Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Григорьева Надежда Вылерьевна, инструктор по физической культуре, ГБДОУ д/с №58 Калининский район г. Санкт-Петербург

«Движение есть жизнь, уменьшение же подвижности означает снижение жизненных процессов».

Валентин Владиславович Гориневский

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потреб­ностей в пище крайне необходимо обеспечить и потребность в движениях. С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения беспоря­дочны. Однако постепенно они начинают приобретать более коор­динированный и целенаправленный характер.

Формиро­вание этой важной для жизнедеятельности потребности в значи­тельной степени зависит от особенностей жизни „и воспитания, оттого, насколько окружающие ребенка взрослые создают необ­ходимые условия, способствуют своевременному освоению доступ­ных по возрасту движений. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающегося детского организма. > Интенсивная работа большого количества мышц при выпол­нении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улуч­шается функция* сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятель­ность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция.

Активные движения повышают устойчивость ребенка к забо­леваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, по­вышают деятельность лейкоцитов. И напротив, недостаток дви­жений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональ­ной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена ве­ществ в организме, а также к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, сле­довательно, к снижению работоспособности организма.

Физические упражнения способствуют развитию у деТей умст­венных способностей, восприятия, мышления, внимания, прост­ранственных и временных представлений.

При выполнении движений обогащается эмоциональное со­стояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения.

Исследованиями доказано влияние разнообразных физических упражнений на становление и развитие речи ребенка в период формирования у него второй сигнальной системы. Однако чрез­мерное увлечение движениями, беспрерывные активные действия оказывают неблагоприятное воздействие на ребенка. Все функ­циональные системы перенапрягаются, если их деятельность пре­вышает возможности детского организма. Правда, у детей обычно происходит как бы саморегуляция — активные движения чередуются с более спокойными. Например, ребенок быстро прибежал к игрушке, остановился, побежал уже с ней, присел, перешагнул. Чередование движений с участием различных групп мышц позвог ляет давать передышку и тем самым увеличиваем длительность двигательной деятельности, не создавая перегрузки. Такое чере-, дование стимулирует развитие двигательных качеств, необходи­мых в игре, жизненных ситуациях, трудовых процессах.

В силу большой подражательности детей дошкольного возрас­та велика роль постоянного примера окружающих его взрослых — родителей, воспитателей, старших братьев и сестер — для поддер­жания стремления заниматься ежедневно физическими упражне­ниями, зарядкой, закаливанием.

Расширяющийся двигательный опыт, неоднократное повторе­ние упражнений прибавляют детям уверенности, смелости, реши­тельности. Увеличивается умение детей самостоятельно организо­вывать игры и упражнения, найти себе занятие по душе, в соот­ветствии со своими желаниями и возможностями.

Нужно ли учить детей движениям или они сами ими овладеют в играх и упражнениях? Несомненно, нужно! При обучении дви­жениям дети осваивают их быстрее. Реже допускают те ошибки, которые возникают при первых самостоятельных попытках овла­деть движением. Из-за первоначальной скованности, напряжен­ности ребята выполняют ходьбу и бег шаркая ногами, опустив голову, не помогая движениями рук. В прыжках они не могут оттолкнуться одновременно двумя ногами, в лазаньи не получа­ется ритмичное чередование рук и ног. При систематическом обу­чении дети овладевают довольно быстрым легким бегом, далеким прыжком, четкой координацией в лазаньи.

Имеет значение отношение родителей к физическим упражне­ниям. Их положительный пример существенно влияет на форми­рование у ребят стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей.

Спортивный уголок

Спортивный уголок дома помогает разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков, развитию ловкости, самостоятельности. Оборудовать такой уголок несложно: одни пособия можно приобрести в спортивном магазине, другие сделать самим. По мере формирования движений и расширения интересов ребенка уголок следует пополнять более сложным инвентарем различного назначения.
Дома желательно иметь так называемое надувное бревно длиной 1 – 1,5м (можно использовать матрац, одеяло). Ребенок через него сначала переползает, затем перешагивает, ставит игрушки, сидит на нем, катает, отталкивает. По доске длиной 1,5 – 2 м, шириной 30 – 20 см ребенок ходит, упражняясь в сохранении равновесия, ползает по ней на четвереньках (коленях и ладонях), перешагивает через нее. В спортивном уголке дома должны быть мелкие физкультурные пособия: мячи разных размеров (от маленького теннисного до большого надувного мяча и набивного мяча массой 1кг для детей старшего дошкольного возраста), обручи диаметром 15 – 20 см, 50 – 60 см, палки диаметром 2,5 см разной длины короткие 25 – 30 см, длинные 70 – 80 см, скакалки, кегли, детский дартс с мячиками на липучках, санки, лыжи, велосипед, доски для плавания, резиночка для прыжков, хоккейные клюшки, кольцеброс. Можно самим сшить и набить мешочки. Маленькие 6 Х 9 см, масса 150 г метают в горизонтальную и вертикальные цели, а большие 12 Х 16 см, масса 400 г используют для развития правильной осанки, нося их на голове. Интересен для упражнений цветной шнур-косичка длиной 60 – 70 см. он сплетается из трех шнуров разного цвета, концы обшиваются: на одном из них пришивается пуговица, на другом – петля. С таким шнуром выполняют упражнения как с гимнастической палкой, а сделав из него круг, можно использовать для прыжков, пролезания. 

Примерное нестандартное оборудование, которое может быть использовано для повышения интересса к занятиям физической культурой:

  •  Массажёр "Орешки".

Состоит из плотно нанизанных на леску (длина 21 см ) капсул "киндер-сюрпризов", по бокам две ручки (использованные фломастеры).

 •  Дорожка "Здоровейка"

Состоит из клеёнки шириной 35 см , длиной 2,5 м с прикреплёнными к ней внутренней поверхностью вверх пластмассовыми крышками от пластиковых бутылок.

 •  Тренажёр «Бильбоке»

Изготавливается из верхней части пластиковой бутылки. При помощи крышки к бутылке крепится леска (длина от 40 см до 1 м ) с капсулой от "киндер-сюрприза" на конце.

Цель - забросить капсулу в лукошко. Развивает ловкость, меткость. Сложность выполнения упражнения регулируется длиной лески.

  •  Тренажёр "Попади в кольцо"

Деревянное кольцо (диаметр - 40 см ) крепится в дверном проёме на расстоянии около 1,5 м от земли. К кольцу пришивается тесьма (около 2 м ) с мягким шариком.

Ребёнок должен попасть шариком в кольцо. Играющих может быть двое. Они располагаются по разные стороны от кольца. В этом случае задача усложняется:: играющие должны не только бросать, но и ловить.

 •  "Лыжи"

Изготавливаются из использованных пластиковых бутылок. Вдоль бутылки вырезается отверстие в форме стопы, край которого оклеивается тканью или бумагой. Ребёнок, надев "лыжи", выполняет скользящие движения, имитируя движения лыжника.

 •  Напольные шашки

Полотно размером 1на 1 м расшито квадратами двух цветов, расположенных в шахматном порядке. Роль шашек выполняют стаканчики из-под йогурта. Дети играют в шашки лёжа на полу, что позволяет разгрузить позвоночник.

Физкультурно-оздоровительный комплекс
Наиболее оптимальных результатов в физическом развитии ребенка в домашних условиях можно добиться, сочетая совместные подвижные игры с занятиями на домашнем физкультурно-оздоровительном комплексе, включающем разнообразные спортивные снаряды и тренажеры. При этом ребенок получает уникальную возможность самотренировки и самообучения вне зависимости от погодных условий, наличия свободного времени у родителей.

Основное назначение универсального физкультурно-оздоровительного комплекса  - развитие практически всех двигательных качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости и гибкости.

Занятия на спортивно-оздоровительном комплексе:
делают процесс каждодневных занятий физической культурой более эмоциональным и разнообразным;
избирательно воздействуют на определенные группы мышц, тем самым ускоряя процесс их развития;
позволяют достичь желаемых результатов за более короткий срок.

Необходимо обеспечить страховку ребенка во время занятий.

Доверяйте своему ребенку. Если он отказывается выполнять какое-либо ваше задание, не настаивайте и не принуждайте его. Поддерживайте любую разумную инициативу ребенка.

Страхуйте ребенка при первых самостоятельных попытках освоить новый снаряд, особенно при знакомстве с кольцами и лианой. Как только снаряд будет освоен дошкольником достаточно уверенно, займите позицию стороннего наблюдателя, похвалите его ловкость. Поднимая ребенка вверх за руки, никогда не держите его только за кисти (кости и мышцы запястья дошкольника окрепли еще недостаточно), обязательно придерживайте целиком за предплечья. Самый безопасный вид страховки: поддержка за бедра.

При выполнении упражнений на перекладине, кольцах, лиане следует фиксировать положение позвоночника. Для этого встаньте сбоку от снаряда и положите ладони одновременно на грудь и спину дошкольника. Стремитесь пресекать опрометчивость и браваду ребенка, особенно при выполнении упражнений на высоте: «А я и без рук могу стоять на перекладине». Учите его быть внимательным и осторожным, чтобы он сам заботился о собственной безопасности.

Вниманию родителей: вис только на руках опасен вашему ребенку. Поэтому длительные висы на кольцах и лиане заменяйте полувисами, при которых ребенок еще упирается ногами об пол.

Поддерживать желание ребенка заниматься физкультурой можно различными способами.

Некоторые рекомендации.

Для занятий следует использовать как можно больше вспомогательных средств: игрушек, воздушных шариков и т.п. Они помогут привлечь внимание, будут стимулировать детей к выполнению разнообразных упражнений.

Одежда для занятий существенной роли не играет, но лучше всего заниматься босиком в трусиках и хлопчатобумажной футболке, чтобы не стеснять движения ребенка!

Для создания хорошего настроения можно включить музыку.

Упражнения желательно проводить в игровой форме. Например, взрослый может предложить отправится в путешествие куда – либо.  Сначала мы пойдем через болото (ходьба по диванным подушкам), затем перейдем через бурелом (ходьба, переступая через кегли, кубики), затем пролезем через лисью нору (подлезание под два стула, составленных вместе) и залезем на верхушку сосны. Там рыжая белочка живет, нас с тобою в гости ждет.


Другая форма работы с детьми старшего дошкольного возраста – устраивать соревнования по принципу «Кто скорее добежит» или организовать сюжетную игру по мотивам литературного произведения с вплетением в сюжет физических упражнений.

Занимаясь и играя вместе с ребенком, помогая ему самостоятельно подтянуться, залезть до верха лесенки, перепрыгнуть через кубик, вы даете ему возможность восхищаться вами: «Какой мой папа сильный! Какая моя мама ловкая!»

Постепенно совместные занятия физической культурой станут счастливыми событиями дня, и ребенок будет ждать их с нетерпением и радостью. Средняя продолжительность занятий составляет 20 – 30 мин.


Это надо помнить!

·       При установке комплекса размах качелей и перекладины трапеции не должен быть направлен в оконную раму.

·       Следите за тем, чтобы в поле деятельности детей не попадали предметы, которые могут разбиться или помешать движениям. Уберите из непосредственной близости от комплекса зеркала, стеклянные и бьющиеся предметы.

·       Во время занятий ребенка на физкультурном комплексе необходимо обеспечить мягкость поверхности при спрыгивании со снарядов и предупредить возможность повреждения стоп.

·       Закройте электрические розетки вблизи комплекса пластмассовыми блокираторами.

·       Желательно перед занятиями и после них проветрить помещение, где установлен физкультурный комплекс.

·        К занятиям на комплексе не следует допускать эмоционально и двигательно перевозбужденных детей, потому что они не могут сконцентрировать внимание и контролировать свои движения.

Все виды перечисленных спор­тивных упражнений должны широко ис­пользоваться родителями, когда ре­бенок дома — в выходные и празд­ничные дни. Так как  физические упражнения  оказывают благотворное воз­действие на детский организм.

Литература

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»