Для того чтобы пребывание ребенка в детском саду было комфортным , полноценно развивались его духовные и физические силы , необходимо наладить взаимодействие педагога с родителями .
Татьяна Николаевна Доронова использует термин “Взаимодействие “ детского сада и семьи, что предпологает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, общение , обмен мыслями , чувствами . Родители выступают в позиции партнеров а не учеников воспитателей .
Почему необходимо устанавливать контакт с семьей ? Один из важных механизмов социализации ребенка по И .С. Кону д.п.н.- это повторение одних и тех же требований к ребенку изо дня в день , единство воспитательных воздействий и их последовательность со стороны педагогов и родителей . Если это нарушается то у ребенка начинается дискомфорт , он плохо усваивает правила поведения , начинает приспосабливаться , хитрить .
М.И.Лисина выделяет факторы влияющие на успешность воспитания ребенка , к ним относятся:
-Предоставление ребенку возможности активно действовать со многими предметами , полноценное участие взрослого в этот процесс.
- Показать значимость и важность правильного развития ребенка.
Вовлечение родителей в жизнь группы важный момент значимости и важности общения с ребенком , повышение педагогического уровня и педагогической культуры родителей .
Последние десятилетия актуальными задачами взаимодействия детского сада и семьи остаются:
- Индивидуальная работа.
- Дифференцированный подход к семьям имеющим различный социальный статус и материальную возможность.
Последние время многие ученые педагоги занимаются проблемой вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада , налаживание взаимодействия доу с семьями воспитанников.С.В. Глебова д.п.н. считает - фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве .Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влечением .Потому то что усвоено в этот период – знания , навыки , привычки оказываются более прочными и являются в полном смысле слова фундментом дальнейшего развития личности .
Большое значение на развитие ребенка оказывает семья . Исследования Л.С. Выготского ,Л.С.Лисиной показали ,что существенным фактором , влияющим на благополучие ребенка является семья и главным образом качество общения ребенка с родителями .
В беседах с родителями важно подчеркнуть , что уже с раннего возраста необходимо проектировать будущее своего ребенка , ясно представлять какого человека они хотят вырастить , какие черты характера в нем сформировать.
Т.Н. Доронова считает воспитатель должен заострить внимание родителей на том что дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности . От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий ; ребенок более податлив воспитательным влияниям , если растет в атмосфере дружбы , доверия взаимных симпатий.
Понимание того что развитие детей может быть эффективным только при непосредственном участии семьи , позволило определиться с основными положениями , рекомендациями по налаживанию контакта с семьей :
- Т.Н. Доронова - активные формы привлечения родителей в образовательный процесс, участие родителей в составления индивидуального плана развития ребенка .
-А .В. Козлова – сотрудничество всех участников образовательного процесса , устновления равноправных отношений между ними.
Анализ изученности теоритических предпосылок дал возможность определить ряд положений важных и значимых для работы с родителями . Цель заключается в формировании равноправных доверительных отношений с семьей . Для решения поставленных целей определенны следующие задачи :
- Изучение семьи и ее индивидуальных особенностей .
- Сформировать потребность субъектной позиции родителей в развитие детей.
- Предоставить всем членам семьи возможность для активного участия в групповой деятельности .
С целью изучения семьи , выяснения образовательных потребностей родителей , установление контакта с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка, было проведено анкетирование родителей “ Сотрудничество детского сада и семьи”. На основе собранных данных осуществлен анализ особенностей интересов детей и семьи , их традиций . Выработала тактику общения с каждым родителем , что помогло в лучшей ориентировке педагогических потребностях семьи . В учете ее индивидуальных особенностей и возможностей был разработан критерий “ Включенность родителей в образовательный процесс”Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях ;
-Посещение родительских собраний и консультаций .
-Присутствие родителей на детских праздниках .
- Участие в выставках , тематических встречах , в анкетирование .
-Помощь родителей в оснащение педагогического процесса .
Позднее были выделены качественные показатели – инциативность , ответственность , отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых .
Анализ полученных результатов позволил выделить три группы родителей.
Родители лидеры- которые умеют и с удовольствием учавствуют в воспитательно - образовательном процессе.
Родители исполнители – которые принимают участие при условии значимой мотивации .
Родители сторонние наблюдатели .
Таким образом появилась возможность дифференцированного подхода к родителям, в выборе проведения активных форм работы .
Выделены наиболее эффективные формы работы :
- Общие и групповые родительские собрания .
-Консультации , также индивидуальные .
-Выставки детских работ с участием родителей.
-Дни добрых дел .
-Участие родителей в подготовке к праздникам .
-Работа с родительским комитетом группы.
-Наглядная пропаганда.
-Тематические встречи.
-Совместное создание предметно- развивающейся среды .
Установились постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем на таких мероприятиях как “Дни добрых дел “: изготовление кукольного театра , ремонт игрушек, а также их изготовление , выбор мебели , помощь в создании предметно –развивающийся среды , налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями . Мы вместе стремились чтобы детям в группе было хорошо и уютно .В зависимости от плана работы , сообща составляли график помощи родителей , обговаривали каждое мероприятие .
Итог – эстетическое оформление группы , создан уют и комфортное пребывание детей.
На сегодняйший день сложилась определенная система в работе с родителями .Использование активных форм работы дало определенные результаты ; родители стали активными участниками встреч и партнерами воспитателя , создана атмосфера взаимоуважения .Определились единые цели и подходы в разработках индивидуальных маршрутов развития ребенка , активное участие в создание портфолио .Позиция родителей как партнеров стала более гибкой . Теперь они ощущают себя более компитентными в воспитании детей . Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы , научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности ,эмоционально поддерживать своего ребенка .
По результатам моего наблюдения в группе нет родителей наблюдателей ,на 30 % выросло число родителей лидеров и до 70 % выросло число родителей исполнителей .
Использованная литература :
-Т.Н Доронова – активные формы работы с родителями .
- А .В .Козлова –“Работа доу с семьей” .Москва 2008
-Л. Свирская- “ Работа с семьей “ Линка –пресс.Москва 2008
-Н.В.Микляева –“Создание условий эффективного взаимодействия с семьей”. Айрис-пресс .Москва 2008.