Формирование у учащихся начальной школы координации движений, чувства ритма, музыкальности и пластичности на занятиях ритмической гимнастикой
Младший школьный возраст можно назвать благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей, реализуемых в физической активности человека. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки.
Почти все показатели двигательных способностей ребёнка демонстрируют высокие темпы прироста. В этом возрасте развивается двигательный опыт, так как движения являются потребностью ребёнка.
В период от 7 до 12 лет наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях координации движений. Естественный прирост показателей координации движений составляет в среднем у девочек 63,3%, у мальчиков 56,2%. Следовательно, упражнения для совершенствования координации движений по праву занимают одно из ведущих мест, в процессе физического
воспитания и спортивной тренировки. Эти упражнения воспитывают у детей способность быстро ориентироваться в соответствии с изменяющейся обстановкой.
Большое значение в повышении эффективности педагогического процесса играет разнообразие средств и методов использования упражнений на координацию. Подбор таких упражнений осуществляется по принципу от простых к более сложным.
В связи с этим, я согласна со многими специалистами, в том, что занятия ритмической гимнастикой позволяют улучшить и увеличить показатели координации движений.
Ритмическая гимнастика относится к оздоровительным видам гимнастики, главное назначение которых состоит в том, чтобы укреплять здоровье человека, поддерживать на высоком уровне его физическую и умственную работоспособность.
Упражнения ритмической гимнастики можно с успехом использовать в различных формах организации физической культуры в качестве разминки, общей и специальной физической подготовки в учебно-тренировочных занятиях различных видов спорта, а также во всех формах организации физической культуры в школе.
Ритмическая гимнастика – это общедоступный, высокоэффективный, эмоциональный вид среди оздоровительных направлений гимнастики. Доступность ритмической гимнастики в том, что её содержание базируется на простых общеразвивающих упражнениях и для занятий ею не требуется специального оборудования. Эффективность ритмической гимнастики заключается в её разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы организма человека.
Также регулярные занятия ритмической гимнастикой развивают у детей чувство ритма, музыкальность, пластичность.
Отличительной особенностью ритмической гимнастики является то, что все упражнения выполняются под музыку. Исследования по этому вопросу свидетельствуют об очевидном преимуществе использования музыки в процессе спортивной деятельности, воздействуя, прежде всего на психику, центральную нервную систему, она опосредованно влияет на физическую работоспособность.
Ритмическая музыка может способствовать настройке организма на определённый темп работы, повышает его работоспособность, отдаляет наступление утомления, помогает бороться с влиянием однообразия, ускоряет протекание восстановительных процессов.
Танцевальная направленность упражнений и музыкальное сопровождение способствует развитию культуры движений, выразительности, пластичности, грациозности, ритмичности, музыкальности и танцевальности.
Все средства ритмической гимнастики можно разделить на четыре группы по целевому признаку. Первая группа средств направлена на развитие основных физических способностей занимающихся. Вторая группа упражнений воспитывает танцевальность, пластичность, грациозность. Третья группа упражнений воспитывает музыкальность. Четвёртая группа средств направлена на регуляцию психического состояния занимающихся.
Таким образом, ритмическая гимнастика является прекрасным средством гармонического развития личности младших школьников, развития их двигательных способностей, повышения уровня физической подготовленности. Творчески применяя упражнения ритмической гимнастики на уроках физической культуры, активизируется двигательная деятельность учащихся и повышается интерес к занятиям. В тоже время выполняется одно из существенных требований к современному уроку – это сочетание образовательной направленности с достижением его высокой моторной плотности, динамичности и эмоциональности.
Список литературы:
- Талага Е. Энциклопедия физических упражнений / Пер. с польск. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 412с.
- Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов. Пособие для учителя \ Е.Н. Литвинов, Т.И. Погадаев, Т.Ю. Торочкова, Р.Я. Шитова. – М.: Просвещение, 1997. – 80с.
- Казакевич Н.В., Сайкина Е.Г., Фирилёва Ж.Е. Ритмическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: Изд-во «Познание» 2001. - 104с.