Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
«ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДОУ» Павлишина Наталья Васильевна, воспитатель высшей квалификационной категории Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга Экспериментирование – это один из основных видов деятельности в познании детьми окружающего мира, которая наряду с игровой деятельностью развивает личность ребёнка, его память, активизирует мышление, развивает речь. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Во время проведения экспериментов дети приобретают исследовательские навыки, делают умозаключения и выводы на основе проведённых опытов. Целью экспериментирования в детских образовательных учреждениях является формирование представления у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. Образовательными задачами экспериментирования являются: формирование представления о предметах (свойствах и качествах); формирование умения определять взаимосвязи между предметами и явлениями; формирование умения делать открытия и выводы. Развивающими задачами являются: развитие мелкой моторики и координации движений; развитие мыслительных способностей; развитие внимания и памяти; развитие речевых способностей; развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия. Воспитательными задачами являются: воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи; воспитание усидчивости и аккуратности; создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию. Педагог должен подготовить соответствующие условия к тому, чтобы ребёнок самостоятельно искал решения поставленной задачи. Поначалу с подсказками. Ведь каждый ребёнок на втором году жизни пытается экспериментировать, пробует всё на вкус, на прочность, извлекает звуки из предметов, стуча ими по полу, стенам и т.д. С развитием мелкой моторики и координации движений опытные исследования становятся насыщеннее, но дети действуют спонтанно в экспериментировании. Средние дошкольники способны к более длительным наблюдениям, они активно пополняют словарный запас и стремятся использовать в самостоятельной деятельности приобретённые навыки. Воспитанники старшей и подготовительной групп проводят опыты и эксперименты по самостоятельно продуманному плану, фиксируют и оценивают полученные сведения. На протяжении всего периода обучения в детском саду воспитанники совершенствуют способность решения проблемных ситуаций практическими методами, как в совместной с педагогом деятельности, так и самостоятельно в различных режимных моментах. Педагог должен использовать разные методы и приёмы опытно-экспериментальной деятельности. Одним из них является проблемно-поисковый метод. Создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующий решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат. Используется также метод наблюдения за объектом. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы с разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников. Опыты и эксперименты. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания, ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива. Занятие опытно-экспериментальной направленности в детском саду строится с учётом возрастных особенностей детей в условиях временных рамок по нормам САНПиН. Чтобы дети не уставали, нужно использовать различные формы деятельности: игровую (дидактические игры); физическую (физкультминутки, подвижные игры); развлекательную (пение); познавательную (изучение наглядного материала, проведение бесед). Практическую работу предваряет повторение правил техники безопасности и проговаривание последовательности выполнения действий во время эксперимента. По завершении опыта каждый воспитанник должен привести в порядок своё рабочее место, помочь воспитателю убрать инструменты. Обязателен этап рефлексии в конце занятия: ребята сообщают результаты эксперимента, делятся эмоциями от процесса открытия. Требования к объектам опытов и экспериментов: избранный объект максимально должен соответствовать целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента; объект должен быть безопасным для детей; соответствовать возрасту детей. Виды занятий по экспериментированию: Игры-эксперименты. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, поэтому первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности. На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях (царство снега и льда и т. д.). Моделирование. Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние). К моделированию в опытно-экспериментальной деятельности способны дети 3–4 лет (например, моделируют вихрь при мощи кусочков бумаги и создания воздушного потока), педагогу важно учитывать возрастные особенности детей, модель должна быть понятной и доступной. Опыты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру. Необходимо провести инструктаж по работе в мини-лаборатории или экспериментированию на рабочем месте, проговорить совместно с воспитанниками правила безопасности. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка. Дошкольники ставят опыты с водой, воздухом, различными видами почвы, магнитами. Комплексные виды опытов в детском саду обычно направлены на расширение представлений о свойствах почвы, воды, воздуха. Результаты работы в рамках опытно-экспериментальной направленности показывают личностные изменения воспитанников. Дети становятся самостоятельнее, расширяется круг их интересов, они инициативны в выдвижении и проверке гипотез, ищут необычные подходы к решению проблемных ситуаций. Таким образом, занятия по детскому экспериментированию выполняют социальный заказ на воспитание разносторонне развитой личности и закладывают в детях качества успешных исследователей. Опыты и эксперименты с водой. «Состав воды» Цель: познакомить с составом воды; развивать смекалку, любознательность. Ход. Стакан с водой на несколько минут поставить на солнце. Что происходит? (на стенках стакана образуются пузырьки – это кислород). Бутылку с водой изо всех сил потрясти. Что произошло? Образовалось большое количество пузырьков. Вывод: в состав воды входит кислород; он виден в виде маленьких пузырьков; при движении воды пузырьков становится больше. Кислород нужен всем, кто живет в воде. «Свойства воды» Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета). Ход. Имеет ли вода форму? В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов. Вспомнить, где и как разливаются лужи? Предложить детям перелить воду из сосуда в сосуд. Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. «Чем пахнет вода?» Цель: выявить имеет ли вода запах. Ход. Предложить детям три стакана воды – чистую воду, с каплей валерианы и с каплей лимона. Вывод: вода начинает пахнуть тем веществом, которое в нее попало. «Вкус воды» Цель. Выяснить имеет ли вкус вода. Ход. Предложить детям попробовать воду через соломинку. Есть ли у нее вкус? Вкусная ли она? Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет ее и говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле вкуса ее не чувствует. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода? Вывод. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено. «Прятки» Цель: углублять знание свойств и качеств воды; развивать любознательность, закреплять знание правил безопасности при обращении со стеклянными предметами. Материал: две баночки с водой (первая – с прозрачной, вторая – с подкрашенной, камешки, салфетка из ткани).Ход. Что вы видите в баночках? Какого цвета вода? Хотите поиграть с камешками в прятки? В баночку с прозрачной водой дети опускают камешек, наблюдают за ним (он тяжёлый, опустился на дно). Почему камешек видно? (вода прозрачная) Дети опускают камешек в подкрашенную воду. Что происходит? (камешка не видно – вода подкрашена, не прозрачная). Вывод: в прозрачной воде предметы хорошо видны; в непрозрачной – не видны.«В какую бутылку нальется быстрее вода?» Цель: продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами. Материал: ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани. Ход. Какую песенку поет вода? Дети: Буль, буль, буль. Послушаем сразу две песенки, какая из них лучше? Дети сравнивают бутылки по величине: рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком, глядя на часы отмечают, за какое время она наполнится водой; погружают в воду бутылку с узким горлышком, отмечают, за сколько минут она наполнится. Выяснить, из какой бутылки быстрее выльется вода: из большой или маленькой? Почему? Дети погружают в воду сразу две бутылки. Что происходит? (вода в бутылки набирается неравномерно). «Вода и снег» Цель: закрепить знания о различных состояниях воды. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность. Ход. Внести в группу снег и лед – что быстрее растает? В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лед. Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним. «Вода – растворитель. Очищение воды» Цель: выявление веществ, которые растворяются в воде; ознакомление со способом очистки воды – фильтрованием. Ход. Дети растворяют различные вещества в разных сосудах. Затем пробуют отфильтровать воду с помощью марли, ваты, сетки. Вывод: вода растворяет различные вещества, загрязненную воду можно отфильтровать. «Таяние снега» Цель: познакомить детей со свойствами снега. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение. Ход. Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. Снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная. Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду. «Защитные свойства снега» Цель: познакомить со свойствами снега; развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы. Ход. Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег. Зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках. Вывод: чем глубже будет находиться баночка в снегу, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению. «Замерзание воды» Цель: закреплять знания детей о свойствах воды. Воспитывать познавательный интерес к миру природы. Ход. Налить воду в ведерко и на поднос. Вынести на холод. Где вода быстрее замерзнет? Объяснить, почему вода на подносе замерзает быстрее. «Прозрачность льда» Цель: познакомить со свойствами льда; развивать любознательность, расширять кругозор; учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения. Ход. В прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и поставить на холод. Рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы. Вывод: предметы видны через лед потому, что он прозрачен. Литература: 1.Малкова М.С. Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Международная научная конференция. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. 2.Ковинько Н.П. «Секреты природы - это так интересно» Издательство: «Линка-Пресс»2004.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»