Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Маидова Фатима Абдулагаевна, воспитатель высшей квалификационной категории Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Василий Сухомлинский Существует множество различных способов, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников. Пальчиковые игры – один из наиболее популярных и доступных способов развития мелкой моторики у детей. Для занятий не нужно никакой особенной подготовки (дидактического материала, условий для игры и прочего). Заниматься можно где угодно и когда угодно. Причем любые действия пальчиками интереснее подкреплять каким-нибудь занятным стихотворением, песенкой или коротенькой сказкой. Младший возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки. Что такое мелкая моторика и для чего она нужна? Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук. Чем лучше развита эта моторика, тем лучше будет у малыша память, логика, речь и мышление. Дело в том, что в коре головного мозга зоны, отвечающие за движение пальцев рук и развитие речевого аппарата, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, в коре головного мозга активизируются и те процессы, которые связаны с развитием интеллектуальных и речевых способностей. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, ведь через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда ребенок вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ла- душки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Когда малыш еще совсем маленький, мама берет его ладошки и осторожно разминает его пальчики по несколько минут в день. Постепенно добавляются массажные движение, не сложные пальчиковые упражнения, игры и прочее. Можно играть с ним в песочнице, предлагать в качестве игры пришитые к ткани пуговицы. Чем больше поверхностей освоит кроха в этот период, тем лучше будет для его развития. Когда ребенок взрослей, с ним можно играть в различные полезные игры. В дошкольном возрасте дети продолжают развивать мелкую моторику с помощью специальных игр и занятий (рисование, лепка, мозаика, аппликации и прочие) . Развитие мелкой моторики очень важно в раннем возрасте: Мелкая моторика тесно связана с нервной системой, имеет прямое отношение к памяти ребенка, к его вниманию и зрению, к восприятию. Развивая мелкую моторику, развивается не только пальцы. Стимуляция мелкой моторики активизирует речевой и моторный центры, которые расположены весьма близко. Формируя навыки мелкой моторики, мы влияем на почерк ребенка, его речь, скорость реакции. По уровню развития мелкой моторики можно говорить о психическом развитии ребенка, о его готовности к обучению в школе. Развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в творческом плане. Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка, а следовательно развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для и для формирования личности человека в целом. Сколько играть в пальчиковые игры зависит от возраста малыша. Для дошкольников разница в возрасте всего лишь в один год имеет колоссальное значение. Если 4-х летний малыш может концентрировать внимание на каком-то одном виде деятельности около 10-15 минут, то для 5-ти летнего этот интервал увеличивается, чуть ли не в 2 раза и составляет 20-25 минут. На продолжительность игровых занятий влияет и заинтересованность детей. Игр и упражнений для тренировки мелкой моторики можно придумать огромное множество – причем, из подручных средств: - Игра в куклы: девочка одевает-раздевает «дочку», совершает много мелких движений пальчиками. - Занимаемся лепкой. Какой материал использовать–не имеет значения. Важен именно процесс! Глина, пластика и пластилин, даже обычное тесто – все подойдет. - Домашняя песочница. - Изготовление коллажей и поделок. Естественно, с вырезанием деталей, составлением узоров и аппликаций. - Создание поделок из природных материалов. Собираем на улице желуди, веточки, ягоды и шишки, а дома создает настоящие лесные шедевры. - Прививаем нужные навыки и развиваем пальчики: расстегиваем и застегиваем пуговки, расстегиваем молнии, развязываем шнуровку, цепляем крючки, щелкаем кнопочки и прочее. - Рвем бумажки. Выдаем малышу несколько цветных бумажных листов и демонстрируем, как именно нужно рвать бумагу на мелкие кусочки. Основные правила для родителей: 1. Начинайте занятия как можно раньше и придерживайтесь регулярности тренировок. 2. Старайтесь начинать упражнения с массажа кистей рук и пальцев. 3. Чтобы увлечь ребенка, совмещайте упражнения с игрой. 4. В комплексе упражнений важно использовать схему, предполагающую сжатие/напряжение кистей, их расслабление и растяжение. 5. Упражнения должны соответствовать возрасту крохи и уровню его физического развития. 6. Пока малыш не научится совершать те или иные движения самостоятельно, вам придется помогать ему фиксировать необходимое положение пальчиков, выполнять сами движение, правильно их совершать. 7. Начинайте с самых простых упражнений, переход к сложным должен быть постепенным. 8. Способствуйте творческому развитию малыша – поощряйте его желание самостоятельно придумать новые упражнения. 9. Прекращайте упражнения, если малыш устал или капризничает. И не забывайте хвалить свое чадо за успехи. 10. Позволяйте ребенку делать самостоятельно все, что он может сделать самостоятельно – от самообслуживания до хозяйственных дел. Даже, если придется ждать и потом убирать за ребенком. Картотека пальчиковых игр: «Солнце» Пальцы широко раздвину. (Перекрещенные ладони прижать друг к другу) Руки так соединю. (пальцы раздвинуты в стороны) Это солнышко с лучами. (пошевелить пальцами) Рады все его теплу. «Посчитаем» (Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.) Раз-два-три-четыре-пять! Будем пальчики считать – Крепкие, дружные, Все такие нужные… (Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.) «Жук» Жук летит, жужжит, жужжит, И усами шевелит. (Пальчики в кулачок; указательный и мизинец развести в стороны, шевелить ими.) «Дождь» Капельки-дождинки Упали на травинки. Кап-кап капельки, Кап-кап маленьки. На ладошки дети Ловят капли эти. Кап-кап капельки, Кап-кап маленьки. (раскрываем одну ладонь, имитируя дождевые капли. подушечками пальцев другой руки постукиваем по ней, делаем то же самое с другой ладонью.) «Вертолеты» Два пилота вертолета (Поставить кулачки на стол,) Приготовились к полету. (Большие пальцы поднять вверх.) Я готов! (Пошевелить большим пальцем левой руки, затем – И я готов! правой.) Отойдите от винтов. (Описывая круги большими пальцами, Мы взлетаем выше, выше, жужжа, плавно поднимать Там, внизу, деревья, крыши, руки вверх;) И дороги, и поля – (Крутить Вся огромная земля. пальцами И туда, куда хотим, все быстрее Мы летим, летим, летим! и быстрее) Мы заходим на посадку. (Замедляя движения пальцев, понемногу опускать руки Рейс окончен. Все в порядке. (Вновь поставить кулачки на стол.) «Непоседа» Пальчик, пальчик, непоседа, (Большой палец поднять вверх, Где ты бегал, где обедал? двигать им в разные стороны. Я с мизинцем ел калинку, Соединить большой с мизинцем. С безымянным ел малинку, Соединить большой с безымянным. Ел со средним землянику, Соединить большой со средним. С указательным – клубнику! Соединить большой с указательным.) «Осень» Если листья пожелтели, (Сжимаем и разжимаем кулачки) Дождь холодный моросит, (Стучим пальцем) Птицы к югу полетели, - (Изображаем крылья) Значит, осень к нам спешит. (Хлопаем в ладоши) «Водичка» Водичка, водичка, (Большой палец скользит по всем остальным Умой мое личико. Мягко провести ладонями по лицу. Чтобы глазоньки блестели, Сделать кольца большими и указательными пальцами обеих рук и поднести к глазам. Чтобы щеченьки краснели, Круговые движения подушечками пальцев по щекам. Чтоб смеялся роток. Сделать щелочку большим и указательным пальцами и провести ими по контуру губ. Чтоб кусался зубок. Щипкообразные движения пальцами обеих рук.) «Птичка» Села птичка на окошко. (Пальцы правой руки положить на ладонь левой. Посиди у нас немножко, Кулак одной руки приставить к ладони другой. Посиди, не улетай! Ударять кулачок о кулачок вниз-вверх. Улетела птичка. Хлопать пальцами по основанию ладоней Ай! Развести ладони в стороны) «Медвежонок в гости шел» Медвежонок в гости шел К рыжей белке он зашел И на озеро к бобру И к ежу зашел в нору Даже к комаришке заглянул наш мишка (Сложное упражнение - -собирать пальчики в колечко и поэтому помогайте выполняйте вместе с ребенком) «В гости к пальчику большому» В гости к пальчику большому (Выставляем вверх большие пальцы Приходили прямо к дому соединяем под углом кончики обеих рук Указательный и средний, поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно Безымянный и последний Затем вверх выставляются только мизинцы Вместе пальчики-друзья, пальцы сжаты в кулак Друг без друга им нельзя. кулачки стучат друг о дружку, ритмично сжимаем и разжимаем пальцы на обеих руках) «Игрушки» Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.) Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».) Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.) Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».) «Семья» Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — я. Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.) «Прятки» В прятки пальчики играли И головки убирали. Вот так, вот так, И головки убирали. (Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочерёдное сгибание каждого пальчика на обеих руках.) «Вышли пальчики гулять» Раз, два, три, четыре, пять Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять В домик спрятались опять. (На первые строчки поочерёдное разгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого пальца. На следующие строчки — поочерёдное сгибание пальчиков в кулачки, начиная с мизинца. Выполнять движения согласно тексту стихотворения) «Капустка» Мы капустку рубим-рубим, Мы капустку режем- режем, Мы морковку трём-трём, Мы капустку солим-солим, Мы капустку жмём-жмём. «Сорока» Сорока, сорока, сорока-белобокаКашку варила, детишек кормила.(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой) Этому дала, этому дала,Этому дала, этому дала.(по очереди загибают пальцы, начиная с большого) Этому не дала: ты воды не носил,Дров не рубил, каши не варил - Ничего тебе нет!(мизинец не загибается) «Замок» На двери висит замок.(соединить пальцы обеих рук в замок) Кто его открыть бы мог?(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) Постучали,(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга) Покрутили,(покрутить сцепленные руки в запястьях) Потянули(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) И открыли.(расцепить пальцы) «Зима» Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.) Улицы и крыши. (Руки «домиком».) Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.) «Елочка» «Перед нами елочка:(сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку» Шишечки,показывают кулачки Иголочки,указательные пальцы Шарики,пальцы сжимают в круг Фонарики,показывают «фонарики» Зайчики,показывают «ушки зайца» И свечки,прижимают ладони и пальчики друг к другу Звезды, прижимают ладони с раздвинутыми пальцами Человечки».ставят средний и указательный пальцы на колени) «Курочка» «Курочка - рябушечка(не спеша «проходятся» указательным и средним По двору гуляла,пальцем по бедрам По двору гуляла, Цыпляток считала. - Раз, два, три, четыре, пять! загибают пальчики на одной руке Посчитаю их опять: грозят указательным пальцем Раз, два, три, четыре, пять!» загибают пальчики на другой руке) «Ладушки – ладошки» «Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки, (имитация мытья рук Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки! хлопки в ладоши Во дворе цыплятам накрошили крошек, «крошим хлеб» Поиграли снова в ладушки – ладошки! хлопки в ладоши Гладили котенка чистыми ладошками, одной рукой поглаживаем другую С ним мы поиграли в ладушки – ладошки! хлопки в ладоши Улеглись ладошки прямо на дорожку… руки положили на колени Как они устали - ладушки – ладошки!» поглаживаниерука об руку) «Киска» «Есть у киски глазки (показывают свои глазки Есть у киски ушки показывают ушки и шевелят ими Есть у киски лапки, сжимают и разжимают кулачки Мягкие подушки. Киска, киска, не сердись грозят пальчиком Не царапай деток, Брысь!» хлопок в ладоши) «На лесной лужайке» «На лесной лужайке (показываем «ушки зайчика» Разыгрались зайки: Лапками хлопали, хлопки Ножками топали, топают ногами Ушками махали, делаем «ушки зайчика» и махаем кистями рук Выше всех скакали. прыжки на двух ногах Глазками глядели, руки к глазам «хлопаем глазками» Песенку пропели: Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! болтаем руками) Ля-ля-ляйки! Ах, какие мы веселые зайки!» «Колобок» Тесто мы месили, Пирожки лепили. Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп, Получился колобок. (Делают круговые движения кулачками. Лепят «пирожки». «Тарелочки». Соединяют подушечки пальцев, округляют ладони.) «Курочка Ряба» Мышка быстренько бежала, Мышка хвостиком виляла. Ой, яичко уронила. Посмотрите-ка, разбила! (- бег пальцами по столу.- имитация движения «хвостиком».- сжимают ручки в кулачки - «яичко».- «бросить» кисти рук вниз.) «Шарик» Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, Воздух вышел - Стал он тонкий и худой! (Пальцы сложить в замочек. Медленно их разводим. Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут. Хлопаем. Смыкаем ладошки друг с другом.) «Котята» Вот, убрав царапки, кошка моет лапки. («Моем руки».) Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.) На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.) Побежали вдоль реки (Двигают указательными и средними пальцами по поверхности стола от себя к краю. Повторяют несколько раз.) Котята наперегонки. «Оладушки» Как вчера у бабушки Мы пекли оладушки. Раз-два, румяные Раз-два, горячие! Раз-два, их жарили! Три — поворачивали! Вкусные оладушки Ели мы у бабушки! (кладем кисти обеих рук на стол ладонями вниз и одновременно переворачиваем! их на тыльную сторону. ладонью гладим тыльную сторону другой руки, меняем руки. повторяем первое движение. ладонью гладим тыльную сторону другой руки, меняем руки) «Встали пальчики» Этот пальчик хочет спать, (поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца) Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Тише, тише, не шуми, (Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить») Пальчики не разбуди. Встали пальчики – «Ура!» (С восклицанием «Ура!» — кулачки разжать, широко) В детский сад идти пора! (Расставив пальцы.) «Огород» В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.) Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.) Тут и свёкла, и горох, А картофель разве плох? Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.) Нас прокормит целый год. «Дикие животные» Заяц и ёжик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.) Шли по дорожке по полю, по лугу. Встретились – и испугались они. (Стукнуть кулачками.) Быстро бежали – поди догони! (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.) Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.) Это лисёнок, это волчонок, А это спешит, ковыляет спросонок (Вращают большим пальцем.) Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. «Дятел» Дятел дерево долбит: (Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучите о неё.) Тук-тук-тук. Целый день в лесу стоит (Смена рук.) Стук-стук-стук. «Айболит» Айболит зверей лечил, Всех зверюшек угостил: Белочке – орешки, Морковку – зайчишке, Мишке – медок, Ежику – грибок, Ну, а лисоньке – цветок! Каждый зверь благодарит: - Вот спасибо, Айболит! «Мама – солнышко мое» Мамочка хорошая, (Воздушный поцелуй над ладонью.) Мамочка любимая! (Поцелуй над другой ладонью.) Очень я её люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.) Поцелуи ей дарю! (Сдуваем поцелуй с другой ладони.) «Мы белье стирали» Мы белье стирали, (тереть один кулачок об другом); В речке полоскали, (движения ладонями вправо- влево) Выжали, развесили (сжимать – разжимать кулачки, имитировать движения, развешивание белья) То-то стало весело! (круговые движения кистями, ладони вверх, пальцы разведены в стороны (фонарики). Литература: 1 .Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали [Текст]: учеб., пособие для родителей и воспитателей / Г.Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2015. - 20 с. 2.Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] / практич. пособие / Сост. Л. В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2014. – 236 с. 3.Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2018г. - №7. - С. 33-37. 4. Андрианова, Д. В. Развитие речи детей дошкольного возраста через легоконструирование / Д. В. Андрианова // Дошкольная педагогика. – 2017. – No 9. – ISSN 1726-0973. 5. Борисова, М. М. Пальчиковые игры: играем с детьми дома / М. М. Борисова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2012. – No 8. – ISSN 2223-7003. 6. Кошлева, Г. А. 100 игр для развития дошкольника. Игры на каждый день про все на свете. Игровая деятельность с нетрадиционным оборудованием / Г. А. Кошлева. – Волгоград: Учитель. 2018. – (Игровая деятельность в ДОУ).– ISBN 978-5-7057-5298-0.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»