Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование цифровых образовательных ресурсов
в дошкольном образовательном учреждении

Санданова Сэржэн Чимитцыреновна
Одним из важных условий внедрения информационно-коммуникационных технологий в системе дошкольного образования является обновление научной, методической и материальной базы дошкольного образовательного учреждения. Использование цифровых образовательных ресурсов, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников, которые  повышают эффективность образовательного процесса это внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс дошкольной образовательной организации.
 Информационный источник, содержащий цифровую, графическую, текстовую, речевую, музыкальную, видео, фото и другую информацию, необходимую для организации учебного процесса понимаются как цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Цифровой образовательный ресурс может быть представлен любом другом электронном носителе - на CD, DVD или, а также опубликован в телекоммуникационной сети. ЦОР не может быть редуцирован к бумажному варианту, так как при этом теряются его дидактические свойства.
Цифровые образовательные ресурсы можно представляют в двух видах групп такие как информационные источники (оригинальные тексты, хрестоматии; тексты из энциклопедий; тексты из художественной литературы) статические изображения (галереи портретов соответствующей предметной области; «плакаты» - изображения изучаемых объектов и процессов и пр.); · динамические изображения (изучаемые процессы и явления в пространственно-временном континууме – кино- и видеофрагменты, анимационные модели на CD, DVD);мультимедиа среды (виртуальные конструкторы, тренажеры и тестовые системы, виртуальные экскурсии и пр.). Информационные инструменты – это информационные средства, обеспечивающие работу с информационными источниками (мультимедийный проектор, проекционный экран, интерактивная доска, компьютер). Использование этого вида оборудования предполагает групповую форму работы с детьми и значительно снижает риск возникновения различных видов утомления. Продолжительность занятий может быть увеличена в 2-3 раза по сравнению с работой за персональными компьютерами. Такой вид организации занятий близок к традиционному. Все внимание детей сосредоточено на педагоге, который с помощью проектора демонстрирует материалы занятия. Это могут быть наглядные пособия, видеоролики, фрагменты прикладных программных средств и т.д.  Интерактивная доска выполняет все те же функции, что и проектор с экраном, только к ним добавляются специфические возможности программного обеспечения, поставляемого в комплекте с устройством. Существует много видов интерактивных досок, и у каждой из них свое собственное программное обеспечение. Тем не менее, у большинства их них есть схожие функции:  · «умное перо», которое преобразует объекты, нарисованные от руки, в фигуры правильной формы; шторка, позволяющая скрыть часть экрана; функция «фото экрана», позволяющая сделать снимок всего экрана или выделенной части при просмотре видео, работе в Интернете; функция распознавания текста, позволяющая слова, написанные от руки, преобразовать в печатные символы;  коллекции изображений; возможность перемещать объекты в пространстве интерактивной доски; возможность наносить аннотации поверх любых программ, документов, видео. 
В качестве учебного материала можно использовать презентации, видеофильмы, флэш-анимацию, прикладные программные средства. При организации работы с доской необходимо следить, чтобы луч проектора не светил в глаза дошкольникам: это может вызвать ожог сетчатки.
 Цифровые образовательные ресурсы предоставляют огромные возможности педагогу, обеспечивают мощными средствами, улучшающими организацию учебного процесса. ЦОР можно использовать для решения различных задач на разных этапах ООД:
- представление новых понятий при объяснении нового материала;
- представление основных понятий для закрепления материала;
-практические задания для индивидуального выполнения;
 - самостоятельная работа учащихся с интерактивными заданиями, как на ООД, так и дома и др.
В настоящее время на рынке и в свободном доступе в Интернете существует достаточно много различных цифровых образовательных ресурсов: демонстрационных, информационно-справочных, тренажеров, обучающих, имитационных, моделирующих, контролирующих и др. Использование ЦОР  в образовательном процессе дошкольной образовательной организации возможно и необходимо, поскольку это способствует повышению эффективности образовательного процесса и всесторонне развивает ребенка. ЦОР позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Исследования использования ЦОР в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого процесса, но и особую роль в обогащении интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры. Организованная образовательная деятельность в ДОУ должна быть яркой, эмоциональной, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых записей и видеозаписей. Всё это может обеспечить использование ЦОР, которое делает процесс обучения более интересным и интенсивным. Использование ЦОР для активизации познавательной и творческой деятельности детей даёт два основных преимущества – качественное и количественное: - качественные преимущества очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением; - количественные преимущества выражаются в том, что мультимедийная среда намного выше по информационной плотности. Вот почему «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В образовательном процессе ДОУ используются следующие виды цифровых образовательных ресурсов: фотографии, презентации, звукозаписи, видеофрагменты, видеоролики, отобранные в соответствии с содержанием темы, обучающие и развивающие игры, мультипликационные фильмы. Однако, несмотря на значительные возможности цифровых образовательных ресурсов в работе с детьми дошкольного возраста, они еще не нашли здесь должного применения. До сих пор отсутствует методика использования цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, систематизация компьютерных развивающих программ, не сформулированы единые программно-методические требования к компьютерным занятиям.
На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Основная идея педагогов-новаторов заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Но это новшество требует тщательного изучения не только со стороны педагогов и психологов, но и медиков. Следует учесть, что в дошкольном образовательном учреждении могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» 
 Главные условия внедрения цифровых образовательных ресурсов в образовательный процесс дошкольной образовательной организации состоят в том, чтобы с детьми работали специалисты:
- знающие технические возможности мультимедийного и интерактивного оборудования  и владеющие навыками работы с ним;
- выполняющие санитарные нормы и правила использования мультимедийного и интерактивного оборудования в детских учреждениях;
- ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников;
- владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям; - знающие возрастные анатомо-физиологические и психические особенности дошкольников;
- знающие образовательную программу дошкольной образовательной организаций.
Целесообразно создать в детском саду медиацентр. Педагоги должны осознать необходимость накопления видеоматериала о жизни в группах, о праздниках и развлечениях детей. Библиотека методической литературы преобразуется в медиатеку, происходит накопление и обмен информацией на различных современных носителях. Ведь методический кабинет оснащён компьютером, принтером и копировальным аппаратом. Медиатека постоянно будет пополняться видеозаписями детских праздников, развлечений, открытых занятий. Просмотр видеозаписей позволяет осуществлять современный, качественный, всесторонний анализ мероприятий, что способствует повышению эффективности образовательного процесса. В помощь педагогам дошкольной образовательной организации необходимо создать творческую группу, которая будет заниматься подбором, разработкой цифровых образовательных ресурсов и занятий с их использованием. 
Особенность использования ЦОР в ДОУ заключается в том, что для каждого вида занятий необходимо подбирать или разрабатывать определенный цифровой образовательный ресурс и встраивать его в традиционную систему занятий. ЦОР позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
 Таким образом, цифровые образовательные ресурсы – это мощные технические средства обучения и развития дошкольников, которые предъявляют новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и широко использовать в образовательном процессе цифровые образовательные ресурсы и уметь создавать свои.   
 Список литературы: 
 1. Глушкова Е., Леонова Л. Компьютер в детском саду // Дошкольное воспитание. - 1990. - №10. - с. 44-49.
 2. Горвиц Ю.М. [и др.] Новые информационные технологии в дошкольном образовании. - М.: Линка-пресс, 1998. - 328 с.
 3. Горвиц Ю.М. Компьютер и дети // Помоги себе сам. - 1996. - № 9. - с. 2.
4. Горвиц Ю.М. Компьютер … это очень просто // Очаг. - 1995. - № 3. - с. 80-81.
5. Новоселова С.Л. Проблемы информатизации дошкольного образования / Новоселова С.Л. // информатика и образование. - 1990. № 2. с. 91-92.
6. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе / Плужникова Л. // дошкольное воспитание. - 2000. - № 4. с.16.    

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»