Кинева Ирина Владимировна,
Воспитатель ГБДОУ №18 Кировского района города Санкт-Петербурга
«Блестящее, лучшее в мире золото – то золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей».
К.Андерсен
Сказки сопровождают человека на протяжении столетий. В ней присутствует не только волшебство и приключения, в ней присутствует сама жизнь. Ведь не зря говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». И действительно, сказки являются одним из поучительных моментов. Практически каждая сказка дает жизненный урок. А это особенно важно для ребенка.
Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что создаёт особые возможности при коммуникации.
В сказке в символической форме содержится информация о том:
-как устроен этот мир;
-какие «ловушки», искушения, трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
-как приобретать и ценить дружбу;
-какими ценностями руководствоваться в жизни;
-Как строить отношения с родителями;
-как бороться и прощать.
Сказки являются основой «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». «Нравственный иммунитет» -способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума.
Сказки возвращают ребёнка в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.
Привлекательностью сказок для развития личности ребёнка заключается в следующем:
отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.
Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки, - это намёк на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребёнок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.
отсутствие чётких персонификаций.
Главный герой в сказке - собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Алёнушка, Марья. Отсутствие жёсткой персонификации помогает ребёнку идентифицировать себя с главным героем. На примере судеб сказочных героев ребёнок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.
образность и метафоричность языка.
Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок или взрослый, читая сказку, бессознательно выносит для себя смысл, наиболее актуальный для него в данный момент. Благодаря многогранности смыслов одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы. Наблюдая за судьбами главных героев, проживая; сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину Мира и, в зависимости от этого, будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом.
психологическая защищённость.
Признак настоящей сказки — хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, все испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.
наличие тайны и волшебства.
Эти качества свойственны волшебным сказкам. Волшебная сказка как живой организм — в ней все дышит, в любой момент любой предмет — даже камень — может ожить и заговорить. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Читая или слушая сказку, ребенок «вживляется» в повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность ребенка децентрироваться, вставать на место другого. Ведь именно эта способность человека почувствовать нечто, отличающееся от него самого, позволяет ему ощутить многогранность Мира и свое Единство с ним.
Сказки разделяют на традиционные (народные) и авторские. Можно выделить несколько разновидностей народных сказок:
бытовые (например, «Лиса и журавель»);
сказки-загадки (истории на сообразительность, истории хитреца);
сказки-басни, проясняющие какую-нибудь ситуацию или моральную норму;
сказки-страшилки, истории о нечисти;
сказки-притчи;
сказки о взаимодействии людей и животных;
сказки о животных; мифологические сюжеты (в том числе истории про героев);
волшебные сказки, сказки с превращениями («Гуси-лебеди», «Крошечка-хаврошечка» и т. д.).
У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудитория. Детям 3—5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.
Примерно с 5—6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
В процессе целенаправленной работы со сказками, во время обсуждения литературного произведения, сравнения сказочных ситуаций с реальными, основанными на личных наблюдениях и опыте детей, происходит формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение детей. Развивается умение справедливо оценивать поступки не только героев сказок, но и своих сверстников, а, подчас, и взрослых; формируется умение понимать: что хорошо, а что плохо; что можно, а что нельзя.
Таким образом, разнообразный сказочный мир будит воображение ребенка, рождает познавательный интерес к реальному миру, вызывает у детей энергию, готовность к борьбе за правду, справедливость, свободу; дает первые понятия о добре, зле, справедливости, Через сказку ребенок начинает понимать законы мира, в котором он родился и живет!
Сказки - незаменимы в жизни ребенка. Их роль очень высока. Они не только являются средством увлечь ребенка, но и способны развивать его, воспитывать и решать его психологические проблемы.