Одним из методов формирования гражданской позиции дошкольников является организация природоохранных акций. Эта деятельность успешно применяется в педагогической практике нашего детского сада, вызывая живой интерес у всех участников педагогического процесса.
Акция – это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени.
Активное участие в серьезном, «взрослом» деле защиты природы, ситуация взаимодействия, сотрудничества дает возможность каждому ребенку обогатить свой личный опыт, реализовать заложенную природой потребность в деятельности, получить спектр эмоциональных переживаний, почувствовать себя успешным.
Дети видят отношение к природе значимых для них близких. Получают наглядный пример морально-нравственного поведения членов своей семьи, их активной заинтересованности проблемой. Взрослые оказывают посильную помощь в реальном обеспечении условий проведения акций.
В ходе акций успешно решаются задачи не только нравственно-патриотического воспитания, но и приобщения детей к современным средствам творчества – информационно-компьютерным технологиям.
В нашем дошкольном учреждении экологические акции проходят в течение всего учебного года.
Алгоритм проведения акций:
· Определение объекта (на что направлено – птицы, деревья и т.д.);
· Постановка цели;
· Формулировка решаемых задач (выполняются общие и конкретные);
· Определение состава участников (, воспитатели + дети, дети + родители, сотрудники + дети + родители);
· Выделение этапов:
1. Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала);
2. Организационно-практический (т.е. деятельностный, выполнение плана деятельности);
3. Аналитический (подведение итогов, презентация достижений).
Каждая акция имеет свою цель, проходит под своим девизом и имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).
В рамках одной акции реализуется несколько проектов. Одним из таких проектов является изготовление наглядной агитации – тематической памятки (буклета).
Алгоритм создания памятки следующий
1. Определение целей и задач конкретной наглядной агитации.
2. Поиск информации и элементов оформления в разных источниках, в том числе в интернете, родителями вместе с детьми.
3. Выбор штаба проекта из родителей воспитанников и заинтересованных этой деятельностью детей.
4. Отбор литературного и статистического материала для публикации.
5. Сбор, систематизация, выбор адекватного оформления воспитателем вместе с детьми при помощи ноутбука и мультимедийного оборудования.
6. Формирование текста и оформления буклета.
7. Утверждение макета на заседании штаба проекта.
8. Печатание буклета.
9. Распространение буклетов детьми в среде сверстников и взрослых (в ходе презентаций, досуговых и праздничных природоохранных мероприятий).
Принимая участие в создании буклетов, дети учатся соблюдать четкую последовательность действий, вырабатывают целеустремленность и усидчивость. Кроме этого они привыкают отстаивать свою точку зрения, аргументировать необходимость использования плодов собственного творчества. Подбирая материал, дети получают урок рациональной эстетики, ведь разместить его надо на минимальной площади и максимальной информационной емкостью. Знакомство с компьютером происходит в интересной игре с текстом и картинками. При этом воспитателем подчеркивается его прикладное значение. Дети познают компьютер не только как источник развлечений, но в первую очередь, как полезный многофункциональный рабочий инструмент.
Природоохранные акции, в ходе которых дети формируют убежденность в необходимости бережного отношения к природе, дают им возможность приобрести опыт отстаивания своих убеждений в опыте распространения буклетов и листовок, развивая логику, разговорную речь, способность дискуссировать и обмениваться мнениями.
Таким образом, казалось бы, просто бумажка с картинками несет большую разноплановую воспитательную нагрузку, помогая воспитателю заложить в ребенка основы патриотизма и гражданственности.
Опорная литература:
1.Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для раб. с детьми 6-7л – М.:Мозаика-Синтез, 2010. – 168 с.
2. Экологические акции. http://dou138.ru/article.asp?id_text=172