Подвижные игры, как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недорозвитием речи.
Котова Наталья Александровна, инструктор по физической культуре
ГБДОУ детский сад 76, г Санкт - Петербург.
Актуальность.
При подборе средств физического воспитания педагоги ГБДОУ , работающие с детьми — логопатами сталкиваются с рядом проблем, обусловленных тем, что у детей с ТНР ОНР ( всех уровней ) наблюдаются нарушения психической деятельности, в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы, неустойчивого внимания, быстрого умственного утомления, частой сменой настроения в виду наличия резидуально — органического поражения головного мозга. Как правило, у таких детей имеются нарушения в развитии их двигательной сферы, в частности, плохая координация движений, снижение ловкости и скорости выполнения движений, нарушение последовательности элементов действия, замедленное формирование пространственно-временных представлений, трудности переключения и автоматизации. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики .
В силу определенных психо — физиологических особенностей детей с нарушениями речи, повышенной эмоциональной возбудимости, быстрой утомляемости организма ребенка большая часть времени ( по сравнению с работой в обычных группах) отводится на вводную и заключительную части совместной деятельности. Детям логопатам требуется больше времни для перехода от возбужденного состояния организма и психики, вызванного высокой двигательной активностью, в оптимальное состояние для осуществления других видов деятельности, а также для организации и обьяснения заданий (замедленность мыслительных процессов и несформированность понятий).
В этой связи совместная образовательная деятельность по физической культуре должна способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.
Этиология речевых расстройств так многообразна и структура дефекта настолько неоднородна , что составление коррекционного курса по физическому воспитанию должно опираться на результаты развернутого психомоторного обследования детей и оценку сформированности двигательных навыков в соответствии с возрастной нормой.
Важным средством физического воспитания детей являются подвижные игры.Для детей с речевыми нарушениями необходимо, чтобы эти игры сочетались с текущей логопедической работой и являлись стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим психомоторной и речевой коррекции.
Игры подбираются таким образом, чтобы их содержание было знакомо детям и включало в себя те движения, обучение которым проводилось в течение месяца.
Последовательность проведения подвижных игр определяется с учетом их энергетической стоимости. Например, в водной части занятия используется подвижная игра средней интенсивности (увеличение пульса на 20 -25 % от исходной величины) — «Найди и помолчи».
В основной части 3-4 подвижные игры с элементами основных движений. Интенсивность нагрузки должна увеличиваться постепенно; пик нагрузки (учащение пульса на 70 -80 %) приходится на конец основной части: «Прокати мяч в цель», «Кто скорее до флажка?» (ползанье на четвереньках), «Пингвины с мячом» (прыжки с продвижением вперед). «Бег с препятствиями».
Заключительная часть включает подвижную игру малой интенсивности (превышение пульса не более чем на 15 - 20% от исходного) - «Запрещенное движение».
При коррекции дефектов речи у дошкольников необходимо включать в работу максимальное количество анализаторов - слуховой, зрительный, кинестетический, рече - двигательный.В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков Ha автоматизацию в слогах, словах, небольших четверостишиях.
Эффективно использовать стихотворение на дифференциацию звуков.
Совместная образовательная деятельность физическая культура осуществляется в тесном контакте с учителем - логопедом, который консультирует инструктора по физвоспитанию, на какие звуки следует подбирать речевой материал.
Пример
Основная часть. Комплекс ОРУ: |
Речитатив: |
1.И.П. - стон лицом другу другу, руки соединены. Повороты головы в стороны |
Жили дружно, жили тихо Еж, ежата и ежиха. |
2. И.п. — стойка ноги врозь, руки в стороны. Поочередное сгибание рук. сжимая пальцы. |
Еж с ежихой для ежат Припасали все подряд. |
3. И.и. - широкая стойка ноги врозь. Наклоны к правой, левой ноге, вперед; руки вперед. |
Вот ежиха у дорожки Видит гриб на толстой ножке. Гриб большой ежихе нужен; Ждут ежата гриб на ужин. |
4. И.п. —стоя на коленях, руки внизу в замке. Сед справа и слева с выносом рук в противоположи. Сторону. |
Пожелал ежихе ежик: - Не жалей, ежиха, ножек! И ежиха убежала. В лапках гриб она держала. |
5. И.п. -лежа на спине, руки шшзу. Имитация беговых шагов. |
Ежик дальше побежал... В луже желтый лист лежал. |
6. И.п - упор присев. Перекаты назад в группировке. |
Еж на иглы лист нанижет, Подбежит к норе поближе. Там положит для ежат. Пусть зимой в тепле лежат |
Задачи
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
Образовательные задачи: 1. Формировать обобщение представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними; 2. Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов и живых объектов; 3. Продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам; 4. Развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая знакомить их с предметами и явлениями общественной жизни природы; 5. Совершенствовать диалогическую речь детей; 6. Учить поддерживать беседу, отвечать на вопросы по форме и содержанию. |
Образовательные задачи: 1 Расширять представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности, растительном и животном мире, труде людей; 2 Учить правильно вести себя в природе, бережно относиться к растениям и животным, ухаживать за ними; 3 Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам; 4 Учить детей самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, картине, набору картинок, используя приемы мнемотехники и моделирования. |
Образовательные задачи: 1. Систематизировать и углублять представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности; 2. Продолжать учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей; 3 Формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность; 4. Развивать способность к анализу и синтезу, самоконтролю, самооценке при выполнении заданий. |
Воспитательные задачи: 1. Продолжать воспитывать у детей чуткое отношение к окружающим; 2. Учить оценивать свои поступки и поступки сверстников. |
Воспитательные задачи: 1 Учить быть отзывчивым к сверстникам, оказывать помощь, радоваться успехам своим и товарищей, сопереживать в случае неудачи; 2 Воспитывать любовь к Родине, родному городу; 3 Приобщать детей к русской национальной культуре. |
Воспитательные задачи: 1. Воспитывать чувство любви к родной природе; 2. Формировать представления о доброте, честности, дружбе, справедливости; 3 Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам. |
Задачи физической культуры: 1. Проводить планомерную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций, формировать умения и навыки правильного выполнения основных движений; 2. Развивать мелкую моторику; 3. Способствовать развитию внимания, координации движений, воображения; 4. Развивать положительные эмоции и дружелюбие, умение общаться со сверстниками, учить взаимопониманию и сопереживанию. |
Задачи физической культуры: 1. Продолжать работу по укреплению здоровья детей; 2. Совершенствовать основные виды движений, повышать физическую работоспособность; 3. Продолжать развивать мелкую моторику, чувство равновесия, координацию движений, улучшать ориентировку в пространстве; 4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. |
Задачи физической культуры: 1. Совершенствовать всестороннее воспитание и развитие детей; 2. Продолжать работу по закаливанию детского организма, укрепления здоровья; 3. Формировать у детей потребность в ежедневной активной деятельности; 4 Воспитывать привычку сохранять правильную осанку; 5 Продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать пальчиковую моторику и координацию движений; 6. Приучать детей самостоятельно использовать все виды спортивных упражнений; 7 Поддерживать интерес к событиям физкультурной и спортивной жизни страны и мира; 8 Воспитывать у детей дисциплинированность, организованность, коллективизм, нравственно-волевые качества личности. |
Подвижные игры на внимания
Месяцы
|
Игры высокой и средней подвижности |
Игры малой подвижности |
Сентябрь
|
Бездомный заяц |
Найди и промолчи |
октябрь |
Воробьи, вороны |
Нос, пол, потолок |
ноябрь |
Синий, красный, желтый |
Найди свое место |
декабрь |
Солнце и дождик |
День и ночь |
январь |
Стой - беги |
Паук и мухи |
февраль |
У кого мяч? |
Найди свой цвет |
март |
Цветные автомобили |
Угадай кто кричит? |
апрель |
Быстрей по местам |
Что спрятанно? |
май |
Ключи |
Четыре стихии |
|
|
|
Подвижные игры для развития физических качеств.
месяцы |
Силовые качества |
выносливость |
быстрота |
ловкость |
сентябрь |
Качели |
Третий лишний |
Догони пару |
Попляши и покружись |
октябрь |
Перетяжки |
Собери мячи |
Быстро возьми |
Передай мяч |
ноябрь |
Перетягивание каната |
Конники - спортсмены |
Ловишка с лентами |
Лови и убегай |
декабрь |
Поезд |
Бег со связанными ногами |
Ноги от земли |
Меткий стрелок |
январь |
Пингвины с мячом |
Снежная королева |
Ловишка с мячом |
Метелица |
февраль |
Удержи мяч |
Разморозить, заморозить |
Кто быстрей? |
Проведи мяч |
март |
Гусеница |
Выбивала |
Пустое место |
Не зевай |
апрель |
Прокати в воротики |
Круговорот |
Зайка попрыгай |
Мяч соседу |
май |
Богатыри |
Коршун и наседка |
Собери мячи |
Бабочка и стрекозы |