Конспект совместной деятельности с детьми средней группы
Формирование понятий «Одежда, обувь, головные уборы»
Старшинова Валерия Михайловна
Программные задачи.
- Познакомить с назначением одежды, головных уборов и обуви, формировать обобщающее понятие «одежда», «головные уборы», «обувь»;
- Развивать умение различать и называть существенные детали и части обуви (у сапога – подошва, каблук, голенище, молния), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая,…).
- Активизировать словарный запас детей за счет слов, обозначающих части одежды и обуви, качества и особенностей поверхности.
- Развивать умение классифицировать одежду, обувь и головные уборы.
- Воспитывать бережное отношение к своей одежде, обуви.
Материал к занятию:
× игрушка Мишутка;
× вязаная шапочка для Мишутки, сапоги.
× предметные картинки у каждого ребенка три карточки с изображением обуви, одежды и головного убора.
× три обруча с «подсказками»: голова, ноги.
× Iчасть У стола (игровая)
К нам пришел Мишутка: Здравствуйте ребята. На улице зима, ушкам мне тепло – шапочку вы мне подарили. А вот лапки – замерзли. Вот я сбегал в магазин «Головные уборы» и купил себе сапоги. – Подожди, Мишутка, в каком магазине ты был?
– В магазине «Головные уборы»
– А что ты там купил?
– Сапоги!
Вопросы воспитателя к детям:
– А разве сапоги продаются в магазине «Головные уборы?»
Почему сапоги не продаются в магазине «Головные уборы»? (Сапоги не продаются в магазине «Головные уборы», потому что это обувь)
Так в каком магазине был Мишутка? (В обувном),
Ой, какие у тебя сапоги теплые, зимние, меховые… Рассмотреть сапоги и назвать все части обуви. (Подошва, каблук, молния, шнурки, голенище, мех внутри, кожаный верх…)
У тебя в них лапы не замёрзнут.
IIчасть
Вопросы воспитателя к детям (дети сидят полукругом).
А какую ещё обувь можно купить в обувном магазине? (Ответы детей)
Какая обувь летняя?
Какую обувь надевают для занятий спортом?
Какая зимняя обувь?
В какой обуви можно ходить на музыкальные занятия? Куда ещё можно ходить в этой обуви?
А в какой обуви можно ходить по лужам?
В какой обуви мы ходим дома?
Какую обувь мы наденем на праздник?
Шьют обувь из кожи или кожзаменителя, ткани, делают из резины. Внизу подошва – резиновая.
А что нужно, чтобы сам Мишутка не замерз? На голове – шапка, на лапах – сапоги. Но что бы ему совсем тепло было, что ему надо?(Ответы детей: куртку, шубу…) Как можно назвать всё это одним словом?(Ответы детей)
А зачем мы надеваем одежду? (Ответы детей: что бы у нас не замерзли руки, спина, живот…, что бы нам было тепло)
А какую одежду мы надеваем ещё, самую первую? (Трусы, майку) Это нижняя одежда, нижнее бельё. А все остальное верхняя одежда.
Физкультминутка
Это платье для Наташки - (4 поворота вправо-влево, руки на поясе)
Красные горошки (4 прыжка на обеих ногах)
А на платье два кармашка («рисуют» на животе два кармашка)
Спрячем в них ладошки (прикладывают ладошки к животику)
Вот ботинки для Маринки (два раза топают, правой потом левой ногой)
Не ботинки, а картинки (4 ритмичных прыжка на обеих ногах)
Чтобы в них гулять ходить, (идут по кругу, взявшись за руки)
Бегать, прыгать и шалить. (бегут по кругу, делают 2 прыжка на обеих ногах, топают ногами)
IIIчасть За столами (На столе разложены предметные картинки)
Рассмотрите свои картинки. У кого есть обувь? Поднимите картинки. Какая обувь? (Ответы детей: У меня сандалии, их надевают на ноги, это летняя обувь. У меня чешки, их надевают на ноги, это обувь для занятий танцами. У меня кроссовки, это обувь для занятий спортом…)
Вывод воспитателя:Это всё обувь, её мы обуваем на ноги зимой, летом, на занятия…
Найдите на карточках головные уборы. Покажите. (Ответы детей: У меня зимняя меховая шапка. Её надевают на голову (носят на голове). У меня колпак. Его надевает на голову повар, когда готовит еду. У меня фуражка. Этот головной убор носят военные…)
Вывод воспитателя:Это всё головные уборы. Их надевают на голову.
Что осталось на третьей карточке? (Ответы детей: У меня платье, это одежда. У меня майка, это нижнее белье. У меня шуба, её носят зимой, это зимняя одежда…)
Вывод воспитателя:Это всё одежда. Её мы надеваем на тело, на себя.
IVчасть
Вам надо взять свои карточки и разложить их в три обруча. В первый обруч кладете карточку, где нарисована одежда. В обруч, где подсказка «голова», вы кладете – головные уборы. В третий обруч, подсказка «ноги», вы кладете обувь.
(Дети подходят по одному, раскладывают свои карточки. Воспитатель проверяет и переворачивает карточки изображением вниз, что бы следующий ребенок не видел ответ предыдущего ребенка.)
Итог: О чем мы расскажем Мишутке? Что им больше всего понравилось.