Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Гендерный подход в подготовке детей к школе

Орлова Наталья Николаевна,
заместитель заведующего по методической работе
ГБДОУ 20 В.О. района СПБ

Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол как важную характеристику ребенка. Первыми в нашей стране забили тревогу физиологи (Т.П. Хризман, 1978). В исследовании Т.П. Хризман показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют разную генетическую основу. Девочки ярче выражают сочувствие человеку, у них выше сопротивляемость к стрессовым ситуациям, гибкость и адаптация к новым условиям. По данным Т.П. Титаренко (1989) мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Девочки раньше начинают читать, пользуются сложными грамматическими конструкциями, их речь предметно-оценочная. У мальчиков превалирует абстрактное, «внесловесное», отвлеченное мышление, при решении арифметических задач присутствует логика. Словарь мальчиков богат глаголами междометиями. Что свидетельствует о внутреннем динамизме психической жизни, стремление не созерцать, а видоизменять. Девочек интересует человек и его окружающая среда: одежда, утварь, предметы домашнего обихода. Предпочитают порядок в вещах. Под влиянием взрослых формируются и развиваются два типа человека с разной психикой, разными законами развития высших корковых функций, таких как речь, мышление, эмоции, мышление. Стремиться своевременно скорректировать поведение ребенка, помогать преодолеть отдельные негативные черты. Дети - флегматики медлительны и усидчивы, темп их деятельности неторопливый. Они не могут быстро ответить на вопрос, переключиться с одного дела на другое. Зная эти особенности- способствовать развитию уверенности в своих силах, создавать условия, облегчающие ребенку выполнение задания в более быстром темпе. Это достигается своевременным формированием у детей соответствующих умений и навыков, обучением наиболее целесообразным способам организации своей деятельности, развитием самостоятельности. Ребенок - холерик легко перевозбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. С ним необходимо говорить спокойно, но требовательно, внушительно, без уговоров и упрашивания. Терпеливо разъяснять, что недопустимо резко реагировать на замечания взрослых, слишком бурно выражать свое недовольство, желания, чувства. Важно показать ребенку - холерику красоту культурных поступков, проявления сдержанности, внимания к другим людям. Ребенок - сангвиник быстро устает от однообразия. Способность быстро переключаться с одной деятельности на другую при неправильном руководстве может привести к развитию у ребенка отрицательных черт: разбросанности, излишней беспечности в отношении к своим обязанностям, неустойчивости во взаимоотношениях со сверстниками, быстрой смене привязанностей. Важно. Предъявлять повышенные требования, а небрежно выполненную работу полезно предложить сделать заново и самому оценить полученный результат. Дети-меланхолики часто выпадают из сферы особого внимания взрослого, так как не нарушают порядок и ведут себя незаметно.. Большое значение для таких детей имеют близкие контакты , задушевные беседы, обсуждение предстоящих дел. Они помогают ребенку стать более коммуникабельным, развивают способность к взаимодействию. Академическая успешность мальчиков во многом определяется развитием как общего и невербального, так и вербального (речевого) интеллекта. Иными словами, чем лучше у мальчика развиты все стороны интеллекта, тем лучше он будет учиться в школе. А у девочек непосредственной связи интеллектуального развития и академической успешности нет. Вклад вербального компонента интеллекта в академическую успеваемость девочек определяется их эмоциональным отношением и к учебному процессу, и к учительнице. Значительный вклад в академическую успешность первоклассников привносят индивидуально-типологические особенности, в частности — типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Так вот больше всего проблем с получением высоких оценок испытывают мальчики-меланхолики и девочки-холерики. Так, мальчики-меланхолики весьма ранимы, впечатлительны и медлительны. Им не хватает бойкости, активности, стремления отстаивать себя и свою позицию. В случае неудач они могут и всплакнуть. Девочки-холерики, наоборот, слишком активные, самостоятельные, бойкие, вспыльчивые, беспокойные и непоседливые. В конфликтных ситуациях они активно отстаивают себя, подчас с применением рукоприкладства. Да и высидеть в течение 45 минут на одном месте для такой девочки — проблема. Мальчики-сангвиники в меру активные и живые, они весьма позитивны, умеренно агрессивны и умеренно тревожны. Именно данный тип темперамента доставляет учителю начальных классов меньше всего проблем. Однако начиная приблизительно со средней школы тип темперамента ребенка, перестает быть одним из определяющих факторов достижения высоких оценок и подчас «неудобный» холерик оказывается в числе сильнейших учеников, тогда как всех устраивающий сангвиник переходит в разряд безнадежных троечников. Немалый интерес представляет и вклад в академическую успеваемость такой психологической характеристики, как личностная тревожность ребенка. Повышенная тревожность у мальчиков и девочек по-разному влияет, прежде всего, на мотивационный компонент учебной деятельности. Так, оказалось, что повышенная тревожность заставляет мальчиков всерьез озаботиться и получаемыми оценками, и собственным соответствием статусу школьника — практически взрослого, самостоятельного человека. Повышенная же тревожность у девочек отнюдь не вызывает волнений по поводу получаемых оценок, зато вызывает серьезную обеспокоенность межличностными взаимоотношениями с взрослыми и сверстниками. Вот и получается, что повышенное внимание таких девочек к их межличностным взаимоотношениям с окружающими начинает мешать учебной деятельности и приводит в конечном итоге к снижению академической успешности. Еще одна личностная характеристика ребенка - агрессивность. Высокий уровень агрессивности приводит к значительному снижению академической успешности, прежде всего девочек. У мальчиков снижение успеваемости наблюдается только в том случае, если индивидуальные показатели агрессивности являются очень высокими, выходя за все разумные диапазоны. Интересно также отметить, что практическое отсутствие агрессивности в структуре формирующейся личности ребенка также приводит к снижению академической успешности, что, вероятно, указывает на снижение энергетических ресурсов организма таких детей. Обобщенный психологический портрет хорошо успевающего в начальной школе мальчика. Такой мальчик характеризуется достаточно высокими показателями интеллектуального развития. В частности, самые высокие значения имеет общий и невербальный интеллект, несколько более низкие — вербальная сторона интеллектуального развития. Причем, что немаловажно, такой мальчик характеризуется достаточно, высокой стрессоустойчивостью и способностью обучаться даже в весьма сложных ситуациях, провоцирующих эмоциональные переживания. Достаточно хорошо развита и слухоречевая память, у по своему типу темперамента это, скорее всего, сангвиник, возможно — сангвино-флегматик. Уверенно можно сказать, что это точно не меланхолик. У данного мальчика весьма хорошо развит социальный интеллект, он весьма уверенно чувствует себя в коллективе сверстников, умело общается. Показатели личностной тревожности такого мальчика чуть-чуть выше средневозрастных нормативов, но не чрезмерно высокие, что обеспечивает ему неравнодушное отношение к получаемым школьным оценкам и способствует стремлению соответствовать социальному статусу школьника. В заключение стоит добавить, что такой мальчик умеренно агрессивен. Обобщенный психологический портрет хорошо успевающей в начальной школе девочки. Такая девочка имеет, прежде всего, высокие показатели развития вербального компонента интеллекта. Что же касается показателей развития общего и невербального интеллекта, то они могут быть любыми, лишь бы не выходили за нижнюю границу диапазона нормативных значений. Данная девочка также характеризуется достаточно высокой стрессоустоичивостью и способностью обучаться даже в весьма сложных ситуациях, провоцирующих эмоциональные переживания. Достаточно хорошо развита произвольность внимания и поведения в целом. По типу темперамента это, скорее всего, сангвиник или сангвино-флегматик, а возможно, что и флегматик в «чистом» виде. Достаточно уверенно можно сказать лишь то, что это не холерик. У такой девочки умеренно или высоко развит социальный интеллект, она достаточно общительна, умеет ладить с окружающими. Показатели личностной тревожности такой девочки либо укладываются в диапазон средневозрастных значений, либо несколько снижены, что обеспечивает направленность интересов именно на учебную деятельность и не вызывает излишней озабоченности проблемами межличностных взаимодействий со взрослыми и сверстниками. В заключение стоит добавить, что такая девочка характеризуется умеренными или даже несколько сниженными показателями агрессивности. Литература 1. Абраменко В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии 1987 N 5. 2.Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983. 3.Арчер Дж. Половые роли в детстве: структура и развитие //Детство идеальное и настоящее. Новосибирск, 1994. 4.Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира, М. 1998 г. 5..Кон И.С. Ребенок и общество М. 2003 г. 6.. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда /Под общ. Ред. Ю.Г. Рычкова, И.В. Равич-Щербо: Пер. с англ. М.С. Егоровой. М.1ё993. 7..Петровский В.А.. Прозументик О.В. Интерсубъектный подход в становлении полового самосознания старших дошкольников//Совершенствование качества дошкольного образования в Пермской области. Пермь, 2001. 8Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. М.; Воронеж 2004 г. 9..Семенова Л.Э. Полоролевые отношения, самооценка, притязания в личностном становлении детей старшего дошкольного возраста. 10.Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. -М.:ТЦ Сфера, 2006.-96 с. –(Программа развития).

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»