Исследовательский проект
Способы очистки воды
Степанова Ирина Васильевна,
воспитатель ГБДОУ № 101
Выборгского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБДОУ № 101
Выборгского района Санкт-Петербурга
Тип проекта: Исследовательский.
Продолжительность: 4 недели.
Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.
Актуальность: Проблема чистой питьевой воды актуальна для всего цивилизованного мира. Вода – основа жизни всего живого. От качества воды зависит здоровье человека, поэтому необходимо изучить и знать разнообразные способы очистки питьевой воды, а также уметь применить наиболее целесообразные методы очистки воды в любой жизненной ситуации.
Цель: Ознакомление старших дошкольников с различными способами очистки питьевой воды.
Задачи:
- расширение представлений о простейших способах очистки воды (отстаивание, фильтрация, кипячение, заморозка);
- развитие интереса к опытной экспериментальной деятельности, познавательной активности, умение определять алгоритм действий, обсуждать информацию в кругу сверстников, делать выводы;
- воспитание бережного отношения к воде как важнейшему природному ресурсу, основ экологической культуры.
Ожидаемые результаты: Повышенный интерес к опытно-экспериментальной деятельности. Развитие аналитических навыков мышления. Приобретение практических навыков очистки воды.
План поэтапных мероприятий:
1. Подготовительный:
- изучение методической литературы по данной теме (Н.Рыжова, С.Мусиенко «Вода вокруг нас», М.Лазарев «Синяя капель», Н.Зубкова «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от трех до семи лет», Е.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», Т.Кустова «Научные эксперименты дома», Л.Вайткене «Большая энциклопедия юного экспериментатора») и педагогического опыта коллег;
- подготовка материалов и оборудования;
- обогащение предметно-развивающей среды;
- составление перспективно-тематического плана.
2. Основной:
- реализация мероприятий тематического планирования
Образовательная область | Работа с детьми |
Социализация | - настольно-печатные игры «Времена года», «Живая и неживая природа», «Мир вокруг нас»; - развивающая игра «Волшебные превращения капельки воды». С использованием элементов ТРИЗ – метода «маленьких человечков». Твердое состояние воды – лед – человечки крепко держатся за руки, жидкое – человечки стоят рядом с опущенными руками, а при газообразном состоянии они находятся на небольшом расстоянии друг от друга. - сюжетно-ролевые игры «Научная лаборатория» (с использованием детского микроскопа), «Экспедиция на Северный полюс», «Мы в Антарктиде». |
Познание | - рассматривание плакатов «Круговорот воды в природе», «Берегите воду»; - занятия «Водоемы планеты Земля», «Вода – неутомимая путешественница»; - ситуация общения «Как очистить воду»; - опытно-исследовательская деятельность: № 1 Опыт «Отстаивание воды» (в данном опыте вода наливается в емкость и отстаивается не менее десяти-двенадцати часов, при этом емкость не закрывается крышкой, т.к. в первые три-четыре часа из воды испаряются летучие примеси (например хлор, аммиак), затем осторожно сливается 2/3 воды в чистую емкость, остальное выливается – этот механический способ эффективен при очистке от крупных частиц); № 2 Опыт «Фильтрование». Фильтрование – это процесс разделения неоднородных систем при помощи пористых перегородок. Во время опыта происходит очистка жидкости через ткань, вату, салфетку с использованием воронки; № 3 Опыт «Кипячение воды». Кипячение – это процесс доведения воды до кипения. Процесс сопровождается выделением пара. (использование чайника в течение десяти-пятнадцати минут, в кипяченой воде уничтожаются практически все болезнетворные микробы, вирусы и возбудители паразитарных заболеваний); № 4 Опыт «Заморозка» (помещение воды в пакет, частичная заморозка во время прогулки); - знакомство с угольным фильтром кувшином АКВАФОР. Фильтр кувшин АКВАФОР состоит из двух частей, которые сообщаются между собой посредством картриджа (пористый, угольный наполнитель). В верхнюю часть заливают воду для очистки, а в нижнюю часть, изготовленную из пищевого пластика, поступает очищенная вода. |
Коммуникация | - ситуации общения «Как на Земле появилась вода», «Почему морская вода соленая», «Байкал – самое глубокое озеро с пресной водой на планете Земля», «Как образуются гейзеры», «Что такое айсберги», «Почему вода из минеральных источников такая чистая и полезная», «Как найти питьевую воду в лесу»; - беседы «Значение воды в жизни живых организмов», «Охрана воды от загрязнения человеком», «Чем отличается пресная вода от соленой?», «Замерзшая вода», «Что растворяется в воде?», «Удивительные свойства льда», «Цветная вода» |
Чтение художественной литературы | Н.Гернет «Хорошая вода», В.Максимов «Кто чистит воду», М.Гумилевская «Почему так бывает?», М.Константиновский «Почему вода морская», М.Платонов «Капля в море», Н.Сладков «Подводная газета», А.Чижевский «Я познаю мир. Экология», М.Молярова «Экологическая азбука», И.Колтунова «Окружающий мир», Х.Идом «Домашняя лаборатория» |
Художественное творчество | - рисование «Осьминожки в море», «Приключение капельки воды», «По реке плывет кораблик», «Морские обитатели», «Белые медведи в Арктике», «Пингвины в Антарктиде», «Радуга после дождя», «Утренняя роса»; - оригами «Кораблик», «Парусник», «Пароход», «Бумажный стаканчик для напитков»; - лепка «Кувшин для воды», «Чайный сервиз», «Мостик через ручеек», «Ледяной остров»; - аппликация «Иней на деревьях», «Елочка в снегу», «Юные друзья природы» |
- оформление альбома с зарисовками на тему «Способы очистки воды»;
- беседа «Варианты использования способов очистки воды в разных жизненных ситуациях».