Как я развиваю у детей музыкальный слух
Стурова Свтлана Брониславовна
музыкальный руководитель ГБДОУ д/с№58
ПЕНИЕ-основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма
Дошкольники могут чувствовать эмоциональную выразительность музыки, получать от нее наслаждение, понимать красоту ее звуков. С этой целью необходимо развивать у детей музыкальные способности - слух, музыкальную память, чувство ритма.
В широком смысле в понятие музыкального слуха входят: звуковысотность, тембровый, динамический, ритмический, ладотональный, гармонический слух, умение определить фразировку и форму музыкального произведения. В узком смысле под музыкальным слухом понимается только звуковысотный слух – способность воспринимать и различать высокие и низкие звуки, мысленно представлять себе мелодию и правильное воспроизведение ее голосом или по слуху на музыкальном инструменте.
Все элементы музыкального слуха тесно связаны между собой. Так, развивая звуковысотный звук, мы способствуем развитию ладотонального, гармонического, ритмического слуха; одновременно со звуковысотным слухом совершенствуется и фонематический слух, т.е. способность различать звуки разговорной речи.
Музыкальный слух – качество индивидуальное, но его можно и нужно развивать у каждого. В нашей стране и за рубежом существуют для этого различные системы обучения.
У многих детей звуковысотный слух проявляется слабо, требуются специальные упражнения. Уже трехлетних детей мы знакомим со звуками разной высоты. Вначале дети различают резко контрастные звуки: один и тот же звук берется в разных октавах – во второй и малой, затем во второй и малой, затем во второй и первой и, наконец, в первой.
Во многих песнях про птиц, животных, написанных для маленьких детей, есть музыкальное вступление или заключение, характеризующее персонажи, например, в русской народной прибаутке «Петушок» в обработке М. Красева («ку-ка-ре-ку»), «Белые гуси» М. Красева ( «га-га-га»), в песнях «Кошка» Ан. Александрова («мяу»), «Бобик» Т.Попатенко («гав-гав») и т.д.
Знакомя детей с новой песней, показывая им игрушку или картинку, я играю на фортепиано и пою песню так, как она написана автором. На следующих занятиях проигрываю вступление в разных регистрах – более высоком и более низком – и предлагаю детям угадать, кто лает: большая собака или щенок? Если звук низкий, то лает большая собака, если высокий, тонкий –щенок. Так же дети отгадывают, кто мяукал – котенок или кошка, какой петух кукарекал.
Проиграв звукоподражание в низком или высоком регистре, спрашиваю ребенка, как он догадался, что лаяла собака, а не щенок. Ребенок отвечает: «Лаяла большая собака, у нее грубый, низкий голос». Чтобы временная связь между ощущением звука и его воспроизведением была более осознанной, я предлагаю детям эти звукоподражания спеть, не требуя точной интонации.
Тоненьким голоском они подражают мяуканью котенка, низким –мяуканью кошки. Обычно такие звукоподражания связываются с содержанием песни, которую дети слушают или поют, или с содержанием музыкальной игры.
Например, перед игрой «Птички и собачка» я играю на фортепиано в высоком или низком регистре (как лает собака) и спрашиваю, кто будет ловить птиц: большая собака или маленький щенок? Такие образные упражнения активизируют детей, вызывая интерес, и помогаю различать и осознавать высоту звука.
По мере усвоения детьми высоких низких звуков согласно принципу систематичности и последовательности я усложняю упражнения. Если первое время дети лишь учатся различать резко контрастные по высоте звуки и передавать их голосом без точного интонирования, то в конце года трехлетним или в начале года четырехлетним я даю в играх-загадках звуки, менее контрастные по высоте, в пределах интервала квинты.
Упражнения для развития музыкального слуха подбираю в тональностях, удобных для пения: ми-бемоль, ми, фа мажор. Упражнения начинаем с интервала квинты, а не терции и секунды.
Существует физиологическая закономерность: если на инструменте звучат два смежных звука, например, фа и соль, то благодаря распространению процесса возбуждения в коре головного мозга это ощущение двух смежных звуков долго не конкретизируется. Ощущение звуков, находящихся на более отдаленном расстоянии (квинты), конкретизируется легче.
Желая сделать упражнения интересными, доступными детям, я стремлюсь придать им образность, конкретность, провести их в форме игры. Так, предлагая детям спеть звуки, говорю: «Я вам сыграю на дудочке, вы послушайте. Потом я буду слушать, а вы будете играть на своих дудочках». Ударяю по клавише, которая издает звук ми или фа, другой рукой делаю дудочку и воспроизвожу этот звук, исполняя его на слог «ду».
Чтобы звучание было более интересным, исполняю его с ритмическим рисунком, например «ду-ду, ду-у-у» (четверть, четверть, половина). Послушав внимательно, все дети повторяют этот звук в сопровождении фортепиано, подражая игре на дудочке. Затем проигрываю следующий звук – си 1 или до 2. Если дети поют нечисто, говорю, что не все дудочки играли правильно. Предлагаю прослушать еще раз, как играет дудочка. Исполняю голосом 1-2 раза этот звук с тем же ритмическим рисунком. Затем предлагаю сыграть его на дудочках тихо, потом громче.
Детям легче правильно спеть с голоса взрослого. Постепенно они привыкают правильно воспроизводить звуки не только спетые, но и сыгранные на музыкальном инструменте.
Важна так называемая звуковая наглядность – конкретное слуховое восприятие звуковых комбинаций; другие органы чувств дополняют и усиливают слуховые восприятия. Например, когда дети поют звук, музыкальный руководитель может показать движением руки его высоту – поднять руку на высоком звуке и опустить на низком. В данном случае участвуют два органа чувств – слух и зрение. Если ребенок одновременно с пением высокого звука сам поднимет руку вверх, а при пении низкого опустит, то, кроме органов слуха и зрения, будет участвовать еще и мышечное чувство.
Для закрепления представления о высоких и низких звуках пользуюсь и другими приемами. Так, в гости к детям приходят маленькие игрушки – фигурки животных, птиц. Например, гусь не знает, на какую ступеньку ему взлететь – на «низкую» или на «высокую», - когда звучит ми. Предлагаю детям помочь гусю встать на нужную ступеньку. Если на лесенке находится гусь, ребенок воспроизводит соответствующий звук, произнося «га-га-га». Затем все дети повторяют звукоподражание на том же звуке. Звуки могут идти в разной последовательности. Например, несколько раз высокий звук, затем поочередно, то низкий, то высокий. После пропевания нескольких высоких и низких звуков «гость» останавливается на верхней или нижней ступеньке, и дети поют про него песенку. Например, если в гости приходит гусенок, дети поют «Белые гуси» М. Красева, если курочка – «Цыплята» А. Филиппенко, если петух – народную прибаутку «Петушок» в обработке М. Красева и т.д.
Я провожу и другие игры-загадки, без лесенки, например «Угадай, сколько звуков сыграю». На фортепиано 2-3 раза исполняется звук ми. Все дети про себя считают, один из отгадывающих говорит, что сыграли 2-3 раза один и тот же звук, и поет его со словами «один, два, три». Все дети повторяют. Так уточняется понятие высокого и низкого звука. После исполнения разных звуков даю задание определить, какие звуки слышатся: одинаковые или разные, сколько высоких и низких, какой первый звук – высокий или низкий, какой последний и т.д.
В подготовительной группе применяю упражнение «эхо»: пропеваю звуки тонического трезвучия верх, вниз; дети повторяют его на слог «ля».
В старших группах я подвожу детей к пению упражнений а капелла. Для того, чтобы научить детей петь без сопровождения инструмента, пользуюсь таким приемом: сначала сопровождаю пение детей игрой мелодии на фортепиано или голосом взрослого, затем предлагаю кому-либо самостоятельно спеть звук, после чего на фортепиано повторяю этот звук, как эхо. Если ребенок неправильно исполняет звуки, повторяю их еще на фортепиано и предлагаю ему спеть самостоятельно в сопровождении инструмента и без него.
Постепенно у детей развивается звуковысотный музыкальный слух, чистота интонации, слуховое внимание; упражнения помогают развитию слуховых представлений – дети начинают осознанно воспринимать и воспроизводить звуки. Вместе с тем эти упражнения – хорошая основа для изучения нотной грамоты в школе.
Эти упражнения лишь небольшая часть в системе музыкального воспитания. Пению, слушанию музыки, движениям под музыку, игре на музыкальных инструментах я уделяю большое внимание.