Гаврилова С.А.
воспитатель ГБДОУ
детский сад №39
компенсирующего вида
г. Санкт-Петербурга
Расти здоровым.
Мы говорим «Здравствуйте», желая всем здравствовать, жить с радостью.
Здоровье – одна из самых больших жизненных ценностей. Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты. Целостность, гармония человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе лениться».
Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Здоровье детей – забота всех. Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей?
Дети с их живым любопытством, интересом ко всему окружающему, с внутренней чистотой и искренностью, с открытым сердцем принимают знания о себе как о человеке единственном и неповторимом, значимом в общей семье человечества и природы. Поэтому, долг родителей и педагогов заключается не только в том, чтобы дать качественные знания детям, но и в том, чтобы сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье не все, но без здоровья – ничто», - говорил мудрый Сократ.
Проектная деятельность
«Я – человек» (старший дошкольный возраст)
Срок реализации проекта – 1 год.
Цель:Формирование у детей представлений о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни.
Задачи:
- воспитание у детей правильного отношения к своему здоровью;
- расширение представлений о том, что полезно и вредно для здоровья;
- формирование у детей навыков безопасного поведения;
- расширение знаний об отдыхе и спорте необходимых для укрепления здоровья;
- формирование представлений об окружающей среде, влияющей на здоровье человека;
- ознакомление с устройством организма человека, воспитание познавательного интереса;
- привитие навыков здорового образа жизни; развитие потребности в чистоте и правильном уходе за телом;
- обогащение и закрепление представлений детей о том, что для жизни и здоровья необходимы хорошие условия.
Пути достижения цели:
- чтение художественной литературы;
- беседы с детьми;
- самостоятельная продуктивная деятельность (рисование, аппликация);
- наблюдения;
- выставки иллюстраций;
- дидактические игры;
- физкультминутки;
- проведение опытов;
- сюжетно-ролевые игры;
- тренинг.
Интеграция образовательных областей:
- Здоровье;
- Физическая культура;
- Познание;
- Безопасность;
- Чтение художественной культуры;
- Художественное творчество;
- Коммуникация.
Перспективное планирование занятий по валеологии
для детей старшего дошкольного возраста
Месяц |
Темы занятий |
Сентябрь |
Что такое здоровье? Помощники здоровья: зарядка, солнце, воздух, вода |
Октябрь |
«Осанка - красивая спина» |
Ноябрь |
«Наши умные помощники-органы чувств» |
Декабрь |
Чтобы уши слышали |
Январь |
Прежде чем за стол сесть, я подумаю, что съесть. Питание и здоровье. |
Февраль |
Тайны человеческого сердца. Как сберечь и укрепить своё сердце. |
Март |
«Наши помощники – глаза». |
Апрель |
Привычки полезные и вредные. |
Май |
«Правила на всю жизнь». |
Конспект занятия по валеологии
с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «Наши помощники – глаза».
Цель: Формирование представлений о правилах безопасного поведения.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представления об органах зрения, их строении.
- Формировать представления о важности сохранения здоровья глаз.
- Формировать основы культуры здоровья.
Коррекционные:
- Развивать грамматический строй речи (закрепить умение согласовывать слова в роде, числе, падеже; закреплять в речи простые предлоги: на - с, в – из , по ; учить употреблять в речи формы повелительного наклонения глаголов: смотреть, видеть, наблюдать.)
- Развивать связную речь.
- Развивать речевую активность.
- Развивать мышление, внимание и восприятие.
Воспитательные:
- Воспитывать умение внимательно выслушивать вопросы и отвечать.
- Воспитывать чувство сострадания.
Материалы и оборудование: Рисунки с изображениями овощей и фруктов, плакат «Строение глаза», фотоаппарат.
Ход занятия:
1. Вступление.
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо из сказочной страны Мигунов. Это веселые волшебные человечки, когда они здороваются, они весело подмигивают, желая друг другу здоровья и веселого настроения. Но сейчас они просят о помощи.
2. Дидактическая игра «Что перепутал художник?»
(на столах у детей: два листа - на одном овощи и фрукты, раскрашенные неправильно, на другом - только контуры овощей и фруктов; вырезанные из цветного картона маленькие карандаши всех цветов.)
- Ребята, в конверте лежал рисунок художника.
- Кто такой художник? (ответы детей)
- Посмотрите, что он нарисовал и какие ошибки допустил? (ответы детей).
- Возьмите волшебные карандаши и исправьте ошибки (дети раскладывают карандаши из цветного картона на контур овощей и фруктов).
- Как мы догадались о тех ошибках, которые допустил художник? (ответы детей).
- Да, мы увидели. Ответьте на вопрос: зачем человеку глаза? (ответы детей).
- У художника, из страны Мигунов, ухудшилось зрение, и мы отправимся в путешествие, чтобы узнать то, что поможет сохранить зрение.
3.Физкультминутка «Самолет»
Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.
Правое крыло отвел, посмотрел.
Левое крыло отвел, посмотрел.
Я мотор завожу
И внимательно гляжу.
Поднимаюсь ввысь, лечу,
Возвращаться не хочу.
4. «Строение глаза».
- Садитесь на стульчики.
- Закройте глаза и ощупайте их пальцами через веки. Сильно не надавливайте, иначе глаз можно повредить. Что чувствуете? Какой он на ощупь? (ответы детей)
- За то, что глаз круглый и плотный, его назвали «глазным яблоком».
- Что это? (фотоаппарат).
- Я сейчас нажму на кнопку затвора. Что вы заметили? (открылось маленькое круглое отверстие).
- Да, через это отверстие проходят лучи света. Они попадают на пленку и рисуют на ней то, что мы фотографируем. Примерно также устроен наш глаз.
- А теперь посмотрите в зеркало , рассмотрите свой глаз. Видите, в глазном яблоке есть белая оболочка? А в середине глаза уже не белая, а окрашенная. Какого цвета эта оболочка? (спросить у нескольких детей).
- Правильно, глаза бывают разного цвета: голубые, синие, зеленые, карие, черные, серые.
- А черная точка посередине - это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза, и мы видим то, на что смотрим, что нам хочется увидеть.
5. Гимнастика для глаз «Пчелка».
6. Защитники глаз.
- Как вы думаете, для чего нам нужны брови? (ответы детей).
- Правильно, и для красоты, и для удобства. Потечет пот со лба, его остановит густая изгородь бровей.
- Но если вдруг несколько пылинок попадут на роговицу, их тотчас слизнет непрерывно мигающее веко. Если же в опасной близости появится какой-нибудь предмет, веки захлопнутся сами раньше, чем мы об этом подумаем.
- Вот такие защитники есть у глаз- это брови и веки.
7. «Что вредно и полезно для глаз».
- Посмотрите на плакат и выберите, что вредно и полезно для глаз (ответы детей).
Ситуации:
- Ребенок трет глаза грязными руками.
- Ребенок умывается.
- Ребенок читает в транспорте.
- Ребенок читает, лежа в кровати.
- Ребенок читает за столом в хорошо освещенной комнате.
- Ребенок смотрит телевизор , сидя близко к экрану.
- Ребенок смотрит телевизор на нормальном расстоянии от экрана.
- На Земле есть люди, которые ничего не видят. Их называют слепыми. Трудно живется слепому человеку. Он не получает через глаза информацию об окружающем мире.
- Ребята, если мы увидим на улице слепого человека, какую помощь мы сможем ему оказать? (ответы детей).
8.Физкультминутка. Игра «Жмурки».
- Легко было ловить с закрытыми глазами?
- Теперь вы понимаете, как трудно жить людям, которые ничего не видят.
9.Обобщение.
- А теперь давайте повторим правила по охране зрения (ответы детей).
Список литературы.
1. О.А. Воронкевич. »Добро пожаловать в экологию!», СПб »Детство-пресс», 2003.-334 с.
2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В.»Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.-207с.
3. С.А.Козлова, »Я – человек», Москва» Школьная Пресса», 2003.-45с.
4. И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова, «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе», Москва «Илекса», Ставрополь» Сервисшкола», 2001.-400с.
5. Л.В.Тихомирова «Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет», Ярославль, «Академия развития», 2002.-142с.