Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Роль загадки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Щетинина Оксана Борисовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 62
Кировского района Санкт-Петербурга
 Важнейшим периодом в развитии речи ребенка является дошкольный возраст. Главным  источником информации для детей является речь взрослого.
Однако взрослые – это не только родители. Работники учреждений дошкольного образования  стоят на первом месте и являются самым ответственным звеном в общей системе образования, которое помогает дошкольникам овладеть родным языком.
Художественная литература и фольклор – важные средства развития речи. Кроме того, это средство эстетического и нравственного воспитания детей.
Малые фольклорные жанры  обогащают образную сторону речи детей. Среди них пословицы, поговорки и загадки занимают особое место.
Одной из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений является загадка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми.
Загадки колоссально увеличивают  продуктивность работы по ознакомлению детей с окружающим миром и развитию речи. Они широко применяются в наблюдениях, на занятиях, в трудовой, игровой деятельности и в быту.
Загадка в словаре Ушакова Д.Н.  понимается как – иносказательное изображение, в короткой форме, предмета или явления, которые нужно угадать; выражение, требующее разгадки. То, что непонятно и требует разгадки или объяснения.
Загадка — это своего рода игра.
Огромной изобразительной силой обладает метафора. В метафоре одно явление полностью уподоблено другому, чем-то сходному с ним. Метафорой может быть одно слово или целая картина. Именно на метафорах строятся многие русские народные загадки: «Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, а достать не могут (луна)». В каждой загадке образ, метафора исходят из сходства с действительными, реальными признаками, что и помогает отгадывать их.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную логическую операцию.
Загадки побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска. Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств.
По содержанию загадки должны соответствовать задачам всестороннего развития, содержать воспитательную идею, соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей, быть доступными.
Загадка должна иметь полную и точную характеристику предмета или явления, описание типичных признаков. Она должна быть интересной, грамотной, образной, красочной, иметь игровой характер. Но и не должна быть слишком сложной – невозможность отгадать несколько загадок подряд может вызвать у ребенка неприятие загадок как таковых.
Существует несколько видов загадок:
  • загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или явлением, на которое он похож, или чем-то отличается;
  • загадки – описания, где описывается какой-либо предмет или явление;
  • комбинированные загадки – это соединение загадок– описания с загадками–сравнения;
  • сюжетные загадки — это загадки, сочиненные детьми с использованием логически-последовательного сюжета.
Примером загадок–сравнений являются:
Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)
Лает, кусает,  в дом не пускает. (Собака.)
 
Обсудите отгаданное животное, пусть ребенок доказывает отгадку, говорит, является животное домашним или диким.
Тематика загадок может быть о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Такого рода загадки предлагаются детям младшего и среднего дошкольного возраста.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление. Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному.
Например:
Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед).
По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед).
В таких случаях не рекомендуется добиваться от детей традиционной отгадки, а, видя правильный ход их рассуждений, подчеркнуть возможность разных ответов и поощрить их.
Для детей младшей группы характерно эмоциональное восприятие. В младшем возрасте активно развивается внимание, память становится наглядно-образной, формируется воображение. Благодаря этому на основе словесного описания дети могут создать образ предмета.
Тематика загадок ограничена небольшим жизненным опытом детей. Это загадки об игрушках, домашних животных, некоторые предметы домашнего обихода, продукты питания. Загадки могут и должны иметь подсказку. Загадки для детей младшей группы должны быть лаконичны, с яркими характеристиками, конкретными образами. У детей младшей группы еще мал жизненный опыт и не сформировано абстрактное мышление, поэтому часто воспитатель сам дает ответ на загадку. Желательно отгадку показать, используя рисунки, игрушки и т.п. и обязательно еще раз повторить текст загадки.
Голодная - мычит, сытая - жует,
Всем детям молоко дает. (Корова)
Зубов нет, а кусает. (Крапива)
Дети среднего дошкольного возраста умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение и др.), сравнивать предметы между собой. Тематика загадок: домашние и дикие животные, предметы домашнего обихода, одежда, еда, явления природы, средства передвижения.
Загадки могут быть подробные, как рассказ о предмете. Можно подбирать загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами. Детям средней группы воспитатель иначе преподносит загадку. Он ее загадывает, помогает отгадать, и, вместе с детьми выясняет, что именно подсказало отгадку. Тексты загадок изучаются с детьми во вторую половину дня во время индивидуальной работы.
Скатерть белая весь мир накрыла. (Снег)
Колючий клубок прибежал в садок. (Еж)
Подобные образные средства понятны детям благодаря большому внешнему сходству.
Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, наблюдают за животными, птицами, насекомыми, их поведением, образом жизни. Они следят за ростом и развитием растений, собирают плоды и семена, отмечают изменения погоды. У детей углубляются знания о труде людей, орудиях труда, о транспорте, технике и ее назначении.
Тематика загадок:  животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, явления природы и их закономерности, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, информации, спорт, человек, книга.
Характеристика предмета может быть короткой, но один из признаков должен быть характерным.  Дети старшего дошкольного возраста не просто отгадывают загадку, а уже сами должны объяснить, почему именно такая отгадка.
Дети могут загадывать загадки друг другу. Целесообразно проводить «Вечера загадок», развлечения с элементами соревнования, литературные викторины. Детей учат составлять описания-загадки. Чтобы описание-загадку другие дети смогли отгадать, она должна быть образной, яркой, точной. А наличие у детей необходимых умений, знаний, навыков будет зависеть от работы воспитателя с малышами и его творческого подхода к работе с загадками.
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
Сам черный, и не ворон, есть рога, и не бык,
Шесть ног без копыт. (Рогатый жук)
Илларионова Ю.Г. в своей книге: «Учите детей отгадывать загадки»  раскрывает цель, значение загадок и методику работы с загадками.
Цель использования загадок - научить детей видеть за образным описанием реальный предмет, его особенности, а не запоминать отгадки к загадке.
Значение загадок:
  • Загадки позволяют эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности.
  • Способствуют активному развитию образности речи, обогащают словарь углубляя и уточняя знания о предмете.
  • Помогают овладеть образностью слов.
  • Помогают усвоить знания о словообразовании, развивают поэтический слух и поэтическое восприятие окружающего мира.
Рекомендации к подбору загадок:
  • Младший дошкольный возраст - загадки о предметах, с которыми дети чаще всего встречаются.
  • Использовать загадки, в которых имеются яркие внешние признаки. Но они не должны быть слишком подробные.
  • Средний дошкольный возраст - загадки с более широкой тематикой, характеристика предметов должна быть дана подробно, признаки предметов определены точно, четко. Загадки должны быть с прямым сравнением.
  • Старший дошкольный возраст - загадки разнообразной тематикой, характеристика предметов может быть краткой, но называется основной, существенный признак.
Рекомендации  к использованию загадок:
  • загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление с окружающим миром;
  • знакомство с образными средствами языка;
  • правильно подбирать загадки по возрасту детей, теме, содержанию, а затем загадки с метафорой;
  • обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядной основе с соотнесением словесного образа с натуральным образом с рассматриванием; должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, проводится в игровой форме.
Структура образовательной деятельности с детьми старшей группы по обучению их отгадыванию загадок:
  • I часть - вводная. Цель - подготовить детей к восприятию загадок. Приемы - рассмотрение предмета; вычленение лишь тех признаков, которые отражены в загадке; вопросы; использование элементов загадки для описания характерных особенностей предметов.
  • II часть - основная. Цель - чтение загадок, обучение способам отгадывания, развитие объяснительной речи. Приемы - чтение загадки два-три раза, постановка цели, объяснение способа отгадывания, образец отгадывания.
  • III часть - заключительная. Цель - обобщить полученные знания, вызвать желание загадывать загадки друг другу и составлять их самостоятельно. Приемы - обобщение, дидактическое упражнение, загадывание загадок.
Автор рекомендует иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся пословицы, поговорки, фразеологизмы и т.д.
Разнообразны цели использования загадок. Они либо вызывают интерес к предмету наблюдения или беседы, либо могут быть средством проверки и закрепления знаний в занимательной форме.
Загадки широко используют в образовательной  и игровой деятельности. Использование загадок  – один из важных приемов обучения.
Как правило, широко используются загадки в играх по развитию речи, во время наблюдений, экскурсий, бесед, рассматривания картин, чтения художественных произведений, описания предметов, во время дидактических игр.
Загадки используют как прием, который побуждает к усваиванию знаний, необходимых для наблюдений.
Наблюдения, систематически проводимые в природе и окружающей жизни, лежат в основе работы по обучению детей отгадыванию загадок. Так, наблюдая за деревьями, можно загадать загадки:
В одежде летом, зимой раздеты ( деревья)
Что летом и зимой в рубахе одной ( ель, сосна)
Нужны не только одноразовые наблюдения в естественных условиях, но и специально организованная система наблюдений, помогающая детям увидеть явления в разные периоды, в развитии. На основе обобщенных выводов по результатам длительных наблюдений построены загадки такого типа:
Ночью на небе один золотистый апельсин.
Миновали две недели, апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только апельсиновая долька (луна, месяц).
В ряде случаев для постижения внутренней сущности явления требуется опытный путь, чтобы отгадать загадку:
В огне не горит, в воде не тонет (лед).
Надо провести опыты со льдом. Они станут ключом к отгадке.
Подавляющее большинство загадок построены на знании таких свойств  предметов, которые дети постигают в процессе действия с ними. Играя с мячом, дети устанавливают, что, чем сильнее удар, тем выше подпрыгивает упругий мяч, что у волчка всего одна ножка, и он совсем не умеет на ней стоять, зато весело поет и пляшет, когда крутится. Выделение этих качеств поможет отгадать загадки о мяче, волчке.
Пляшет крошка, а всего одна ножка (волчок)
Упадет – поскачет, ударишь – не плачет (мяч).
Всестороннее обследование детьми предметов в процессе многократных действий с ними, наблюдение явлений в разных условиях обогащают опыт детей, дают фактические знания о мире. Загадка служит при этом художественным завершением и обобщением процесса наблюдения, рассматривания, сравнения.
Используются загадки и во время режимных процессов - в раздевалке, в ванной, спальне. В спальной комнате, когда дети готовятся ко сну, или одеваются после сна, можно использовать упоминание о постели:
Не зверь, а с ногами, не птица, а с перьями,
Не человек, а в одежде. (Кровать с подушкой и одеялом)
Широко можно использовать загадки в беседах, на занятиях по рассматриванию картин, предметов. В беседе с детьми об орудиях труда и механизмах, облегчающих домашний труд, также можно использовать загадки. Сначала дети рассказывают, какую работу дома выполняют взрослые и сами дети, какими орудиями труда пользуются. Затем проводится игра с загадками: «Что нам нужно для работы?» Дети отгадывают загадки и определяют, для какого вида труда необходимы эти предметы.
Можно провести игру,  построенную на загадках: «Едем, плаваем, летаем» (о видах транспорта). Воспитатель предлагает отгадать загадки о разных видах транспорта. В случае правильного ответа ребенок берет картинку и ставит ее рядом с изображением, обозначающим среду передвижения указанного транспорта (дорога, вода, небо). Дети в ходе игры классифицируют транспорт на наземный, водный, воздушный.
Загадки активно используются также в  изобразительной деятельности. Очень часто образовательная деятельность по рисованию, лепке овощей, фруктов, игрушек начинаются с загадок. Это повышает интерес к деятельности, упражняет детей в речевых навыках.
Увлекательность и необычность придают загадки вечерам – развлечениям: «В гостях у Лесовичка», «Загадки сказочных героев»», «Во саду ли, в огороде». Эти праздники полны загадок, сопровождаются песнями, играми, танцами, появлением сказочных персонажей.
Разгадывание загадок можно использовать и в театрализованной деятельности (игры – драматизации, концерты, праздники), где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи.
Загадки можно использовать не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.
В старшем дошкольном возрасте проводятся специальные игры на загадывание и отгадывание загадок. Их может быть несколько видов, различных по своей структуре, чаще всего такие игры проводятся в виде дидактических игр: «Назови цветок», «Кто здесь живет?», «Магазин», «Соберем посылку», «Отгадай».
Например, игра «Подбери отгадку». На больших карточках написаны загадки о времени, а на небольших полосках бумаги - отгадки. Это может быть оформлено в рисунках. Дети читают (или спрашивает воспитатель) и подбирают для загадки отгадку.
С целью научить детей самостоятельно составлять загадки проводится игра «Отгадай». Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Ребенок берет картинку, не показывая и не называя ее, описывает характерные признаки предмета. Все дети должны отгадать предмет по описанию.
Загадки широко используются как исходный подсобный материал для логических упражнений на обобщение, сравнение, группировку. В словаре дошкольника слова, обозначающие родовые понятия (грибы, цветы, посуда, мебель, т. д.) и видовые (мухомор, мак, чашка, стол) существуют как бы параллельно. Ребенок не видит между ними связи, так как не может делать простейшие обобщения. Логические упражнения помогают усваивать не только слово и понятия, но и помогают систематизировать словарный материал.
Например, загадываются загадки об овощах: о луке, моркови, капусте, т. д. Потом задается вопрос: «Как назвать предметы одним словом? (овощи)
На материале загадок о животных и насекомых можно проводить упражнение на группировку: отгадав загадки, дети должны назвать отдельно животных и отдельно насекомых.
Упражнения типа «Кто лишний и почему?» также помогают в классификации предметов. Дети отгадывают 3 – 4 загадки: одну о животных, остальные о птицах.
  1. «В воде купался, а сух остался» (гусь).
  2. «Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник» (дятел)
  3. «Всех перелетных птиц черней, он чистит пашню от червей» (грач)
  4. «В клубок свернется, а взять не дается» (еж).
Дети выбирают, кто лишний и обосновывают свой ответ.
Дети, опираясь на образные сравнения, объясняют свою догадку, сначала выдвигая свое доказательство, а уже потом отгадку.
Дети старшего дошкольного возраста после внимательного знакомства с предметом переходят к самостоятельному составлению загадок по предложенному плану, а в дальнейшем и к придумыванию загадок о нем.
Умение выделять и называть разнообразные действия объекта является необходимым условием создания рассказов-загадок.
Структура загадки требует специфических языковых средств, поэтому следует обращать внимание на построение загадки: «Какими словами начинается загадка? Как кончается? О чем в ней спрашивается?». Подобные вопросы развивают у детей чуткость к языку, помогают замечать выразительные средства в загадках, развивают речь ребенка. Важно, чтобы дети не только запоминали образные выражения загадки, но и сами создавали словесный образ предметов, то есть пытались находить и свои варианты описаний.
Влияние на развитие речи детей русского народного творчества неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основным содержанием речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное, речевое и художественное развитие ребенка.
 Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.
Илларионова Ю.Г. рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.
Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образностью речи.
Таким образом, использование загадок позволяет воспитывать любопытного, вдумчивого, творческого ребенка. Загадки обогащают знания детей, проверяют уровень интеллектуальной подготовки, учат мыслить, обосновывать свои мысли.
 
Источники:
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки  / Ю.Г. Илларионова – М.: Просвещение, 1985.
Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. - 1986.- № 9, с. 23-26.
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»