |
«Сказка о рыбаке и рыбке». Толкование устаревших редко встречающихся слов. Просмотр м/ф. Развитие эмоциональной сферы. Просмотр иллюстраций И.Я.Билибина, Б.В.Зворыкина, А.М.Куркина, А.В.Панина,Б.А.Дехтерева. |
Знакомить с устаревшими, редко встречающимися словами. Разбор характеров героев. Воспитание чувства сопереживания. Привлечь родителей к поиску доступной информации в интернете. |
Воспитатели, родители |
сентябрь |
|
8. |
Чтение стихотворений А.С.Пушкина об осени. |
Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественному слову. Учить замечать средства художественной выразительности. |
Воспитатели, родители |
октябрь |
|
9. |
Совместная с родителями целевая прогулка в парк. Наблюдения за осенней природой. |
Развивать у детей исследовательские навыки. Учить находить сходство описаний в стихотворениях с натурой. Привлечь родителей к чтению стихов, созвучных настроению. |
Воспитатели, родители |
октябрь |
|
10. |
Рисование по сюжетам стихотворений А.С.Пушкина «Очей очарованье». Оформление выставки работ из природного материала «Золотая осень». Прослушивание классической музыки «Классики детям» . |
Развивать умение передавать осеннее настроение, подбирая краски, способы рисования. Активизировать творческое воображение при подборке природного материала для работы. |
Воспитатели, родители |
октябрь |
|
11. |
Русский костюм, быт людей, встречающийся в произведениях Пушкина. |
Познакомить с бытом и образом жизни различных сословий в сказках Пушкина. Привлечь родителей к поиску доступной информации в интернете. |
Воспитатели, родители |
ноябрь |
|
12. |
«Сказка о попе и работнике его Балде». Чтение, разбор характеров. Просмотр м/ф. Прослушивание сказки в исполнении А.Б.Фрейндлих. Прослушивание классической музыки «Классики детям» . Подготовка к инсценировке сказки. Изготовление костюмов для сказки при активном участии родителей. Знакомство с народными музыкальными инструментами. Показ сказки для родителей и детей среднего возраста. |
Закрепить образные обороты речи из произведений А.С.Пушкина. Развивать творческий потенциал, актерские способности. Отработка сценической речи. Активизировать участие родителей в пошиве костюмов к сказке и рисованию декораций. |
Воспитатели, музыкальный руководитель, родители |
ноябрь |
|
13. |
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Этюд «Свет мой, зеркальце, скажи…», работа над средствами выразительности. Изготовление игрушек для пальчикового театра в технике оригами. Обыгрывание сказки. Прослушивание классической музыки «Классики детям» . Игры-драматизации по сюжетам знакомых сказок. Наполнение среды игровыми атрибутами, элементами костюмов литературных персонажей, декорациями. |
Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать характер героев в речи, интонациях, мимике. Привлечь родителей к участию в играх-драматизациях, постоянно поддерживать интерес к деятельности детей и желание участвовать в ней. |
Воспитатели, родители |
декабрь |
|
14. |
Зимняя лирика Пушкина. Экскурсия в лесопарк Александрино с родителями и педагогами. Коллективная работа «Мороз и солнце…» (аппликация с использованием ниток) . Прослушивание классической музыки «Классики детям» .
|
Развивать читательский интерес. Активизировать разговорную речь, умение рассказывать. Показать значимость иллюстраций. |
Воспитатели, музыкальный руководитель, родители |
январь |
|
15. |
Досуг, посвященный памяти А.С.Пушкина с использованием различных развивающих технологий (Никитина, Кюизенера, ТРИЗ). |
Вызвать у детей интерес к жизни А.Пушкина, желание узнать о нем и его семье. Способствовать расширению кругозора, познавательных интересов. Поддерживать авторитет родителей, веру в то, что они все знают и могут помочь узнать больше. |
Воспитатели, родители |
февраль |
|
16. |
«Сказка о золотом петушке». Чтение сказки, просмотр м/ф, прослушивание аудиозаписи. Разучивание восточного танца для инсценировки фрагмента сказки. Прослушивание фрагментов оперы Н.Римского-Корсакова «Золотой петушок». Просмотр иллюстраций И.Я.Билибина, Б.В.Зворыкина, А.М.Куркина, А.В.Панина,Б.А.Дехтерева. Аппликация «Сказочная архитетура». |
Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А.С.Пушкина. Воспитывать любовь и интерес к русской литературе. Побуждать детей рассуждать, творчески мыслить. |
Воспитатели, музыкальный руководитель |
март |
|
17. |
«Сказка о царе Салтане…». Чтение, прослушивание аудиозаписи, просмотр м/ф и сцен из х/ф. Прослушивание фрагментов оперы Н.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Изготовление кукол для настольного театра. Обыгрывание сказки. «Мы - художники по костюмам». Конкурс работ детей и родителей. |
Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать характер героев в речи, интонациях, мимике. Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми. |
Воспитатели, музыкальный руководитель, родители |
апрель |
|
18.
|
Викторина «Сказка – ложь, да в ней намек» по произведениям Пушкина. Инсценировка отрывков из сказок Пушкина детьми и родителями. Составление коллажа по сказкам Пушкина. Празднование Дня рождения Пушкина. |
Выявить уровень усвоения детьми ранее полученных знаний о Пушкине, знание его произведений, умение узнавать их по отрывкам. Активизировать речь. |
Воспитатели, родители |
Май, июнь |
|
19. |
Посещение школы № 249 Кировского района на праздниках, посвященных Пушкину. |
Поддерживать связь со школой (преемственность) |
Воспитатели, учителя начальных классов. |
В течение года |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФГТ
Физическая культура |
Здоровье |
Безопасность |
Спортивные праздники и развлечения. Экскурсии. |
Эмоциональное насыщение детей, способствующее укреплению психического здоровья. Создание картотеки: стихи добрые, стихи-колыбельные Экскурсии в осенний парк |
Ничего не бери у незнакомых людей («Сказка о мертвой царевне…») Составление памяток: Как работать с ножницами; Как работать с бросовым материалом; Слово – не воробей (как не обидеть другого человека) и т.п. |
Социализация |
Труд |
Познание |
Акция: Подари книгу детскому саду Представления для детей младших групп. Игры с малышами. |
Работа с бросовым материалом. Подготовка и уборка рабочего места. Изготовление рамок и пригласительных билетов. |
Знакомство с творчеством А.С.Пушкина. Составление словаря «красивых слов» Словесные творческие игры. Литературная викторина |
Коммуникация |
Чтение художественной литературы |
Художественное творчество |
Анкетирование родителей Круглый стол с участием детей и родителей Совместное оформление книжной выставки (дети и родители) Совместная целевая прогулка в парк (дети и родители) Игры-драматизации с детьми младших групп Инсценировки сюжетов сказок для малышей Театрально-литературный спектакль. Экскурсии |
Стихи и сказки А.С.Пушкина Составление словарей Викторины |
Просмотр иллюстраций И.Я.Билибина, Б.В.Зворыкина, А.М.Куркина, А.В.Панина,Б.А.Дехтерева. Конкурс рисунков и поделок по произведениям А.С.Пушкина. Театральная мастерская: совместное с родителями изготовление атрибутов, костюмов, декораций для театрально-литературного представления. Выставка. |
Музыка |
||
Знакомство с творчеством русских композиторов . Прослушивание классической музыки из сборника «Классики детям». Слушание музыки из оперыМ.Глинки «Руслан и Людмила», Прослушивание фрагментов опер Н.Римского-Корсакова «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане». Обогащение предметной среды группы и музыкального зала. |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В ходе реализации данного проекта у детей происходит совершенствование восприятия по линии все большего осмысливания прослушанных рассказов, сказок, стихотворений, обогащения чувств. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений, заметно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам языка. У детей повышается интерес к произведениям А.С.Пушкина, активизируется потребность к чтению, узнаванию нового. Дети получают более глубокие знания о русской культуре, о быте и традициях русского народа, расширяется кругозор, совершенствуются социальные навыки поведения, умение преодолевать трудности в общении. Игра-драматизация на основе литературных произведений становится одним из средств развития детского творчества.
У родителей появляются смыслы в своем педагогическом образовании, появляется стремление учиться быть родителем, развиваются умения проектировать свой образовательный маршрут.
Список литературы:
- Молодежный этнокалендарь Санкт-Петербурга 2012. Программа Правительства Санкт-Петербурга «Толерантность».
- В.А.Деркунская. Проектная деятельность дошкольников. Центр педагогического образования. Москва.
- http://skaz-pushkina.ru/read.html
- http://pushkin.niv.ru/pushkin/bio/biografiya.htm
- http://s-marshak.ru/works/prose/prose36.htm