Значение сказки в развитии дошкольника
Таранкова Ирина Викторовна,
воспитатель ГДОУ №87 «Исток»
Приморского района Санкт-Петербурга
Работая в детском саду воспитателем, я обратила внимание на один очень важный момент: количество детей, имеющих те или иные речевые проблемы ,с каждым годом увеличивается. Наблюдая за этими детьми, я отметила также наличие у них и поведенческих проблем разного характера (агрессивность, драчливость, неумение идти на контакт и др.).
Родители таких деток очень часто обращаются ко мне, как к педагогу, с просьбой помочь улучшить ситуацию. В процессе общения с родителями мы обсуждали принципы воспитания, присущие данным семьям. В ходе многочисленных бесед меня насторожило одно обстоятельство: во всех таких разных и непохожих друг на друга семьях присутствовало одно сходство – современные родители перестали уделять должное внимание чтению книг, в частности сказок. Конечно, о полном отсутствии книгочтения речь не идет, родители иногда читают детям, не задумываясь, что именно несет в себе та или иная печатная продукция. Как правило, это различные детские журналы-комиксы, которые так популярны в наше время. Чтение таких изданий с упрощенным диснеевским стилем пересказа, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращают сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия произведения. Но есть и другая категория родителей, которая вовсе не утруждают себя этим занятием, считая, что развитием ребенка должны заниматься воспитатели в детском саду.
В наше время взрослые настолько поглощены повседневными рутинными заботами, что времени на своего собственного ребенка катастрофически не хватает. И, как ни печально это признавать, главная роль в воспитании и развитии ребенка отводится «механическим помощникам» - телевизору и компьютеру.
Конечно, согласитесь, очень удобно заняться собственными делами, посадив детку перед экраном. А что никто не мешает, не крутится под ногами. Не будем лукавить, иногда «чудо техники» служит нам палочкой-выручалочкой, но перекладывать полностью свои родительские функции на «электронный мозг» совершенно неприемлемо.
Длительное просиживание перед экраном телевизора или компьютера развивает в ребенке апатию и жестокость, тормозит психическое и физическое развитие дошкольника. А ведь именно в период дошкольного детства закладывается фундамент здоровья, складываются привычки и черты характера. Спустя несколько лет, родители таких детей начинают пожинать горькие плоды, жалуясь на то, что ребенок агрессивный, раздражительный, грубый, у него отсутствует мотивация к обучению, ведущая к большим проблемам в школе. Вот тут-то и начинаются бесконечные походы к психологам, с просьбой решить возникшие проблемы.
Но всем давно известно, что лучшее лекарство – это профилактика. Болезнь (проблему) легче предотвратить, нежели тратить драгоценное время и деньги на поиски путей ее разрешения. В запущенных случаях даже психологи разводят руками, не в силах помочь. Я не пытаюсь кого-то запугать, всего лишь обращаю внимание на возможный итог такой родительской беспечности.
Но, давайте не унывать и вспомним о профилактике, упомянутой чуть ранее. Что можно посоветовать родителям, желающим избежать такой участи ,стремящимся вырастить полноценную, гармоничную личность? Способов множество, все они широко применяются и успешно используются в повседневной педагогической практике. Но без активного участия родителей они малоэффективны. Один из самых легких и доступных способов я рекомендую всем, без исключения, родителям. Универсальнее способа человечество еще не придумало. Так что же это за чудодейственное средство? Ответ прост - это сказки! Сказки, спросите вы?! Да-да, именно чтение детских сказок. Сразу замечу, что я не провозглашаю книгу панацеей от всех бед, но все же попробую вас убедить, что ощутимая польза от этого есть.
Давайте разбираться, чем же сказка поможет в решении наших задач. Как я уже говорила в самом начале своего повествования, среди дошкольников часто встречаются дети с проблемами в речевом развитии.
Культура речи является важнейшим и неотъемлемым условием воспитания общей и внутренней культуры человека. Становление речи происходит именно в период дошкольного детства.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский указывал на необходимость приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи. Он говорил, что « Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…».
Одним из наиболее эффективных путей развития речи дошкольников, исследователи признают использование разных жанров литературы, устного народного творчества, в особенности - русской народной сказки.
Сказка – это кладезь народной мудрости, она воспитывает детей интеллектуально и нравственно, а также оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на ее основе у детей развивается мышление и воображение. В процессе чтения сказки перед ребенком раскрывается все великолепие и богатство русского языка. Дети приучаются замечать красоту родного языка, постепенно осваивая его, обогащают свою речь образными выражениями и литературными оборотами. Читая сказку, мы учим детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова.
Сказка помогает расширить словарный запас малыша, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь дошкольника становится более эмоциональной, образной, выразительной. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.
Хочется отметить важный момент, и родителям не стоит забывать о том, что сказка должна соответствовать возрасту. Правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в своих силах.
Благодаря сказкам, прививаются жизненные ценности, формируется характер и привычки малыша, приобретаются хорошие навыки. Так же сказки способствуют психологическому развитию ребенка и его становлению полноценной личности.
Влияние сказок на гармоничное эмоциональное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному , что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
В заключение, хочется отметить еще один немаловажный момент. На мой взгляд, он не менее ценен, чем все вышеперечисленные достоинства, открывающиеся в процессе чтения книг. Время, которое родители проводят с ребенком, сближает их и в дальнейшем поможет открыто общаться между собой, делясь самыми сокровенными чувствами и мыслями.
Список литературы:
1.Зимина И.К. «Народная сказка в системе воспитания дошкольников» Дошкольное воспитание.2005 №5
2.Карпинская Н.С. «Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст)».М. Педагогика,1972
3.ПастернакН. «Сказки нужны ребенку как воздух». Дошкольное образование.№8 2008
4.Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста». Харьков. Фолио,1997
5.Эльконин Д.Б. «Детская психология: Развитие от рождения до семи лет».
М.:Просвещение,1960
Значение сказки в развитии дошкольника.
Таранкова Ирина Викторовна
воспитатель ГДОУ №87 « Исток »
Приморского района Санкт-Петербурга.
Работая в детском саду воспитателем, я обратила внимание на один очень важный момент: количество детей, имеющих те или иные речевые проблемы ,с каждым годом увеличивается. Наблюдая за этими детьми, я отметила также наличие у них и поведенческих проблем разного характера (агрессивность, драчливость, неумение идти на контакт и др.).
Родители таких деток очень часто обращаются ко мне, как к педагогу, с просьбой помочь улучшить ситуацию. В процессе общения с родителями мы обсуждали принципы воспитания, присущие данным семьям. В ходе многочисленных бесед меня насторожило одно обстоятельство: во всех таких разных и непохожих друг на друга семьях присутствовало одно сходство – современные родители перестали уделять должное внимание чтению книг, в частности сказок. Конечно, о полном отсутствии книгочтения речь не идет, родители иногда читают детям, не задумываясь, что именно несет в себе та или иная печатная продукция. Как правило, это различные детские журналы-комиксы, которые так популярны в наше время. Чтение таких изданий с упрощенным диснеевским стилем пересказа, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращают сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия произведения. Но есть и другая категория родителей, которая вовсе не утруждают себя этим занятием, считая, что развитием ребенка должны заниматься воспитатели в детском саду.
В наше время взрослые настолько поглощены повседневными рутинными заботами, что времени на своего собственного ребенка катастрофически не хватает. И, как ни печально это признавать, главная роль в воспитании и развитии ребенка отводится «механическим помощникам» - телевизору и компьютеру.
Конечно, согласитесь, очень удобно заняться собственными делами, посадив детку перед экраном. А что никто не мешает, не крутится под ногами. Не будем лукавить, иногда «чудо техники» служит нам палочкой-выручалочкой, но перекладывать полностью свои родительские функции на «электронный мозг» совершенно неприемлемо.
Длительное просиживание перед экраном телевизора или компьютера развивает в ребенке апатию и жестокость, тормозит психическое и физическое развитие дошкольника. А ведь именно в период дошкольного детства закладывается фундамент здоровья, складываются привычки и черты характера. Спустя несколько лет, родители таких детей начинают пожинать горькие плоды, жалуясь на то, что ребенок агрессивный, раздражительный, грубый, у него отсутствует мотивация к обучению, ведущая к большим проблемам в школе. Вот тут-то и начинаются бесконечные походы к психологам, с просьбой решить возникшие проблемы.
Но всем давно известно, что лучшее лекарство – это профилактика. Болезнь (проблему) легче предотвратить, нежели тратить драгоценное время и деньги на поиски путей ее разрешения. В запущенных случаях даже психологи разводят руками, не в силах помочь. Я не пытаюсь кого-то запугать, всего лишь обращаю внимание на возможный итог такой родительской беспечности.
Но, давайте не унывать и вспомним о профилактике, упомянутой чуть ранее. Что можно посоветовать родителям, желающим избежать такой участи ,стремящимся вырастить полноценную, гармоничную личность? Способов множество, все они широко применяются и успешно используются в повседневной педагогической практике. Но без активного участия родителей они малоэффективны. Один из самых легких и доступных способов я рекомендую всем, без исключения, родителям. Универсальнее способа человечество еще не придумало. Так что же это за чудодейственное средство? Ответ прост - это сказки! Сказки, спросите вы?! Да-да, именно чтение детских сказок. Сразу замечу, что я не провозглашаю книгу панацеей от всех бед, но все же попробую вас убедить, что ощутимая польза от этого есть.
Давайте разбираться, чем же сказка поможет в решении наших задач. Как я уже говорила в самом начале своего повествования, среди дошкольников часто встречаются дети с проблемами в речевом развитии.
Культура речи является важнейшим и неотъемлемым условием воспитания общей и внутренней культуры человека. Становление речи происходит именно в период дошкольного детства.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский указывал на необходимость приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи. Он говорил, что « Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…».
Одним из наиболее эффективных путей развития речи дошкольников, исследователи признают использование разных жанров литературы, устного народного творчества, в особенности - русской народной сказки.
Сказка – это кладезь народной мудрости, она воспитывает детей интеллектуально и нравственно, а также оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на ее основе у детей развивается мышление и воображение. В процессе чтения сказки перед ребенком раскрывается все великолепие и богатство русского языка. Дети приучаются замечать красоту родного языка, постепенно осваивая его, обогащают свою речь образными выражениями и литературными оборотами. Читая сказку, мы учим детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова.
Сказка помогает расширить словарный запас малыша, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь дошкольника становится более эмоциональной, образной, выразительной. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.
Хочется отметить важный момент, и родителям не стоит забывать о том, что сказка должна соответствовать возрасту. Правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в своих силах.
Благодаря сказкам, прививаются жизненные ценности, формируется характер и привычки малыша, приобретаются хорошие навыки. Так же сказки способствуют психологическому развитию ребенка и его становлению полноценной личности.
Влияние сказок на гармоничное эмоциональное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному , что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
В заключение, хочется отметить еще один немаловажный момент. На мой взгляд, он не менее ценен, чем все вышеперечисленные достоинства, открывающиеся в процессе чтения книг. Время, которое родители проводят с ребенком, сближает их и в дальнейшем поможет открыто общаться между собой, делясь самыми сокровенными чувствами и мыслями.
Список литературы:
1.Зимина И.К. «Народная сказка в системе воспитания дошкольников»
Дошкольное воспитание.2005 №5
2.Карпинская Н.С. «Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст)».М. Педагогика,1972
3.ПастернакН. «Сказки нужны ребенку как воздух».
Дошкольное образование.№8 2008
4.Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста». Харьков. Фолио,1997
5.Эльконин Д.Б. «Детская психология: Развитие от рождения до семи лет».
М.:Просвещение,1960