Однажды мне пришлось поменять работу, и я перешла в другой детский сад. Моя группа оказалась уютной, с красивой мебелью, интересными игрушками. Дети чувствовали себя в ней очень комфортно. В углу группы стоял диванчик, столик, торшер. А над диванчиком сделано окно из голубой самоклейки с красивыми занавесочками. Дети очень любили здесь играть в семью, гости и просто сидеть. Бывало, что они вставали на колени на диван и смотрели в это окно. Но они не видели ничего кроме тумана и голубизны. И я решила сделать это окно - окном в мир, интересным и меняющимся. Таким образом, эта идея легла в основу проекта: «Окно в мир».
Паспорт проекта выглядит так:
Вид:Информационно творческий.
Продолжительность:учебный год.
Образовательные области:коммуникация, познание, художественное творчество.
Участники:дети средне - старшей группы детского сада – гимназии, педагоги группы, родители.
Актуальность:соединение учебной и игровой зоны.
Цель:обеспечить восприятие визуального ряда не только интересным, но и полезным.
Задачи:учебные и психологические ( см. ниже).
Предполагаемый результат:Устойчивый интерес детей к «Окну». Отображение впечатлений в деятельности.
Предварительная работа:изготовление изображений воспитаталем, рассматривание их детьми, участие детей в оформлении.
Роль родителей:заинтересованное общение с детьми и воспитателями.
Участие специалистов ДОУ:привлечение муз.работника, физ.работника, психолога.
Работа с воспитателями:консультации для воспитателей.
Продукт проектной деятельности:рисунки и поделки детей, рассказы, идеи для сюжетно - ролевых игр.
В течение учебного года работа над проектом помогла решить задачи учебной деятельности:
1. Формирования устойчивого интереса детей к окружающему миру.
2. Развития любознательности.
3. Развития воображения.
4. Развития речи детей, обогащение словаря.
5. Развития мыслительных операций анализа и обобщения (классификации).
Проект «Окно» удивительным образом оказал влияние на всю жизнь группы.
В первую очередь решались психологические задачи. Работа над проектом позволила удовлетворять одну из фундаментальных человеческих потребностей – потребность в новизне. Ведь смена тематики была периодичной, интервалом одна-две недели.
В процессе работы решалась еще одна задача. Задача органичности среды и оформления. «Окно» несло еще функцию демонстрационного стенда, который был не отдельно сам по себе, а как часть игровой среды группы. Наше «Окно» было как окно в мир, где можно увидеть и узнать многое. Оно было как проводник между миром реальным и миром понарошку. В нем кипела жизнь по-настоящему, но в тоже время было игрушечным. Вот такой вот парадокс получился, совершенно похожий на детское восприятие мира.
«Окно» также привлекало внимание родителей. Они наблюдали смену тем, интересовались, задавали вопросы детям, которые в свою очередь охотно рассказывали им про то, что видят и знают. Завязывался непринужденный разговор между детьми родителями и педагогом. Не секрет, что встречаются родители, которые считают, что не зачем взаимодействовать с педагогом. Проект давал возможность наладить с родителями дружественные и тесные контакты, что очень важно для полноценного воспитания детей.
Неоценимую помощь «Окно» оказало в работе с лексическими темами, обогащению словаря и кругозора детей. Их удалось более глубоко раскрыть, с большим интересом со стороны детей. Получилось работать в паре с коллегой по группе, наладить с ней тесное взаимодействие. Она вела развитие речи и ознакомление с окружающим миром. И с помощью визуальной информации у нас получилась игра в четыре руки. Она прямо на лету подхватывала идеи, задачи и организацию игровой и учебной деятельности детей.
«Окно» явилось звеном в системном подходе к учебной деятельности детей. На речевых занятиях обсуждались лексические темы, «окно» их подхватывало и закрепляло. Темы дублировались на занятиях по изодеятельности и ознакомления с окружающим миром. Что позволило работать с коллегой по группе системно.
Раскрою работу проекта на конкретном примере, где тема идет по всем видам деятельности:
Тема: «Сад и огород».
Главные вопросы для обсуждения: «Назови, что растет в нашем саду (огороде)?», «Зачем нужны фрукты (овощи)?», «Какой твой любимый (не любимый) фрукт (овощ)? Почему?», «Как ты думаешь, кто еще любит фрукт (название)?», «Какие блюда можно приготовить из них?».
Сюжетно-ролевая игра: Магазин овощей и фруктов. Семья: «Варим обед».
Театрализация: Сказка «Репка». Настольный театр и в лицах.
Строитель: Грузовик для урожая. Грядки. Дети придумали свою игру – «Праздник урожая».
Математика: Счет муляжей, игра «Чего не стало?», сортировка по виду (фрукт, овощ), по цвету, по цифре (положи столько, сколько показывает цифра).
Дидактическая игра: лото, домино по теме, «Где растет?».
Природа: Экспериментальная деятельность «Пробуем на вкус». Опыт: верхушки от овощей поставить в воду на тарелочки и смотреть, как они будут расти.
ОБЖ: Что случится, если не помыть фрукты (овощи) и руки тоже. Витамины.
Литература: Загадки по теме. Детские энциклопедии.
Изодеятельность: Рисование гуашью «Фрукты на блюде», Лепка «Соберем урожай», Аппликация: «Волшебный фрукт (овощ)».
Подвижная игра: «Съедобное – несъедобное».
Подводя итоги, хотелось отметить, что моя работа над проектом помогла сформировать устойчивый интерес детей к окружающему миру, желание узнать больше, участвовать в оформлении, мотивировать деятельность детей, заинтересовать родителей жизнью группы. Совместно с детьми появились идеи новых тем: «Подводный мир», «Птицы», «Масленица», «Пасха».
Также она стала неожиданной находкой для решения многих задач, позволила проявить собственное творчество, находить креативные решения, с удовлетворением отнестись к своей работе, преодолеть рутину и поймать новую волну.