Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Смирнова Марина Игоревна

 

Работа современной группы продленного дня основывается на принципах гуманизма, демократии и творческого развития личности ребенка. Для максимально-эффективной работы группы продленного дня четко продумывается планирование всех направлений работы, системных подход к организации обучения, воспитания, развития здоровья сбережения учащихся.

Не стоит недооценивать важность режимных моментов в группе продленного дня. Режим способствует формированию положительных личностных качеств сам по себе, также помогает сформировать каждому ребенку необходимые навыки в обществе. Группа продленного дня является вполне точной моделью общества, в котором ребенок осуществляет те или иные действия, что в дальнейшем помогает ему легче адаптироваться к условиям социума.

Одной из основных воспитательных задач является прием детей в группу. При приеме в группу существуют определенные ритуалы. Дети должны быть собраны и спокойны. Через некоторое время у них вырабатываются навыки, и они берут на себя ответственность за свой внешний вид и поведение, сами распределяют свои обязанности, создается график ежедневных дежурств. Это формирует ответственность у детей, а также развивает организационные и трудовые навыки. Дежурными назначаются те учащиеся, которые лучше себя проявили, таким образом, ребенок воспринимает дежурство не как наказание, а как поощрение.

В наше время многие родители не отпускают детей на самостоятельную прогулку, и это правильно, но и сами достаточно редко выходят с ними гулять. В группе продленного дня ежедневная прогулка обязательна, это помогает детям сбросить накопившуюся усталость и восстановить свои силы. Очень актуально использовать подвижные игры для снятия напряжения

В группе регулярно проводятся занимательные беседы, например о гигиене здоровья, этикете и т.п. Также воспитатель может беседовать с учащимися о проблемах, на которые многие взрослые не находят время. Колоссальное место в воспитательной работе группы занимает самостоятельная деятельность (или самоподготовка) учащихся, которая учит детей планировать   свою деятельность, ответственно относиться к работе, помогать друг другу. Во время самостоятельной работы могут возникать различные трудности из-за пробелов в знаниях учащихся, на которые воспитатель обязательно должен обращать внимание, стараться помогать их восполнить. После самоподготовки проводятся занятия по интересам, творческие занятия. Обязательно ежедневно проводятся подведение итогов работы в группе, для дальнейшей корректировки планов деятельности.

Необходимо проводить индивидуальные беседы с детьми, при которых ребенок может поделиться своими проблемами, по мере возможностей помочь ему в них разобраться. Обсудить причины плохого поведения и вместе сделать соответствующие выводы. Даже такой момент, как беседы с родителями многому учат ребенка, например терпению. Ни для кого не секрет, что детям очень трудно ждать, они хотят вернуться домой как можно быстрее и отдохнуть. Во время общения с родителями, ребенок учиться уважать других и ждать окончания беседы.

Организация и контроль являются основными функциями воспитателя, но конечной целью ГПД является всестороннее развитие ребенка. Воспитателем используется своеобразный «мозговой штурм». Его цель – организация коллективной деятельности мышления для нахождения инновационных путей решения различных проблем. Основным образовательным мероприятием в группе продленного дня является самостоятельная работа, то есть, время, выделенное для выполнения домашнего задания. Самоподготовка должна проводиться не ранее 14.00 – 15.00, дети должны отдохнуть, пообедать, сходить на прогулку. В период между занятиями необходимо проводить физминутки, которые позволяют снять усталость. Продолжительность самоподготовки должна быть не более 1,5 часов. Основной ее целью является не только выполнение домашнего задания, намного важнее навыки, которые дети приобретают при самостоятельной работе: изучают навыки самодисциплины, подготавливают рабочее место для эффективного выполнения домашнего задания; учатся рационально использовать свое время, делать своевременные перерывы во время самостоятельной деятельности; педагог не только следит за выполнением домашней работы, но и учит детей наиболее эффективно его планировать, объясняет важность самостоятельной деятельности. Воспитатель обращает особое внимание на тех детей, на которых указывает учитель.

В силу фактора времени воспитатель ГПД имеет больше возможностей для выявления когнитивных и поведенческих качеств детей, обращать на них особое внимание коллег и родителей ребенка. Воспитатель формирует не только отношение к образовательной деятельности, но и к любой другой. В дополнение к самостоятельной работе в группе продленного дня проводятся тематические беседы. Как правило эти дискуссии носят образовательный и воспитательный характер. Значительное внимание необходимо уделять отдыху. Досуг детей, посещающих группу продленного дня должен быть насыщенным, интересным и разнообразным. В свободное время объединяются и чередуются различные виды деятельности. Эти развлечения включают в себя творческую деятельность, групповые и индивидуальные формы досуга, активную игровую деятельность. Получается, что дети не только слушают, но и принимают активное и осознанное участие, используют свои знания и учат других – совместная работа выставляется на всеобщее обозрение. В связи с этим в ГПД раскрывается потенциал детей, создается благоприятный психологический климат, умение переключаться с одного вида деятельности на другой. Группа является активной коммуникационной средой, в которой происходит общение на разных уровнях. То есть дети взаимодействуют друг с другом, не только во время отдыха, но и во время самостоятельной работы, обеда, прогулок и т.п. Воспитатель координирует связь между детьми и учит их правильно общаться в любой ситуации, объясняет и говорит о том, какие существуют формы общения. Также воспитатель компенсирует нехватку общения со взрослыми (ведь не секрет, что многие родители не всегда находят время для общения со своими детьми), общается с учителями, информирующими его об особенностях учащегося, которые необходимо учитывать при самостоятельной работе, поведенческие особенности детей, осуществляет надзор за детьми и может определить некоторые важные черты ребенка (положительные или отрицательные), так как  воспитатель проводит с детьми больше времени, чем учитель. При общении с родителями педагог может отметить, какие трудности возникают в процессе выполнения домашних заданий у их ребенка, обратить внимание на поведение.

Очень важную функцию в ГПД имеет забота о здоровье учащихся. Работа воспитателя должна быть выстроена таким образом, что можно было максимально эффективно выстроить режим младшего школьника. 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»