РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Обучение иноязычному общению дошкольников Антипова Вероника Алексеевна учитель английского языка ГБОУ лицея №265, г. Санкт-Петербург, Россия В процесс моделирования стандартных для детей сфер можно постепенно внедрять обучение иностранному языку. Это касается семьи, детского сада, игровой деятельности, и общения со взрослыми. Разнообразные игрушки и увлечения тоже могут стать основой для обучения дошкольников. Сначала берется любая из вышеупомянутых сфер, а потом в соответствии с ней моделируется некая ситуация. Далее, выбирают коммуникативных партнеров и определяются с характером межличностного и межролевого взаимодействия участников [8]. Тематика и содержание общения так же очень важны – они влияют на характер, суть, и методику обучения во время занятий. Компоненты сказываются на следующих областях: 1. Общение дома и в семье. Условия: общение с членами семьи каждый день недели. Праздники в кругу близких. Просмотр альбомов с фотографиями. Прием гостей. Занятие любимым хобби, игрой, развлечениями. Общение с питомцем. Отдых с семьей. Коммуникативные партнеры: члены семьи, родственники, гости, друзья, фантазийные партнёры (игрушки, куклы, животные, персонажи из мультфильмов). Тематика и содержание общения: режим дня. Погружение в увлечение и времяпровождение с семьей. Помощь родителям и остальным членам семьи. Уборка дома, готовка еды, приглашение гостей. Праздники и традиции семьи. Методы проведения свободного времени и увлечения. Взаимоотношения, стиль общения. Стиль общения: вопросно-ответное взаимодействие, обмен сообщениями и информацией, диалог-расспрос, межролевое и межличностное взаимодействие [2]. 2. Детский сад. Условия: предметные занятия, режимные обстоятельства. Игры и игрушки. Развлечения и досуг. Прогулки. Общение со сверстниками, воспитателями и родителями. Костюмированные игры и приход Деда Мороза и Снегурочки. [3] Коммуникативные партнеры: сверстники, воспитатели, няни, дети из других групп, партнеры по играм, учителя иностранного языка, домашние животные, игрушки и куклы. Тематика и содержание общения: повседневные занятия детей в течение дня в детском саду. Общение детей со сверстниками и со взрослыми. Взаимодействие с животными и с природой. Внимание любимцам в детском саду. Поделки руками и дарение их другим. Совместное творчество детей и их участие в играх. Общение с друзьями, выявление предпочтений, налаживание контактов. Конфликты и их разрешение. Объяснение понятий о добре и зле. Стиль общения: формат вопрос-ответ, беседа, просьба. Обмен эмоциями и впечатлениями, диалог. 3. Мир игрушек и увлечений. Условия: выбор игрушки. Выражение своего отношения к игрушке (реального или вымышленного). Предложение взаимодействия с игрушкой. Процесс занятия хобби. Выражение положительных эмоций от процесса. Коммуникативные партнеры: сверстники, фантазийные партнёры, воспитатели, няни, игрушки и куклы, объекты увлечения. Тематика и содержание общения: любимые занятия, характер увлечения (рисование, пение, танцы, музыка, спорт, лепка, желание готовить, мастерить, шить и т.д.) [1]. Связанные с увлечением мысли. Внедрение увлечения в процесс игры с куклами или игрушками. Мечты о будущей профессии. Стиль общения: межролевое и межличностное реальное, фантазийное и игровое взаимодействие, индивидуальное и совместное повествование, диалог – взаимное информирование, вопросно-ответное взаимодействие. 4. Совместная игровая деятельность. Условия: состязательные, дидактические, ролевые, психотехнические игры. «Раздача» ролей и установка правил игры. Обстоятельства, предполагающие выполнение ролевых инструкций, общения в условиях заданного взаимодействия. Учет характера и процесса исполнения игр, и конечный результат. Конфликтные обстоятельства. Выказывание своего мнения касательно игр и ее участников. Все этапы игры. Поощрение и неодобрение [9]. Коммуникативные партнеры: сверстники, учитель иностранного языка, воспитатель, реальные, игровые и фантазийные партнеры. Тематика и содержание общения: общение в процессе игры, в ходе учета роли, которую возложили на дошкольника в игре, в процессе актерского обучения, в ходе того, как ребенок вживается в роль. Создание, закрепление и поощрение познавательного интереса в играх. Задействование мышления, памяти и фантазии. Общение в окружающих дошкольника местах (магазин, поликлиника, кино, кафе, и т.д.). Стиль общения: вопрос-ответ, межличностное и межролевое взаимодействие, диалог, взаимное информирование. 5. Общение со сверстниками. Условия: общение дома, у родственников, у соседей, у друзей, на улице, во дворе и т.д. Спортивные игры, взаимодействие с куклами и игрушками, ролевые и настольные игры; строительные игры и игры с конструктором; игры в прятки, с мячом; самостоятельные ролевые игры; игры по сказкам или мультфильмам. Взаимодействие во время приобщения к труду или игре. Коммуникативные партнеры: исполнители ролей в играх, реальные и игровые собеседники, персонифицированные «взрослые» и сказочные, сверстники, персонажи сказок и иные герои, вымышленные персонажи. Тематика и содержание общения: окружающие предметы и суть общения, которая прослеживается в вышеупомянутых областях, с учетом самостоятельных совместных игр, а также трудовой и социальной активности дошкольников. Стиль общения: межролевое и межличностное взаимодействие, этикетное взаимодействие, сотрудничество, совместное решение задачи и исполнение правил и ролевых предписаний, оценка успеха сверстника, его направление, взаимные подсказки друг для друга. 6. Общение со взрослыми. Условия: заявление о потребностях и желаниях, удовлетворение запросов посредством обращения к взрослым. Условия обучения, развития, и процесса познавательных реакций. Условия, при которых происходит игра со взрослыми. Атмосфера, при которой ребенок живет, его обеспечивают необходимыми элементами жизнедеятельности, и при которой удовлетворяют его человеческие нужды. Обстоятельства оказания помощи. [6] Совместная жизнь со взрослыми и ее течение. Быт, воспитание, досуг. Поведение ребенка в общественных местах при разных условиях. Коммуникативные партнеры: родители и другие члены семьи, родственники, соседи, воспитатели, знакомые и незнакомые люди, прохожие, обслуживающий персонал, работники различных служб, занятые в сфере детского творчества, и др. Тематика и содержание общения: обеспечение социализации дошкольника и его развития. Формирование индивидуума и стиля его общения. Совместная деятельность, нацеленная на развитие ребенка. «Включение» взрослых в разные ситуации жизни ребенка. Создание необычной деятельности для детей. Формирование потребностей посредством участия в процессе взрослых. Воздействие на интересы и ценностные ориентиры ребенка. Удовлетворение запросов, поставленных изначально. Стиль общения: вопрос-ответ; диалог-повествование; предложение мнения, желания, просьбы и различные реакции на них; диалог-расспрос, - разъяснение, -иллюстрация; беседа, диалог – межролевое взаимодействие, -изложение, -обсуждение, обмен информацией [4]. Преподавание иностранного языка и содержание обучения для дошкольников обеспечивается благодаря инструментам языка, на котором говорит ребенок, и иностранного в общем тандеме [7]. Они работают как слаженный механизм, позволяющий обучаться продуктивно и качественно. Иностранный язык легче внедрять, когда в процесс жизни ребенка естественным образом внедряются иноязычные элементы. Язык включают в процесс развития ребенка и в создание его навыков коммуникации в целом. Разнообразные языковые знания должны подаваться дозировано. Ребенку проще будет усвоить информацию постепенно, нежели единократно [5]. Минимальное количество иностранных элементов замечается словами на родном языке, мимикой, жестами, интонацией, и другими действиями ребенка. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. – М.: Просвещение, 1988. - 128 с. 2. Бухбиндер В.А. и др. Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках. – Киев: Вища школа, 1980 – 247 с. 3. Веракса А.Н., Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений - М.: Мозаика Синтез, 2006 – 103 с. 4. Догман Г. Гармоничное развитие ребенка. – М.: Аквариум, 1996. – 170 с. 5. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. – М.: Рус. Яз., 1989. – 222 с. 6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 2001. – 336 с. 7. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М.: Просвещение, 1987. - 128 с. 8. Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по английски: Учебное пособие по методике преподавания английского языка для педагогических вузов, колледжей и училищ по специальности «Преподаватель иностранного языка в детском саду». – СПб.: Спец. Лит., 1999. – 150 с. 9. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.