Роль семьи в воспитании дошкольника
Кривогина Елена Сергеевна
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни,
а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство,
кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, –
от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
В.А. Сухомлинский
а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство,
кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, –
от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
В.А. Сухомлинский
Семейное воспитание – это процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне.
Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости. Так же семья является основной ячейкой организации быта и культурного досуга людей. Как историческая категория, сегодня, семья изменилась.
Современная семья уже лишилась многих функций цементирующих ее в прошлом, например производственную, охранительную. На сегодняшний день, для людей, образующих семью важными остаются обеспечение потребности мужчины и женщины в супружестве, отцовстве, материнстве, в воспитании детей. Для детей как членов семьи она остается средой, в которой происходит их первичная социальная ориентация.
Дошкольный возраст – один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие всех систем и функций детского организма. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладение новыми видами деятельности. На границе раннего и дошкольного детства принципиально меняется характер совместной деятельности ребенка и взрослого: ребенок уже способен к определенной доле самостоятельности и испытывает острую потребность в реализации этой новой способности.
Дошкольное воспитание детей – это своеобразный фундамент, с которого начинается все дальнейшее строительство и развитие личности ребенка. Поэтому воспитание детей дошкольного возраста в семье очень важно, его можно условно разделить на два основных направления. Первое – подготовка к школе, второе – развитие определенных личностных качеств в ребенке, призванных помочь ему в жизни. Родителям необходимо подготовить ребенка к будущей жизни и умственно и психологически, научить элементарным знаниям и навыкам общения, а главное – любви и заботе. Семья – это самое главное, что есть в жизни любого ребенка. Первое, что чувствует при рождении малыш – это прикосновение матери и без этого он уже не может жить. Улыбка мамы, голос папы – это первые эмоциональные воздействия которые испытывает ребенок. И естественно, что папа и мама, главные люди в жизни ребенка которым он будет подражать, учиться у них. Поэтому семья играет главную роль в воспитании ребенка на всех этапах его жизни.
Дошкольник необычайно восприимчив ко всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо – опыт еще очень мал, сознание часто подчиняется эмоциям. Это важно учитывать при организации жизни взрослых детей в семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания.
На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Замечено, что тревожные дети вырастают у тревожных матерей. У властных родителей вырастают дети неуверенные в себе, инфантильные, а порой и агрессивные. Грубость, неуважение, раздражительность также перенимаются детьми, как и доброжелательность. Нельзя на ребенке вымещать свое плохое настроение. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что взрослые должны перекладывать свои проблемы на плечи ребенка. К сожалению, современные отношения родителей и детей характеризуются эмоциональной бедностью и дефицитом общения, отсутствием обмена ценностями, дефицитом тактильных ощущений. Конечно, это связанно с ритмом современной жизни, с проблемами материального обеспечения и заботой о материальном благополучии, дефицитом времени у родителей. А ребенок нуждается в заботе, ласке, семейном тепле. Поэтому необходимо в каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать ребенка, создавать условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания ребенка. Какие же это особенности и условия? Это – особо эмоциональный характер семейного воспитания, основанный на родственных чувствах, глубокой кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Ребенок-дошкольник повседневно ощущает, что забота, радость, ласка, семейное тепло и удовольствия исходят от родных папы и мамы, бабушки и дедушки.
Семейное воспитание – это не мораль и нотации, а постоянное общение с ребенком. Руссо Ж. сказал: «Величайшая ошибка, которую можно только сделать в деле воспитания – чересчур торопиться. Кто не может взять лаской, не сможет взять и строгостью». Нужно помнить, что «Ребенок учится тому, что видит у себя дома». Эту истину знают все, но часто о ней забывают. Родители должны уважать в своем ребенке личность и стараться принимать любовь к себе на основе дружбы и взаимопонимания.
Нужно:
‒ принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменной вашей любви к нему;
‒ стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе;
‒ внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя;
‒ понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя;
‒ не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью, видеть в нем личность, а не объект воспитания;
‒ чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка;
‒ помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
Нельзя:
‒ рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный;
‒ использовать ребенка как средство для достижения, пусть самых благородных, но своих целей;
‒ ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил;
‒ относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить;
‒ перекладывать ответственность за воспитание на бабушек, дедушек и воспитателей.