Я, Демец Оксана Геннадьевна, воспитатель высшей квалификационное категории работаю в ГДОУ детский сад №196 компенсирующего вида Кировского района. Основной целью воспитательного и образовательного процесса для меня являлось и является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям, к окружающему миру, стать настоящим человеком, а значит быть счастливым. В этом процессе, на мой взгляд, велика роль художественной литературы.
Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать любить прекрасное, закладывают основы нравственности. Особенно важна роль художественной литературы для детей нашего сада, большинство из которых имеет общее недоразвитие речи различных уровней, у детей недостаточно сформированы психические процессы: внимание, память, мышление.К старшему дошкольному возрасту, многие дети овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками: нет навыков рассуждения, нет аргументаций, дети затрудняются длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны в речевой деятельности.
Я выделила следующие образовательные задачи,которые решаются в процессе приобщения детей к лучшим образцам словесного искусства – фольклору, классической и современной прозе и поэзии: 1.расширение кругозора ребенка; 2.вхождение ребенка в мир социальных отношений людей, нравственных основ жизни; 3.погружение ребенка в мир литературной речи,ее силы, красоты, образности, связности; 4. развития творческих способностей детей, их естественное стремление к фантазиям, сочинительству, рифмовке слов; 5. развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.
Сегодня все дальше на задний план уходит художественная литература с ее нравственностью, поэтичностью русской речи. Как сегодня воспитывать читателя в ребенке? Его необходимо заинтересовать. Для меня самой интересной формой приобщения детей к художественной литературе и познавательно-речевого развития стал проект "Литературная гостиная".
Первым важным условием подготовки к проведению литературных гостиных стала организация развивающей среды в группе. Все игровые материалы и пособия, предназначенные для детей, побуждают к речевой активности ребенка.
Вторым важным условием для проведения литературных гостиных в моей работе является речевое творчество детей. Эта деятельность детей возникает под влиянием художественной литературы, впечатлений от окружающей жизни и выражается в создании устных сочинений - рассказов, сказок, стихов, загадок, описаний, небылиц.
Использование стихотворных текстов в моей работе - один из способов преодоления недостатков речевого развития детей, совершенствования всех сторон устной речи, внимания, памяти, мышления. Стихотворения я использую и в совместной образовательной и в индивидуальной работе. Использование стихотворений помогает формировать положительные качества личности ребенка, творческих способностей, воспитанию художественного вкуса.
Также целью проведения литературных гостиных стало формирование нравственности и раскрытие творческого потенциала детей.
Проект "Литературная гостиная"
Тип проекта:
- структурированный, т. е. педагог сам даёт определённую тему и задания по сбору и обработке информации.
- по виду деятельности – творческий;
- по количеству участников – групповой;
- по продолжительности проведения – средней продолжительности;
- по характеру координации – с открытой координацией.
Участниками проекта являются дети, воспитатели, родители.
В старшей и подготовительной группе мною запланировано проведение трех литературных гостиных, объединенных целью нравственного воспитания: воспитание дружелюбия, уважения друг к другу, доброжелательности, увидеть красоту окружающего мира. Это гостиные о творчестве для детей Л. Н. Толстого, В.Бианки, А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Д. Биссета.
Проект включал в себя три этапа:
- подготовительный : оформление книжных уголков, уголков для родителей, подбор произведений и иллюстраций к ним.
- основной : знакомство с писателем и его произведением, чтение, беседы, проведение викторин, театрализация, оформление выставок рисунков по произведениям, книжек-самоделок. За каждый вид деятельности отвечала одна из микрогрупп детей (художники, артисты, чтецы, умники, сочинители).
- заключительный: презентация результатов проекта - "Литературная гостиная" с участием детей, педагогов, родителей.
Главный результат проведенной мною работы заключается в том, что дети не потеряли интереса к книге, они любят ее, читают, рассматривают, обмениваются своими впечатлениями. В повседневном общении дети стали более широко использовать лексическое богатство языка, их речь стала более эмоциональной. Литературная гостиная дала возможность всем детям проявить себя, показать свою индивидуальность.
Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.