Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Статья

Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников

Трошина Елена Сергеевна,
воспитатель
ГБДОУ д/c № 38
Московского района Санкт-Петербурга

Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребёнка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие, как восприятие, внимание, мышление, воображение, память. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания. Все эти сложные процессы протекают под воздействием эмоциональной регуляции, поэтому именно развитие эмоциональной сферы ребёнка считается важнейшей задачей специалистов в дошкольном образовательном учреждении.

Критическим периодом развития эмоций является возраст до 3-х лет. В условиях эмоциональной депривации эмоциональная сфера ребенка не будет развиваться. До 5-6 лет дети воспринимают мир в основном через эмоции. В раннем возрасте ребенок эмоционально реагирует на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро переходящие, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Например, ребенку тяжело произвести выбор из нескольких новых игрушек .

Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослым и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла, ребенок ждет от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи.

Ребенок раннего возраста, общаясь с другими детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребенка, но и не умеет ему сопереживать. Эмоциональный механизм сопереживания (сочувствия в трудной ситуации и совместной радости при удаче или в игре) появится позже. Тем не менее общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в той мере, что общение со взрослыми. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается, или рядом в нужный момент не оказывается взрослого — некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Например, ребенок не может открыть дверь в комнату и начинает бить по ней руками, что-то выкрикивая. Причиной гнева или плача могут быть помимо «неподдающихся» вещей и отсутствие внимания к нему со стороны близких взрослых, занятых делами именно в то время, когда ребенок изо всех сил старается их вниманием овладеть; ревность к брату или сестре и т. п. Как известно, аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности — вообще игнорируют. В противном случае особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться.

Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2-3 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя — простейшая первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя — сначала по имени, в третьем лице. Потом, обычно к 3 годам, появляется местоимение «Я». Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка — осознание не только своего «Я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена.

Г. Дюпон выделяет следующие стадии эмоционального развития детей.

Первая стадия эмоционального развития – эгоцентрично-внеличностная – характеризуется нерасчлененностью детских ощущений и связана прежде всего с телесными переживаниями напряжения и расслабления, субъективно оцениваемыми как удовольствие или неудобство и боль. Многие дети до 3-4 лет даже при хорошем речевом развитии не склонны давать субъективные оценки своим настроениям. Обычно они называют внешние причины дурного настроения: плохая погода, болезнь, отсутствие чего-то привлекательного.

Вторая стадия – личных отношений, возникает тогда, когда по мере ослабления эгоцентризма начинается дифференцирование себя как причины своих настроений. В действиях ребенка, направленных на другого человека (привлечения внимания, избегание), взрослые легко прочитывают базисные эмоции: радость, печаль, гнев, страх. До появления у ребенка активной речи эти чувства остаются привязанными к реальной ситуации – к присутствующему человеку, к вещи. По мере развития речи реальное присутствие объекта чувств уже не обязательно, чувства приобретают более устойчивый, обобщенный характер. Но ребенок еще не способен осознать субъективный характер своих чувств; ему трудно поверить, что другие люди в сходных ситуациях испытывают другие чувства, отличные от его собственных.

Появление способности к эмоциональной децентрации (т. е. возможности преодолеть эгоцентризм и принять во внимание иные точки зрения), по Г. Дюпону, знаменует новую – межличностную – стадию эмоционального развития. Это третья стадия, ведущая фактором которой является общение со сверстниками, появление сверстниковой субкультуры, значимой для ребенка и отличной от субкультуры главной референтной группы – семьи. Наиболее существенное свойство взаимоотношений сверстников – их принципиальное равноправие, включающее равенство права на собственную эмоциональную оценку всего происходящего в детской группе. Эта стадия эмоционального развития обычно сосуществует с предыдущей. Ребенок практикует одновременно две системы отношений: отношения послушания и некритичного принятия (отвержения) правил, предлагаемых взрослыми, и отношения равноправия людей, сообща вырабатывающих правила, принятие для всей компании. Такая «двойная бухгалтерия» чувств начинается в старшем дошкольном возрасте и длится обычно до начала подросткового возраста, когда у растущего человека появляется потребность унифицировать свои эмоциональные отношения с миром.

Основанием для построения многоуровневой системы эмоциональной регуляции поведения в дошкольном возрасте может стать доминирование в сознании ребенка предмета его переживания. Принцип предметности эмоциональных явлений – один из фундаментальных, определяющих содержания и динамику эмоциональных процессов в онтогенезе. Именно этот параметр позволил выделить: а) уровень субъективных состояний, связанных с особенностями телесных ощущений, как исходный аффективно-эмоциональный фон; б) уровень эмпатических переживаний, складывающихся в системе «взрослый – ребенок» и обеспечивающих приближение (присоединение) ребенка к миру; в) уровень «инструментальных» эмоций как основного психологического механизма поддержания интереса и освоения предметного содержания и г) уровень социальных эмоций в широком смысле слова. Становление этих уровней в процессе онтогенеза и их взаимодействие – сложный процесс, в результате которого у ребенка появляется эмоциональное мироощущение как сложноорганизованное чувство .

Воспитателю в своей работе необходимо учитывать тот факт, что распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении растущего человека. Поэтому, только изучив особенности процесса развития эмоций в целом, особенности развития эмоциональной сферы группы воспитанников и каждого отдельного ребенка, воспитатель сможет организовать наиболее эффективное взаимодействие с детьми дошкольного возраста.

 

 

Используемая литература:

 

1. Вежнович И.Н. Программа «Развитие эмоциональной сферы» // Школьный психолог. – 2005. – № 17.

2. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.— М.: Дрофа, ДиК, 1999.— 128 с. — (Маленький человек и большой мир)

3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с.: ил.

4.Смирнова Е.О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Владос, 2003 – 160 с.

5. Шингаров Г.X. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. – М., 1971.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»