Использование сказкотерапии в детском саду
Автор статьи: Смолина Ольга Николаевна
воспитатель, 1 квалификационная категория, ГБДОУ детский сад № 111, г. Санкт-Петербург.
В настоящее время практикуется одно из направлений арт-терапии "Сказкотерапия". С каждым днем сказкотерапия становится все более популярной. Воспитатели нашего детского сада с удовольствием "подхватили" это направление,так как в группах становится все больше гиперактивных детей.
Сказкатерапия - это способ корректировки детских проблем психологического характера. Смысл заключается в том, что для ребенка рассказывается сказка, героем которой является он сам. При этом этом в самом повествовании сказки для главного героя придуманы определенные трудности, с которыми он должен непременно справиться. Сказкотерапия может использоваться при работе с детьми дошкольного возраста, подростками и взрослыми. При этом метод подходит для людей с высшим образованием и для тех,кто его не имеет. Использование террапевтической сказки позволяет обойти психологическое сопротивление и даже поработать с проблеммой, которая еще не озвучена.
Сказкотерапия как метод работы с детьми:
Сказкотерапия - метод,использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказкотерапия - означает " лечение сказкой".Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его прфессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют в слух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем подсознательном уровне.
Обычно в сказкотерапии для детей структурируют сказки по отдельно взятым детским проблеммам:
1.Сказки для детей,которые испытывают страхи темноты, страх перед медицинским кабинетом и другие страхи.
2.Сказки для гиперактивных детей.
3.Сказки для агрессивных детей.
4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой,проблемы с мочевым пузырем ит.д;
5.Сказки для детей,которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родитлей.В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.
6.Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.
Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
ЖИЛИ - БЫЛИ.
Начало сказки, встреча с ее героями.
Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки,маленьких человечков и животных.
Начиная с 5 лет- фей, волшебников, принцесс, принцев и пр.
Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
И ВДРУГ ОДНАЖДЫ...
Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблнмой ребенка.
ИЗ-ЗА ЭТОГО...
Показать в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
Кульминация.
Герои сказки справляютс с трудностями.
Развязка.
Развязка тарапевтической сазки должна быть позитивной.