Проект
Знакомство с магнитами
Степанова Ирина Васильевна,
воспитатель ГБДОУ №1 01
Выборгского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБДОУ №1 01
Выборгского района Санкт-Петербурга
Тип проекта: Исследовательский.
Продолжительность: 1 неделя.
Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.
Актуальность: Дети дошкольного возраста любознательны, пытливы, исследователи окружающего мира. Важнейший вид поисковой деятельности – экспериментирование. Оно отвечает современным требованиям Концепции модернизации российского образования. В процессе экспериментирования ребенок проявляет активность, осознанную творческую свободу, то есть возможность самореализации, что способствует полноценному развитию личности.
Цель: Приобщение детей к способам познания свойств магнита.
Задачи:
- формирование представлений о магните и его свойствах (притягивать к себе металлические предметы), компасе – приборе для определения сторон света, магнитных свойствах Земли, которая обладает собственным магнитным полем;
- развитие мыслительных процессов (анализ, синтез, обобщение);
- развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, поощрение выдвижения детьми гипотез;
- развитие коммуникативных качеств (умение работать в коллективе, формулировать собственное мнение и позицию, умение вести диалог, приходить к общему решению в совместной деятельности);
- воспитание интереса к познавательно-поисковой деятельности.
Ожидаемые результаты: Сформированность эмоционально-положительного отношения к познанию магнита, использование детьми свойств магнита в быту.
План поэтапных мероприятий:
1.Подготовительный:
- изучение методической литературы по данной теме и педагогического опыта коллег;
- подготовка материалов и оборудования;
- обогащение предметно-развивающей среды;
- составление перспективно-тематического плана.
2. Основной:
- реализация мероприятий тематического планирования
Образовательная область | Работа с детьми |
Социализация | - Геометрическая мозаика (магнитная); - Магнитный конструктор; - Азбука на магнитах (составление слов); - Цифры на магнитах (решение примеров и задач); - Игра «Ищем клад» (с помощью компаса). |
Познание | Исследовательская деятельность. Опыты: №1 «Мы - фокусники». Материал и оборудование: магниты разной формы – прямоугольные, круглые, подковы, металлические скрепки, булавки, пуговицы, монеты, ножницы, деревянная линейка, надувной шарик, резинка, пластмассовые игрушки. Все, что прилипает к магниту, сделано из металла. Но магнит притягивает только некоторые металлы (железо, сталь, никель). Предметы, сделанные из алюминия, магнит не притягивает. Магнит имеет два полюса, притягивает к себе металлические предметы. Противоположные полюса притягиваются, одноименные - отталкиваются. №2 «Испытание магнита». Опытным путем узнаем то, через какие среды действует магнит (бумага, картон, ткань, пластмасса, стекло, вода). №3 «Летающая бабочка». К вырезанной из ткани бабочке прикрепить скрепку. Привязать к скрепке один конец нитки, а другой конец прикрепить к краю стола клейкой лентой. Заставить бабочку летать, не касаясь магнитом скрепки. Магнит притягивает скрепку, закрепленную на бумажной бабочке. Сила притяжения старается притянуть скрепку вниз. №4 «Парящие магниты». Для этого опыта используются два стержневых магнита с помеченными полюсами. Положить на один магнит карандаш, сверху положить другой магнит так, чтобы одноименные полюса находились на одной стороне. Соединить магниты клейкой лентой. Если убрать карандаш. То верхний магнит будет плавать над нижним. Одноименные полюса отталкиваются друг от друга. Эта сила удерживает магнит в воздухе. №5 «Компас. Определение сторон горизонта (север, юг, запад, восток) по компасу. Магнитные свойства Земли». Составные части компаса. Самая важная часть – намагниченная стрелка. Она поставлена на острие и свободно вращается. Концы окрашены в разные цвета (красный и синий). Когда стрелку не придерживает предохранитель, ее красный конец всегда повернут к югу, а синий указывает на север. Для того чтобы определить направление по компасу, надо положить его на ровную поверхность и оттянуть предохранитель, т.е. освободить стрелку. Надо осторожно повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки оказался против буквы С, а красный – против буквы Ю. Таким образом буквы С, Ю, В, З будут показывать основные стороны горизонта. Земля – большой магнит, у которого есть северный и южный полюса. №6 «Магнитные узоры». Если положить магнит под прозрачную пластину, насыпать на нее железные опилки и слегка потрясти пластину, то магнит собирает опилки в узор вокруг себя, это показывает, что сила магнита действует со всех его сторон хотя она сконцентрирована у его полюсов. У круглого магнита поле одинаково со всех сторон, а на концах прямоугольных магнитов оно всегда сильнее, чем посередине, поэтому и рисунки получаются разные у магнитов различной формы. Магнитные поля вокруг магнитов разной формы образуют различные узоры из металлических опилок. |
Коммуникация | Ситуации общения: «Что может делать магнит?», «Сила магнита», «Практическое применение магнитов в быту, технике, медицине» |
Чтение художественной литературы | Энциклопедия «Окружающий мир» под ред. И.Колтуновой, Х.Идом «Домашняя лаборатория» |
Работа с родителями:
- делаем игрушки своими руками:
1) «Магнитные куклы» Необходимо вырезать из картона фигурки человека, нарисовать на них детали образа, а затем согнуть нижний край фигурки и прикрепить к нему скрепку. В коробке из-под обуви или конфет вырезать одну сторону, поставить на коробку фигурки людей. Клейкой лентой прикрепить к карандашу магнит. Водить магнитом внутри коробки и куклы будут двигаться.
2) «Волшебный грецкий орех» Разделив скорлупу грецкого ореха на две целые половинки, скотчем прикрепить внутри одной половинки магнит. Затем склеить обе половинки ореха. Получился волшебны грецкий орех, который может притягивать мелкие металлические предметы – скрепки, булавки, иголки, гвозди.
3) «Магнитные трубочки» На каждую из трубочек для коктейля закрепить скрепку. Сложить трубочки в кучу. Попробовать поднимать магнитом по одной трубочке, не сдвинув ни одной соседней.
4) «Иголка-путешественница» Намагнитить иголку, проводя по ней южным полюсом магнита 12 раз от ушка к остром концу. На конце иголки будет северный полюс. Проткнуть иголкой пробку от бутылки, поместить ее в воду так, чтобы острый конец был наверху, прилепить кусочек пластилина к низу пробки, чтобы она плавала стоя. Клейкой лентой прикрепить магнит к стенке таза. Подвести иголку к северном полюсу магнита и отпустить ее. Иголка плывет по кругу к южному полюсу. Она следует по силовой линии в магнитном поле.
5) «Плавающие утки» Необходимо намагнитить две иголки, проводя магнитом по обеим иголкам от ушка к кончику. У обеих иголок будут одноименные полюса на одних и тех же концах. Прилепить пластилином каждую иголку к крышке от бутылки. Теперь необходимо вырезать из бумаги утят и прикрепить их сверху. Прикрепив одного утенка так, чтобы его клюв находился над игольным ушком, а у другого – клюв над острым концом иголки и пустив крышки от бутылок в воду, утята поплывут навстречу друг другу. Это происходит за счет того, то у них разноименные полюса.
6) «Двигающиеся машины» Скотчем прикрепить магнит к игрушечной машине. С помощью одноименного полюса другого магнита заставать машину двигаться.
- наглядная информация «Занимательные опыты с магнитом для старших дошкольников».
Продукты проектной деятельности: Занятие «Волшебные свойства магнита».