Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Обогащение сенсорных впечатлений у детей раннего возраста на занятиях по изодеятельности

Такина Раиса Израиловна,
воспитатель высшей квалификационной категори
ГБДОУ детский сад №118 Выборгского района Санкт-Петербург

 

«Хотя у ребенка имеются известные органические предпосылки сенсорного развития в виде природных анатомо-физиологических особенностей тех ими других анализаторных систем, однако для того чтобы на основе такого рода предпосылок сформировались те специфические человеческие сенсорные способности, которые потребуются ребенку в его последующей материально-производственной, научной или художественной деятельности, совершенно недостаточно просто упражнять его органы чувств, а необходимо активно формировать указанные способности путем воспитания, осуществляемого по определенной программе».

Психолог А.В. Запорожец

 

            В педагогике раннего возраста одним из вопросов, требующих пристального внимания, является вопрос о сенсорном воспитании и сенсорном развитии ребенка. Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т.д.

            Одной из основных и конечных целей сенсорного воспитания и является формирование сенсорных способностей- это центральная задачи педагогической и психологической науки. Обучение детей обобщенным способам обследования объектов дает возможность детям самостоятельно ориентироваться в различных свойствах новых предметов. Именно формирование таких обобщенных умений должно стать основой воспитания сенсорных способностей.

            Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильное представление о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия.

                   В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому что, именно она оказывает решающее влияние на развитие всех сторон психики и личности ребенка.

            Для детей третьего года жизни - при создании необходимых для этого условий - характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, как и прежде, основной линией развития, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе.

Ребенок в этом возрасте продолжает интенсивно накапливать впечатления и представления о важнейших признаках, свойствах предметов. Накопленный сенсорный опыт, т. е. представления о величине, цвете, форме, фактуре, положение в пространстве и т. п., связывается с конкретными предметами и явлениями.

            Эта тема актуальна, т.к. сенсорные процессы органически входят во все виды и формы общения ребенка с внешним миром. Поэтому сенсорное воспитание составляет неотъемлемую часть содержательной деятельности детей, организуемой в детском саду, она входит в любые формы воспитательно-образовательной работы с ними.

            В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учету и использованию.

            В изобразительной деятельности приобретение детьми сенсорной культуры содействует их творческому развитию, помогает созданию выразительных образов. Эстетическая оценка явлений начинается с оценки таких свойств, как цвет, форма, положение в пространстве.

           Познавательная потребность, в той или иной мере, сформированная у ребенка в основном направлена на обследование величины, формы, цвета, фактуры предметов. Виды работы по развитию у детей предметной деятельности: игра и занятие. Педагогические требования к проведению игр и занятий актуальны для работы с ребенком в детском саду, необходимо понимать, что слово «игра» и «занятия» в практической деятельности с детьми раннего возраста весьма условны. Игры и занятия, организованные взрослым, направлены на решение развивающих задач.

         Занятия и игры должны проводиться по намеченному плану и преследовать определенную цель, постепенно усложняться по мере освоения материала, ежедневно повторяться. Нужно побуждать детей к активным действиям с дидактическим материалом, а для закрепления умений прибегать к многократным упражнениям с аналогичными материалами, что позволит детям использовать знания и опыт в самостоятельных играх. Во время игр и занятий надлежит заботиться о хорошем эмоциональном самочувствии ребенка. Воспитатель привлекает внимание к предметам и действиям с ними с помощью разнообразных приемов, поддерживает интерес к занятию. Не следует принуждать малыша к играм при отсутствии интереса к ним, так как у ребенка может возникнуть негативное отношение к поручениям воспитателя и к игровому материалу.

      К трем годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать его действия. Малыш теперь стремится к достижению определенной цели, получению правильного результата. Ребенку нужно помогать «удерживать» цель, направлять его на достижение желаемого результата. Для этого целесообразно использовать такие игры и игрушки, действиями с которыми предполагают наличие образца: фигурные пирамидки, из которых нужно собрать определенный предмет (машину, слоника, собачку и пр.); всевозможные мозаики или пазлы; кубики или простые конструкторы. Образцом может быть картинка, задание взрослого, собственный замысел ребенка. Все эти игры требуют определенного представления о том, что должно получиться, и настойчивости в достижении результата.

      При целенаправленном сенсорном воспитании у ребенка наблюдается положительное отношение к действиям с предметами разной величины, формы, цвета. Ребенок уже в состоянии выбирать предметы заданной формы или заданной величины.

          Дав ребенку доску с большими и маленькими круглыми отверстиями и комплект вкладышей, взрослый создает ситуацию, в которой он по собственной инициативе начинает размещать вкладыши в отверстиях. Успешности выполнения дидактической задачи способствует сам материал, основанный на принципе автодидактизма. Именно это позволяет ребенку после нескольких поисково-примерочных действий найти правильные способы выполнения игровых действий: большой вкладыш невозможно втиснуть в маленькое отверстие; маленький кружок в большое отверстие положить можно, но тогда «окошко» закрыто не до конца, и остается большой вкладыш, который некуда девать.

            Соответствующие игрушки и дидактические пособия располагают большими возможностями для ознакомления детей с разнообразными свойствами предметов: величиной, формой, цветом, что очень важно для сенсорного развития малыша. С одной стороны, сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития малыша; с другой стороны сенсорное воспитание имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо детям, как для познания окружающей действительности, так и для многих видов трудовой и творческой деятельности. Роль взрослых в сенсорном развитии маленького ребенка заключается в том, чтобы раскрыть ему те стороны явлений, которые могут остаться для него незамеченными, и выработать отношение к ним.

       Чтобы привлечь внимание ребенка к свойствам предметов, выработать у него правильное представление об этих свойствах, от педагогов требуются определенные усилия и умение владеть специальными приемами работы с детьми:

1)      прием «Наложение»

2)      прием «Приложение»

         Работу с детьми по сенсорному воспитанию я начала с проведения диагностики в начале года, используя методику выявления уровня нервно-психического развития детей третьего года жизни. На основе диагностики разделила на детей на подгруппы с учетом их возраста и развития и ориентируясь на средний уровень подгруппы, подбирала содержание занятий, игр, упражнений. Планируя работу, включала содержание сенсорного развития во все виды детской деятельности, используя комплексные занятия (сенсорика+ИЗО). Также в планировании занятий я учитывала принцип последовательности, постепенно усложняя задания по группировке однородных предметов по цвету, форме, величине. Все занятия проводились в игровой форме. Очень важно учитывать то, что все дети разные. К каждому ребенку нужен особый подходи внимание, поэтому нельзя уравнивать всех и ожидать одинаковых результатов. Если ребенок усваивает материалы, то необходимо дать возможность познавать больше, а если ребенок быстро устает, не усваивает программный материал – не настаивать, позже позаниматься с ним индивидуально.

         Я стараюсь помочь детям приобрести сенсорный опыт. Он необходим и в занятиях по изодеятельности. Прежде, чем отрабатывать какие-то технические навыки изодеятельности, я стремлюсь сформировать яркие зрительные представления о предметах и явлениях.

           Проанализировав изодеятельность детей на начало года, увидела, что движение руки у всех детей неуверенное, следы на бумаге слабые и нечеткие, ни один ребенок не умел рисовать предметы круглой формы, их деятельность носила непроизвольный характер (не было замысла). Наши дети – это дети раннего возраста, которые иногда называют «доизобразительным», т.к. у детей этого возраста нет изображения предмета, нет даже замысла и желания что-либо изобразить. Рука у детей раннего возраста ещё не развита, движения хаотичные, карандаш оставляет на бумаге слабый след. Однако наблюдения за нашими детьми показывают, что интерес к изобразительной деятельности есть, и его надо развивать. На первых занятиях по изодеятельности дети рисовали краской и учились правильно держать кисть. Рисовать краской легче, чем карандашом, не надо преодолевать сопротивление бумаги и рука не устает, а яркий след, оставленный краской удивляет и радует детей.

       Технические приемы рисования необходимо показывать живо, эмоционально, чтобы заинтересовать детей. Если какой-либо прием не получается, используется метод пассивных движений. Целесообразно совмещать рисование с аппликацией (детям дают заготовки – аппликации, например: туча–лужа, а дети рисуют дождь). Стараюсь проводить занятия с использованием стихов, потешек, что позволяет удерживать интерес и внимание детей.

             Очень важно познакомить детей с названием цвета, как опознавательного признака. И это требует целенаправленного обучения. В соей работе я использую много дидактических игр и упражнений. В процессе игр дети учатся решать простые умственные задачи типо: поставить рядом два предмета одного цвета; сравнить их, сгруппировать их; правильно назвать цвет. Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Наши дети сравнивали предметы, делали умозаключения: «Такой же шарик», «Такая же палочка», «Варежки разные». Детям нравятся игры сюжетного содержания. Одна из них «Спрячь мышку», цель которой научить детей обобщать предметы по цвету. Игра представляет собой набор домиков из картона красного, синего, желтого и зеленого цветов. На домиках нарисована норка с мышкой. Перед детьми ставится задача: закрыть норку дверцей тождественного цвета. Игра понравилась малышам, они правильно подбирали дверцу по цветовому признаку, спешили закрыть ею норку мышки от кошки.

            Также я использую в совей работе дидактические игры «Подбери колесики», «Подбери вазу», «Подбери ключик» (цель: учить выбирать предметные картинки с ориентировкой на одно свойство – цвет); «Украсим коврик», «Собери сервиз», используя разные по цвету геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник; учимся составлять композицию). Все эти дидактические игры необходимы для обогащения сенсорных впечатлений и применения их в изодеятельности.

           Работу по восприятию цвета провожу с учетом индивидуальных особенностей детей. Хорошо усвоили цвет, задания в дидактических играх усложняю.

            В своей работе я активно использую разбивающую игру Блоки Дьениша. Например, дети строят дорожки одного цвета для какого-то животного. Фигуры могут быть разной формы и величины, но одинакового цвета (ориентировка на цвет). Или можно построить дорожку только из квадратов (ориентировка на форму). Или можно построить дорожку только из толстых фигур (ориентировка на величину). Основная цель использования логических блоков Дьениша- это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их. С детьми раннего возраста уместны простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине. Нашим детям предлагаем выложить елочку из треугольников, паровозик из прямоугольных блоков. Можно, к примеру, мишке в лапу дать печенье - блок и попросить ребенка найти такой же.

         Для лучшего усвоения материала мною сделана в начале года игра из плоскостного материала. На листах бумаги начерчены какие-либо изображения (домик, кораблик, пирамидка) по форме состоящие из блоков Дьениша. По мере усложнения – на одновременное нахождение и по форме и по цвету. Я взяла группу детей, и мы стали «строить» красивые домики, машинки и т.д. приемом наложения. Детям очень понравилась эта игра. И уже после шести – семи занятий дети стали различать цвет, форму и называть их. Эта игра может быть использована как на начальных этапах обучения, так и в вариативном изменении (усложнении) для закрепления материала. Она применима как для детей с высоким уровнем развития, так и для детей с низким уровнем развития. Наиболее сложны для детей задания на одновременное различие предметов по цвету и величине.

            На занятиях по изодеятельности мы закрепляем полученные знания по обогащению сенсорного опыта. Дети называют цвет краски, которую берут; сравнивают фигуры (например, шарик большой и шарик маленький). В середине года снова была проведена диагностика, что позволило выявить уровень усвоения детьми материала. Движения руки стали более уверенными, все дети рисуют предметы круглой формы, различают цвета и проявляют интерес к изодеятельности. Практически все дети освоили материал в пределах требований «Программы обучения и воспитания в детском саду». Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы.

       Детская изобразительная деятельность базируется на познании окружающей действительности, поэтому вопрос о развитии восприятий, являются одной из основных проблем методики обучения детей рисованию. Создание художественного образа предполагает передачу глубокого содержания в яркой, эмоциональной форме.

        Опыт маленького ребенка еще невелик, поэтому ему важно дать возможность предварительно понаблюдать за предметом, чтобы увидеть и запомнить главное, характерное, выразительное. Именно неумение видеть объясняются многие ошибки в рисунках детей. Опыт ребенка постепенно расширяется в процессе всей вспомогательной работы на занятиях, прогулках

       Ребенок должен узнавать название предмета или явления, его назначение, внешний вид (форму, размер, цвет и т.д.), определить, какие его признаки являются главными, а какие – второстепенными. Самостоятельное вычленение этих свойств не всегда доступно ребенку. Часто он обращает внимание на не существенное, а на яркое, необычное. При последующем изображении эти несущественные стороны будут в первую очередь отражаться в рисунке, нарушая реальность объекта. Задача педагога –научить ребенка видеть, воспринимать предмет в совокупности всех его основных качеств. Основой в решении этой задачи является воспитание сенсорной культуры. Сенсорное воспитание понимается как формирование у ребенка широкой ориентировки в разнообразных свойствах реальных предметов.

       Восприятие окружающего должно быть целенаправленным. Ребенок должен ясно представлять, что и зачем ему надо наблюдать. Такая постановка цели и обоснование действий обостряет восприятие, сосредоточивает мысль и внимание на определенных моментах, восприятие делается выборочным, оценивающим. Для овладения такой анализирующей способностью необходима высокая сенсорная культура – умение видеть и выделять такие качества предмета, как форма, величина, цвет, положение в пространстве, что имеет существенное значение в изобразительной деятельности.

          Развитие этих сторон восприятия требует большого внимания со стороны воспитателя.

        Вывод: важная роль в развитии сенсорики ребенка принадлежит взрослому. Он помогает детям овладеть выработанной человечеством системой сенсорных эталонов.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»