РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА Олейникова Т.М., ГБДОУ №32 Выборгского района г. Санкт-Петербурга, воспитатель Огромная роль в развитии воспитания ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством в формировании личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельности. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребенку. Игра, как форма организации детской жизни, важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественно-эстетическим требованиям. В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, то есть эта та деятельность, с помощью которой происходит развитие ребенка, и закладываются важные качества личности. В раннем возрасте игра носит предметный характер. Дети многократно повторяют одни и те же действия с предметами, строят башенки, вкладывают коробочки одна в другую. Такие действия развивают настойчивость, появляются предпосылки развития воли. В игре формируются все психические функции такие как речь, мышление, воображение, внимание, память, эмоции и т.д. В играх с правилами ребенок учится подчиняться правилам и социальным нормам. Происходит формирование первых нравственных чувств, ребенок понимает на деле, что такое хорошие и плохие поступки. Игра позволяет раскрыть, доступно объяснить любое явление, сторону жизни, является прекрасным средством воспитания. Используя игру, как средство умственного воспитания, в единстве с ним формируют усвоение социальных норм и правил и, что особенно важно, являются на ряду с другими видами деятельности, основой игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания. Игра издавна использовалась для воспитания и обучения. Играя, ребенок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познает, т.к. учится ставить цель, находит средства для ее выполнения. Основная особенность игры состоит в том, ребенок с раннего возраста, играя, учится действовать в воображаемой ситуации. В игре формируется способность к замещению предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие элементов, более отвлеченного мышления и речи. Основой детской игры является реальная жизнь. Если дети активны в жизни, то игра помогает им овладеть знаниями об окружающем, развивает их самостоятельность. Игра сопровождает малыша в течение всего времени пребывания в детском саду. Задача взрослого состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры. Игровые моменты во время умывания, приема пищи, сборов на прогулку, повышают интерес малышей к выполнению режимных процессов. Взрослый помогает малышу развивать сюжет, подсказывает, как можно разнообразить игровые действия, сделать игру более содержательной, интересной. С помощью игры расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта. Игры очень важны для становления и развития личности ребенка, поскольку являются не только инструментами его самовыражения, но также и способом познания окружающего мира и адаптации к нему. Игра позволяет раскрыть, доступно объяснить любое явление, сторону жизни, является прекрасным средством воспитания. Используя игру, как средство умственного воспитания, в единстве с ним формирует взаимоотношение детей к игре. Воспитательное и развивающее значение игр огромно. Они формируют культуру игры, служат в дошкольный период жизни естественной формой передачи детям знаний, способствуют усвоению социальных норм и правил и, что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания. А для реализации программного содержания воспитания, развития и образования необходима полноценная развивающая предметная среда детской деятельности (система материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка). Эта среда должна отвечать принципам обогащенности и наукоемкости, содержать природные и социокультурные средства для разнообразной деятельности ребенка. Подвижные игры имеют большое значение в укреплении здоровья дошкольников. Они включают в себя основные движения: ходьба, бег, лазанье, прыжки. Движения, входящие в игру, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем. Большинство подвижных игр и упражнений разнообразны по содержанию и, по существу, охватывают все виды естественных движений, свойственных ребенку. В подвижных играх развивается память, внимание, воображение. Малыши учатся ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с действиями сверстников. Они приобретают опыт общения со взрослыми и детьми. Дети раннего возраста играют не вместе, а рядом. Главное назначение подвижной игры – вовлечение детей в совместную активную деятельность, доставляющую им «мышечную радость» и вызывающую эмоциональный подъем. Подвижные игры, как правило, коллективные, поэтому дети учатся согласовывать свои действия с действиями других играющих. Детей 2-3 летнего возраста в подвижных играх привлекает, главным образом, сам процесс действия: им интересно бегать, догонять, бросать, искать. Результат этих действий значения не имеет, поэтому для малышей рекомендуются совсем простые игры, построенные, в большинстве случаев, на одном действии, которое воспитатель тут же подсказывает детям: «Мячики убежали, давайте догоним их и соберем в корзинку!» – говорит взрослый, рассыпая мячи из корзинки. Предметная среда детства предоставляет ребенку условия для творческого духовного развития и возможность «вычерпывать» из нее информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности. Предметный мир детства - это не только игровая среда, но и среда развития всех специфически детских видов деятельности. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, сформированы необходимые способы действия. Так в нашей группе специально организованны уголок самостоятельной изо деятельности, библиотека, парикмахерская, музыкальный, физкультурный уголок, уголок природы, театральный уголок, кухня, спальня, достаточно кукол, игрушек животных, присутствуют механические игрушки, конструкторы, книжки и т.д; так же в распоряжении детей широкий спектр разнообразных дидактических игр, книг, иллюстраций. В настоящее время нельзя допустить депривации деятельности из-за нехватки развивающих предметных сред. В условиях предметного вакуума у ребенка исчезает стремление узнать новое, порождается апатия, а желание занять себя может приобрести компенсаторное, не в лучшем смысле этого слова, направление. Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребёнка, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Развитие детей дошкольного возраста в игре будет эффективно, если обеспечить: систему использования игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни, максимально стимулировать познавательную активность детей, комплексное решение всех задач относительно развития психически познавательных процессов, целесообразную частность планирования в течение года игр в пределах задач всестороннего развития, учитывая принципы индивидуализации и дифференциации. Дети раннего возраста подражают в игре всему, что видят. В подвижных играх малышей прежде всего происходит отображение жизни взрослых или животных: они с удовольствием летают, как воробушки, взмахивают руками, как бабочка крылышками, и т. д. Стремление к одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер. Когда он вживается в образ, включаются механизмы эмпатии и, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности. Велика роль подвижной игры в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир; овладевать пространственной терминологией. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры ребята воспринимают как закон; сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, поведение. В игре формируются дисциплинированность. Подчиняясь правилам игры, дети учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Таким образом, подвижные игры и двигательная активность являются необходимым условием полноценного, гармоничного развития ребенка. Играя и двигаясь, дети становятся физически более крепкими, сообразительными, уверенными и самостоятельными. Список литературы: 1. Борисова М.М. Подвижные игры с детьми раннего возраста. Журнал Современное дошкольное образование. Теория и практика: 2012. 2. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. М: Мозайка-Синтез, 2010. 3. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет Серия «Библиотека программы «От рождения до школы». Мозаика-Синтез; М: 2013