Стратегия педагогического взаимодействия с детьми в совместной сюжетно-ролевой игре Скрябина Елена Константиновна, ГБДОУ д\с №43, воспитатель. Введение Социальный заказ государства системе образования сформулирован в основных нормативно-правовых документах: в Законе Российской Федерации �Об образовании�, Федеральном государственном стандарте дошкольного образования - это воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: �Социально - коммуникативное развитие�; �Познавательное развитие�; �Речевое развитие�; �Художественно - эстетическое развитие�; �Физическое развитие�. Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования. В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка: - для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками). Одним из основных принципов дошкольного образования (пункт 1.4 ФГОС ДО), является амплификация (обогащение) условий развития дошкольников. Поэтому в третьем разделе Стандарта - �Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования� среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5), подчеркивается: • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; • поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); • поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Предметно-пространственная развивающая среда должна отвечать требованиям Стандарта ДО (пункт 3.3.3). Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Игра была непременным атрибутом народной педагогики, ее образцы передавались детям младшего возраста из поколения в поколение через взрослых и детей старшего возраста. Сегодня существует множество теорий и классификаций игр. А. С. Макаренко охарактеризовал роль детских игр следующим образом: �Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...�. Роль игры в развитии дошкольника Игра в дошкольном учреждении способствует развитию языковых навыков и обогащению словарного запаса. Дети многое узнают, просто слушая объяснения, рассказы или типичные разговоры между другими людьми. Повторение слов и предложений для участия в обсуждении способствует открытию новых словарных терминов и их значений. Благодаря практике и участию дети начинают понимать, как язык и словарный запас могут облегчить общение, выразить чувства и улучшить диалог в группе. Воображение и творческие способности также можно развить с помощью организованных игр в дошкольных учреждениях. Искусство, рукоделие и театральные игры - это способы поощрения и поддержки открытого творческого самовыражения. Предоставляя необходимые инструменты для организации игры и предлагая возможности для расширения воображения, воспитатель помогает обучаемым развить чувство независимости, уверенность в себе и чувство выполненного долга, умение следовать определенным правила как самой игры, так и поведению. Кроме того, дошкольные игры развивают как крупную, так и мелкую моторику. Играя со шнурками и сенсорными корзинами или на улице с мячиками и в догонялки, дети укрепляют свои мускулы, большие и маленькие. Используя крошечные мышцы рук для удержания скакалки или большие мышцы ног для бега, дети развивают эти навыки, даже не подозревая об этом. Кроме того, побуждая дошкольников бросать самим себе вызов физически, будь то балансирование на узкой балке или прыжки по нарисованной мелом доске для классиков. Таким образом, развитие моторики поддерживается с помощью многочисленных видов игр. Навыки решения задач и математические концепции также обогащаются за счет игровой деятельности в дошкольных учреждениях. Строительные блоки, головоломки и игры могут создавать множество задач, требующих решения проблем, а также создавать ситуации, способствующие подготовке к ранним урокам по математике. При наличии обстоятельств, касающихся баланса, веса, формы и размера, дети начинают участвовать в процессах принятия решений. Такие виды деятельности, как декоративно-прикладное искусство, создание строений из блоков, а также драматические представления - вот несколько игровых идей, которые помогут развить умы и мышцы малышей. Игра в дошкольном учреждении может способствовать социальному, эмоциональному и языковому развитию. Независимо от того, выбрана ли программа дошкольного образования, которая проводится на дому или в группе, включение игры в учебный план имеет важное значение для роста и развития детей. В игровой деятельности происходит развитие подструктур личности ребенка и сфер психики, обеспечивающих их реализацию. К ним относятся интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная и сфера саморегуляции. Эти сферы в развитой форме характеризуют целостность, гармонию, индивидуальность и многогранность человека. Творческие и сюжетно-ролевые игры Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми: - это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает ощущать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки товарищей самостоятельно. Детская игра обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Игры не всегда имеют положительное содержание, дети часто отражают негативные представления о жизни в игре, что дает педагогу возможность корректировать воспитательный процесс. Результатом игры является более глубокое понимание детьми жизни и деятельности взрослых, их обязанностей, переживаний, мыслей и отношений. Игра развивает наблюдательность и память, внимание и мышление, творческое воображение и волю. Важнейшим результатом игры является глубокое эмоциональное удовлетворение детей самим процессом игры, в максимальной степени удовлетворение их потребностей и возможностей для эффективного познания окружающего мира и активного общения с людьми. Таким образом, можно сказать, что развитие всех сфер личности ребенка происходит в игре. Игра социальна по своему происхождению и по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе. Время, когда ребенка еще нельзя учить овладению орудиями труда и в то же время он уже сознательно живет внутри общества и органически связан с ним, и стало периодом игры. Показательным в этом контексте является тот факт, что в процессе игры ребенок не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека (“Я - космонавт”, “Я - мама”, “Я - доктор”), но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя, и отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Общая характеристика сюжетно-ролевой игры Игра, как любой вид деятельности, имеет свои структурные компоненты: •игровой замысел •сюжет •содержание игры •роль •игровое действие Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть дети. Он формулируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры. По игровому замыслу игры можно разделить на группы: 1.отражающие бытовые явления (игры в �семью�, в �детский сад�, в �поликлинику� и т.д.); 2.отражающие созидательный труд (строительство метро, постройку домов); 3.отражающие общественные события, традиции (праздники, встречу гостей, путешествия и т. д.). Такое деление, конечно, условно, так как игра может включать отражение разных жизненных явлений. Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутит руль автомашины, готовит обед и др.) – одно из основных средств реализации сюжета. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, строительство), общественные (игры в библиотеку, школу). Содержание игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни. На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям – образам. Ролевое действие - это деятельность ребенка в роли. Последовательность ролевых действий характеризует ролевое поведение в игре. Приемы руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности. Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников традиционно делятся на прямые и косвенные. Косвенные приемы руководства. Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей жизни, обновления игрового материалов и т.д., т.е. без непосредственного вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры. Сюда входят: • наблюдения; • целевые прогулки; • экскурсии • беседы; • чтение художественной литературы; • просмотр кино, видеофильмов; • занятия (особенно речевые) • рассматривание иллюстраций; • ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования; • организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками); • игры (конструктивные, дидактические, подвижные); • изобразительная деятельность; • игры-имитации; • мнимые �телефонные разговоры�; • придумывание историй для планирования игры, например, �Придумаем историю о больной девочке и то, как помог необычный чай�; • �домашние задания�, которые приучают ребенка к самостоятельному поиску информации (например, �Как мама убирает. Что делает сначала, что потом�). Следующий прием косвенного руководства – внесение игрушек и создание игровой обстановки до начала игры, с целью вызвать интерес (и игровой и познавательный) к новой теме или обогатить содержание уже бытующей. Игрушки должны находиться в свободном пользовании детей. Обстановка в игровом уголке время от времени должна меняться, но с осторожностью, чтобы не навязывать игру вопреки желанию. Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру •ролевое участие в игре •показ образца игрового действия •беседа о содержании предстоящей игры •участие воспитателя в сговоре детей •предложение готового сюжета игры •помощь в распределении ролей, подборе игрушек, атрибутов •разъяснение •предложение готовой темы игры •обучение ролевому поведению Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием. Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую им роль, он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в нее всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает в них уверенность в своих силах. При непосредственном участии в играх, часто совсем не главную, эпизодическую роль занимает воспитатель. Но и в этой роли можно незаметно руководить игрой, направлять ее, будить воображение детей, в результате чего возникают новые эпизоды, о которых дети сами раньше не догадывались. В зависимости от возраста детей, те или иные приемы руководства применяются в разной степени. Особенности педагогического руководства сюжетно-ролевыми играми. Задача педагога – построить совместную игру так, чтобы центром стало ролевое поведение детей. Внимание ребенка важно перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнером-взрослым. Ребенок вступает в инициированный взрослым ролевой диалог, приобретает опыт выполнения и развития разных ролей. Выделяются независимые (строитель, шофер, космонавт, пожарный) и взаимодополнительные (врач, медсестра, больной) роли. Для формирования ролевого поведения педагог начинает игру с детьми, используя взаимодополнительные роли, понятные детям. Парные взаимодополнительные роли ставят детей перед необходимостью строить ролевой диалог для разворачивания сюжета. Задача воспитателя на этом этапе – перевести детей к более сложному ролевому поведению в игре, формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и обозначать новую роль для партнеров в ходе игры. Педагог на этом этапе развития сюжетно-ролевой игры вступает со многими детьми в ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, “замыкает” детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Игра носит характер свободной импровизации. Игра воспитателя с каждым из детей и микрогруппами стимулирует гибкое ролевое поведение и смену роли, дает существенные сдвиги в самостоятельной игре детей. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует со сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером-игрушкой, с воображаемым партнером. Дети широко и творчески используют актуализированные игровые роли, выполняют условные действия с игрушками и предметами-заместителями. В более старшем дошкольном возрасте растет стремление ребенка играть вместе со сверстниками, когда каждый из детей стремится воплотить свой достаточно сложный замысел. Вместе с тем у детей увеличивается объем знаний об окружающем, определяются интересы к разным сторонам жизни. Для построения игр нового уровня детей необходимо научить более сложному построению игры – способу совместного сюжетосложения, которое включает в себя: – умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразное тематическое содержание; – быть ориентированным на партнеров-сверстников; – обозначать свои дальнейшие замыслы для партеров, прислушиваться к их мнению; – умение комбинировать предложенные самим ребенком и партнерами по игре события в общем сюжете в процессе игры. Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Литература 1.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987. – 143с. 2.Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М.: Педагогика, 1981. – 87с. 3.Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М., 1994. 4.Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики /Под ред. Т.А.Марковой. – М., 1979. – 191с. 6.Воспитание и обучение детей 6-го года жизни. /под ред.Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой, -М., 1987. – 160с. 7.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Вопросы психологии. 1996. №6. – с. 62-68 8.Зварыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Перспективное планирование по формированию игры. – М., 1989. 9.Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1995 г. – 346с. 10.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола,1995. – 352с. 11.Пидкасистый П.И. �Технология игры в обучении� – М.Просвещение, 1992г. – 269с.