Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Инклюзивное образование. Нуромская Екатерина Сергеевна Воспитатель ГБДОУ №12 Пушкинского района г.Санкт-Петербург Из года в год, детей с психическими и физическими ограниченными возможностями становится только больше, из этого следует что весьма актуальным остается вопрос об инклюзивном образовании. Форма обучения, при которой у каждого человека есть возможность обучаться в общеобразовательных учреждениях, независимо от имеющихся ментальных, социальных, физических, языковых, эмоциональных, интеллектуальных и других особенностей, называется инклюзивным образованием. В базовых документах об образовании и нормативных актах, прописаны основные нижеперечисленные принципы, на которых построена инклюзия в образовании: 1. Разнообразность делает сильнее все стороны жизни; 2. Все люди нужны друг другу ; 3. От способностей и достижений важность человека не зависит; 4. Быть услышанным имеет право быть каждый человек.. 5. Т олько в связи реальных взаимоотношений может осуществляться подлинное образование; 6. Каждый человек способен мыслить и чувствовать; 7 . Совершенствование для всех обучающихся в том, что они действительно могут делать. 8. Поддержка ровесников нужна всем людям. Целью инклюзивного образования является достижение всеми обучающимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости, поэтому педагогам необходимо формировать свою профессиональную готовность к совместному обучению детей всех категорий. В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного обучающегося, следовательно обучение должно быть организованно таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка. Одна из важных проблем это, отношение к внедрению инклюзивного образования в ДОУ, родителей детей с ОВЗ и родителей нормально развивающихся детей. Очень часто у родителей детей с ОВЗ происходит ситуация, в которой в которой они не соотносят возможности ребенка с ОВЗ и перспективы, его развития, перекладывая ответственность за воспитание ребенка на специалистов. Эту проблему нужно решать в тесных взаимоотношениях воспитателей, специалистов ДОУ и родителей. Родители нормально развивающихся детей не всегда готовы принять детей с особыми образовательными потребностями, они опасаются, что нахождение в группе ребенка с ОВЗ может плохо отразиться на их детях. Известно что отношение детей, к особенным детям в большей степени зависит от отношения взрослых к ним. Поэтому необходимо проводить   работу с родителями, направленную на повышение уровня компетентности по вопросам инклюзивного образования, на включение   родителей в жизнь ДОУ. Но несмотря на все проблемы, опыт показывает, что создание инклюзивных детских садов способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого маленького возраста, развитию их  самостоятельности и независимости, и, что немаловажно, подталкивает современное общество к изменению отношения к ним, учит здоровых детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей, быть более толерантными и прививает уважение к людям с ограниченными возможностями. Для реализации инклюзивной практики в ДОУ компенсирующего вида существуют разные формы инклюзии. Для категорий детей со сложной структурой дефекта разработана форма социальной инклюзии – создание на базе сада дополнительных образовательных услуг, куда могут привлекаться дети возрастной нормы, организованы мероприятий по включению семей с детьми со сложной структурой дефекта в социальные программы города(посещение театров, музеев, цирка, организация конкурсов, фестивалей, в которых могут участвовать дети, создание детско-родительских клубов и т.д.). В ДОУ комбинированного вида созданы комбинированные группы, являющиеся аналогом инклюзивной группы, для которой законодательно определены штат, финансирование, образовательные программы. Все остальные действия по реализации инклюзии можно проводить по аналогии с ДОУ компенсирующего вида. В ДОУ, в которых созданы службы, реализовывается модель на основе организации вариативных условий для разных детей. В зависимости от образовательных потребностей такой детский сад предлагает семьям различные условия: индивидуальные формы работы с детьми, детско-родительские группы, консультации родителей, группы для родителей, детские группы, как кратковременного пребывания, так и 10, 12, часового пребывания. Такая модель изначально предполагает учет индивидуальных потребностей детей и создание разнообразных условий в соответствии с ними. В таком саду за счет привлеченных в службы специалистов обеспечено медико-психолого-педагогическое сопровождение детей и их родителей. ДОУ с группами кратковременного пребывания «Особый ребенок» и др. приближены по модели к ДОУ со службами, поскольку также предлагают разные образовательные услуги в зависимости от образовательных потребностей детей с ОВЗ. Главное, что для таких групп предусматриваются специалисты, способные обеспечить образовательные потребности особых детей. Инклюзия в таких ДОУ происходит за счет участия детей в общих мероприятиях сада, взаимных посещений групп детей друг другом, объединения детей на занятиях по дополнительному образованию в подгруппах. Детские сады, в которых открываются инклюзивные группы, могут взять в штат специалистов, которые будут обеспечивать образовательные потребности детей с ОВЗ. Сама инклюзивная группа должна реализовывать разноуровневые образовательные программы и программы по социализации детей. Детские сады, где есть по 2–3 ребенка с ОВЗ, которые по составу не могут открыть инклюзивные группы, могут воспользоваться услугами специалистов Ресурсных центров, ППМС центров, специалистов специализированных дошкольных учреждений, которые могут обеспечить консультирование этих ДОУ по вопросам диагностики и составления образовательных планов для детей с ОВЗ.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»