Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Отрожко Т.А. воспитатель ГБДОУ детского сада № 50 Приморского района г. Санкт-Петербурга Метод проектов в нравственно-патриотическом воспитании личности ребенка подготовительной группы ДОУ. В статье рассматривается метод проектов в нравственно-патриотическом воспитании детей подготовительной группы детского сада, акцентируется внимание на методологических механизмах, раскрывающих социально-психологические аспекты нравственной сферы ребенка, раскрывается сущность и содержание проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании детей, подчеркивается особая роль педагога в этом процессе. В заключительной части приводится сценарий проекта «День Победы» по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы. Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственно-патриотическое воспитание, метод проектов, механизм подражания, эмоциональная и нравственная саморегуляция. Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, содержание которого наполнено освоением индивидом моральных ценностей; выработкой им нравственных  качеств; усвоением им нравственных норм поведения. Конечный результат нравственного воспитания проявляется в способности и готовности индивида жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности. Вопросы нравственного воспитания дошкольников в детском саду находят свое отражение в работах Алиевой Ш.Г., Богдановой О.С., Штольц Х, Якобсон С.Г. и других [2], [4]. [11], [12]. Наибольший интерес в этом плане для нас представляет работа Ларионовой С.О. и Дзацило Ю.А. [7]. В современных условиях особую актуальность приобретает нравственно-патриотическое воспитания, предполагающее формирование гражданина-патриота, носителя исторических и социально значимых ценностей нашего общества. Сегодня, как никогда, в условиях информационного противоборства с Западом мы столкнулись с тем, что наши противники искажают историю Российского государства, предают забвению роль Советского Союза в победе над фашизмом, навязывают антигуманные ценности, направленные на разрушение личности молодых людей и т.д. Беспрецедентность такого противоборства выдвигает на первый план задачу по формированию у детей еще в дошкольном возрасте первоначальных представлений о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, пробуждать у них гордость за принадлежность к России. Вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников довольно широко представлены в работах отечественных исследователей [1], [3], [8], [10]. Решая практическую задачу формирования гражданина-патриота в дошкольном возрасте, мы должны учитывать методологические механизмы, раскрывающие социально-психологические аспекты нравственной сферы ребенка. По оценке Р.С. Немова, с точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст делится на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка [9]. Основным психологическим механизмом, направленным на усвоение нравственных норм поведения детьми младшего дошкольного возраста, прежде всего, в межличностных отношениях служит механизм подражания. В этом возрасте они еще слабо осознают сущность усваиваемых норм поведения, глубокое осознание такого усвоения наблюдается у детей старшего дошкольного возраста (6-7лет). Однако, уже в младшем дошкольном возрасте не лишне акцентировать внимание детей на поведение других детей, находящихся рядом. Не следует забывать, что нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний. Анализ исследований в области психологии и педагогики по проблеме нравственной сферы личности ребенка (Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов и др.) позволяет выделить три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента в процессе развития нравственности детей дошкольного возраста: эмоционального, когнитивного и поведенческого. Эмоциональный компонент превалирует на ранних стадиях развития личности ребенка (3-4 года), когнитивный и поведенческий компоненты при этом слабо выражены. По мнению французского психолога Ж. Годфруа, развитие нравственности тесно связано с когнитивным развитием. В самом деле, для того чтобы ребенок мог выносить какие-либо моральные суждения, он должен достичь определенного уровня в когнитивном плане [5]. В процессе нравственного развития ребенок проходит эволюцию от эгоцентрического отношения к окружающему, при котором любой поступок он оценивает как хороший или плохой в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, до более гибкой позиции, когда в своих суждениях о других людях он начинает придавать все большее значение своим личным критериям. Именно таким характером нравственной эволюции объясняется тот факт, что если до 7 лет ребенок склонен судить о поступках по важности их последствий, то в более позднем возрасте он судит о них скорее по обусловившим их намерениям [5]. Так, по мнению маленького ребенка, Пьер, который разбил 10 тарелок, помогая матери накрывать на стол, заслуживает большего наказания, чем Жак, без спросу взявший из шкафа конфету и разбивший при этом всего одну тарелку[5]. Таким образом, эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты нравственной сферы ребенка проявляются в своем единстве не однозначно, расстановка акцентов по доли их участия в нравственных оценках зависит от возраста ребенка. Особенности развития нравственной сферы ребенка должен учитывать педагог в процессе воспитательного процесса с детьми. Нравственно-патриотическое развитие ребенка осуществляется в социальной среде: в семье, в детском саду, но, несомненно, особую роль в развитии личности ребенка играет педагог: именно он способствует созданию такой микросреды, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на детей, на их психическое развитие, и управляет возникающими взаимоотношениями. В конечном итоге, в контексте заявленной темы, все вышесказанное должно лечь в основу методических правил по применению метода проектов в нравственно-патриотическом воспитании личности ребенка подготовительной группы детского сада. Метод проектов занимает особое место в арсенале педагогических средств нравственно-патриотического воспитания дошкольников в детском саду. Суть метода проектов заключается в создании воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым осваивать новый практический опыт в той или иной жизненной сфере, в том числе и в сфере нравственных и нравственно-патриотических отношений. В частности, Полат Е.С. сущность этого метода рассматривает как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка. При этом такая разработка должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта [6]. Таким продуктом может быть: созданный ребенком рисунок, творческая поделка, модель вещественной реальности морально значимой для ребенка и т.д. При этом важно, чтобы ребенок, как автор этого продукта, мог дать свои вербальные комментарии о его нравственно-патриотическом смысле. Очевидно, такой подход к содержанию метода проектов основывается на единстве эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов нравственной сферы ребенка [6]. Весьма полезным для педагога является содержание метода проектов, разработанное Н.Ю. Пахомовой. Проектная деятельность в детском саду, по ее мнению, включает в себя ряд этапов: 1) погружение в проект; 2) организация деятельности; 3) осуществление деятельности; 4) презентация результатов [6]. Методологические и методические аспекты метода проектов широко представлены в учебнике «Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения», под редакцией А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой [6]. Ниже мы приведем проект «День Победы» по нравственно-патриотическому воспитанию, предложенный автором статьи в детском саде №50, г СПб. Проект «День Победы». Цель проекта: Формирование у детей нравственно-патриотического восприятия Дня Победы как исторического события в жизни советского и российского общества. Задачи проекта: Ознакомление детей с историей Дня Победы. Установка на выполнение задания по проекту. Выполнение задания Представление результатов. Сценарий проекта. Первый этап – погружение в проект. На этом этапе дети получают информацию о Дне Победы от воспитателя и своих родителей и получают задание подготовить рисунки с комментарием, связанные с ДНЕМ ПОБЕДЫ. Второй этап – Организация и осуществление деятельности. На этом этапе дети готовят свои рисунки на занятиях в садике. Время на подготовку рисунков может занимать от 2-х до 3-х недель. В процессе подготовки рисунков воспитатель консультирует, помогает детям выбрать идею рисунка и его оформление. Здесь же воспитатель помогает детям представить рассказ событий, который должен составить основу презентации. Третий этап – презентация рисунков. Презентация рисунков производится на занятии в группе. Отбираются три лучших проекта для представления на празднике Дня Победы, который проводится в составе всего детского сада. Данный проект находится на первом этапе. Полная его реализация планируется ко Дню Победы в 2023 году. Список литературы. Алиева Ш. Г. Cоциальное развитие дошкольников / Ш. Г. Алиева // Молодой ученый. – 2014. – № 2. – С. 711–715. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина, Н.В. – М.: ЦГЛ, 2005. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду/ Баранникова, О.Н. – М.: Аркти, 2010. Богданова О. С. О нравственном воспитании детей / О. С. Богданова, Л. И. Катаева. – М. : Просвещение, 2013. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2: Пер с франц./ Ж. Годфруа. – М.: Мир, 1992. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. Ларионова С. О. Нравственное воспитание дошкольников в детском саду [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / С. О. Ларионова, Ю. А. Дзацило ; Урал. гос. пед. ун-т. – Электр. дан. – Екатеринбург :[б. и.], 2018. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / Маханева, М.Д. – М.: Владос, 2005. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2-х кн. Кн. 2. Психология образования/ Р.С. Немов. М.: Просвещение: Владос, 1994. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.—СПб.:«ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. Штольц Х. Как воспитать нравственное поведение у дошкольника / Х. Штольц, Р. Рудольф. – М. : Мозаика-Синтез, 2003. Якобсон С. Г. Моральное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей детских садов /С. Г. Якобсон.–М.:Воспитание дошкольника, 2003.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»