Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

 

Подвижные игры, как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недорозвитием речи.

 

Котова Наталья Александровна, инструктор по физической культуре

ГБДОУ детский сад 76, г Санкт - Петербург.

 

Актуальность.

При подборе средств физического воспитания педагоги ГБДОУ , работающие с детьми — логопатами сталкиваются с рядом проблем, обусловленных тем, что у детей с ТНР ОНР ( всех уровней ) наблюдаются нарушения психической деятельности, в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы, неустойчивого внимания, быстрого умственного утомления, частой сменой настроения в виду наличия резидуально — органического поражения головного мозга. Как правило, у таких детей имеются нарушения в развитии их двигательной сферы, в частности, плохая координация движений, снижение ловкости и скорости выполнения движений, нарушение последовательности элементов действия, замедленное формирование пространственно-временных представлений, трудности переключения и автоматизации. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики .

В силу определенных психо — физиологических особенностей детей с нарушениями речи, повышенной эмоциональной возбудимости, быстрой утомляемости организма ребенка большая часть времени ( по сравнению с работой в обычных группах) отводится на вводную и заключительную части совместной деятельности. Детям логопатам требуется больше времни для перехода от возбужденного состояния организма и психики, вызванного высокой двигательной активностью, в оптимальное состояние для осуществления других видов деятельности, а также для организации и обьяснения заданий (замедленность мыслительных процессов и несформированность понятий).

В этой связи совместная образовательная деятельность по физической культуре должна способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Этиология речевых расстройств так многообразна и структура дефекта настолько неоднородна , что составление коррекционного курса по физическому воспитанию должно опираться на результаты развернутого психомоторного обследования детей и оценку сформированности двигательных навыков в соответствии с возрастной нормой.

Важным средством физического воспитания детей являются подвижные игры.Для детей с речевыми нарушениями необходимо, чтобы эти игры сочетались с текущей логопедической работой и являлись стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим психомоторной и речевой коррекции.

 

Игры подбираются таким образом, чтобы их содержание было знакомо детям и включало в себя те движения, обучение которым проводилось в течение месяца.

Последовательность проведения подвижных игр определяется с учетом их энергетической стоимости. Например, в водной части занятия используется подвижная игра средней интенсивности (увеличение пульса на 20 -25 % от исходной величины) — «Найди и помолчи».

В основной части 3-4 подвижные игры с элементами основных движений. Интенсивность нагрузки должна увеличиваться постепенно; пик нагрузки (учащение пульса на 70 -80 %) приходится на конец основной части: «Прокати мяч в цель», «Кто скорее до флажка?» (ползанье на четвереньках), «Пингвины с мячом» (прыжки с продвижением вперед). «Бег с препятствиями».

Заключительная часть включает подвижную игру малой интенсивности (превышение пульса не более чем на 15 - 20% от исходного) - «Запрещенное движение».

 

При коррекции дефектов речи у дошкольников необходимо включать в работу максимальное количество анализаторов - слуховой, зрительный, кинестетический, рече - двигательный.В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков Ha автоматизацию в слогах, словах, небольших четверостишиях.

Эффективно использовать стихотворение на дифференциацию звуков.

Совместная образовательная деятельность физическая культура осуществляется в тесном контакте с учителем - логопедом, который консультирует инструктора по физвоспитанию, на какие звуки следует подбирать речевой материал.

Пример

 

Основная часть. Комплекс ОРУ:

Речитатив:

1.И.П. - стон лицом другу другу, руки соединены. Повороты головы в стороны

Жили дружно, жили тихо

Еж, ежата и ежиха.

2. И.п. — стойка ноги врозь, руки в стороны. Поочередное сгибание рук. сжимая пальцы.

Еж с ежихой для ежат

Припасали все подряд.

3. И.и. - широкая стойка ноги врозь. Наклоны к правой, левой ноге, вперед; руки вперед.

Вот ежиха у дорожки

Видит гриб на толстой ножке.

Гриб большой ежихе нужен;

Ждут ежата гриб на ужин.

4. И.п. —стоя на коленях, руки внизу в замке. Сед справа и слева с выносом рук в противоположи. Сторону.

Пожелал ежихе ежик: -

Не жалей, ежиха, ножек!

И ежиха убежала.

В лапках гриб она держала.

5. И.п. -лежа на спине, руки шшзу. Имитация беговых шагов.

Ежик дальше побежал...

В луже желтый лист лежал.

6. И.п - упор присев. Перекаты назад в группировке.

Еж на иглы лист нанижет,

Подбежит к норе поближе.

Там положит для ежат.

Пусть зимой в тепле лежат

 

Задачи

 

 

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Образовательные задачи:

1. Формировать обобщение представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними;

2. Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов и живых объектов;

3. Продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам;

4. Развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая знакомить их с предметами и явлениями общественной жизни природы;

5. Совершенствовать диалогическую речь детей;

6. Учить поддерживать беседу, отвечать на вопросы по форме и содержанию.

Образовательные задачи:

1 Расширять представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности, растительном и животном мире, труде людей;

2 Учить правильно вести себя в природе, бережно относиться к растениям и животным, ухаживать за ними;

3 Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам;

4 Учить детей самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, картине, набору картинок, используя приемы мнемотехники и моделирования.

Образовательные задачи:

1. Систематизировать и углублять представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности;

2. Продолжать учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей;

3 Формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность;

4. Развивать способность к анализу и синтезу, самоконтролю, самооценке при выполнении заданий.

Воспитательные задачи:

1. Продолжать воспитывать у детей чуткое отношение к окружающим;

2. Учить оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Воспитательные задачи:

1 Учить быть отзывчивым к сверстникам, оказывать помощь, радоваться успехам своим и товарищей, сопереживать в случае неудачи;

2 Воспитывать любовь к Родине, родному городу;

3 Приобщать детей к русской национальной культуре.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать чувство любви к родной природе;

2. Формировать представления о доброте, честности, дружбе, справедливости;

3 Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам.

Задачи физической культуры:

1. Проводить планомерную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций, формировать умения и навыки правильного выполнения основных движений;

2. Развивать мелкую моторику;

3. Способствовать развитию внимания, координации движений, воображения;

4. Развивать положительные эмоции и дружелюбие, умение общаться со сверстниками, учить взаимопониманию и сопереживанию.

Задачи физической культуры:

1. Продолжать работу по укреплению здоровья детей;

2. Совершенствовать основные виды движений,

повышать физическую работоспособность;

3. Продолжать развивать мелкую моторику, чувство равновесия, координацию движений, улучшать ориентировку в пространстве;

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Задачи физической культуры:

1. Совершенствовать всестороннее воспитание и развитие детей;

2. Продолжать работу по закаливанию детского организма, укрепления здоровья;

3. Формировать у детей потребность в ежедневной активной деятельности;

4 Воспитывать привычку сохранять правильную осанку;

5 Продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать пальчиковую моторику и координацию движений;

6. Приучать детей самостоятельно использовать все виды спортивных упражнений;

7 Поддерживать интерес к событиям физкультурной и спортивной жизни страны и мира;

8 Воспитывать у детей дисциплинированность, организованность, коллективизм, нравственно-волевые качества личности.

 

 

Подвижные игры на внимания

 

Месяцы

 

Игры высокой и средней подвижности

Игры малой подвижности

Сентябрь

 

Бездомный заяц

Найди и промолчи

октябрь

Воробьи, вороны

Нос, пол, потолок

ноябрь

Синий, красный, желтый

Найди свое место

декабрь

Солнце и дождик

День и ночь

январь

Стой - беги

Паук и мухи

февраль

У кого мяч?

Найди свой цвет

март

Цветные автомобили

Угадай кто кричит?

апрель

Быстрей по местам

Что спрятанно?

май

Ключи

Четыре стихии

 

 

 

 

Подвижные игры для развития физических качеств.

 

месяцы

Силовые качества

выносливость

быстрота

ловкость

сентябрь

Качели

Третий лишний

Догони пару

Попляши и покружись

октябрь

Перетяжки

Собери мячи

Быстро возьми

Передай мяч

ноябрь

Перетягивание каната

Конники - спортсмены

Ловишка с лентами

Лови и убегай

декабрь

Поезд

Бег со связанными ногами

Ноги от земли

Меткий стрелок

январь

Пингвины с мячом

Снежная королева

Ловишка с мячом

Метелица

февраль

Удержи мяч

Разморозить, заморозить

Кто быстрей?

Проведи мяч

март

Гусеница

Выбивала

Пустое место

Не зевай

апрель

Прокати в воротики

Круговорот

Зайка попрыгай

Мяч соседу

май

Богатыри

Коршун и наседка

Собери мячи

Бабочка и стрекозы


 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»