Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 


Организация сюжетно-ролевой игры
детей младшего и среднего дошкольного возраста

 
Ющенко Ольга Николаевна,
воспитатель первой категории
ГБДОУ детский сад № 3 общеобразовательного вида
с приоритетным осуществлением деятельности
 по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга
 
Введение: 
            Сюжетно-ролевая игра-подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. В игре дети ведут себя творчески, активизируя своё воображение. Они проигрывают жизненный опыт. Благодаря игре у детей повышается понимание своих сильных и слабых сторон, своих привязанностей и антипатий, способности манипулировать и убеждать или же подчиниться, может быть согласовывать интересы. Все, кто работает с детьми, понимает, что сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности дошкольников.   
  Виды сюжетно-ролевых игр:    
    - игры на бытовые сюжеты (дом, семья, дни рождения, праздники),   
- игры на производственные и общественные темы (школа, магазин, парикмахерская, больница, милиция, транспорт),
 -игры на героико-патриотические темы (космос),
 игры на темы литературных произведений.
Сюжет игр чрезвычайно разнообразен. Организация сюжетно-ролевой игры для всестороннего развития ребёнка требует систематического, умелого влияния на неё, поэтому воспитатель очень важно правильно её организовать, не нарушая детского творчества. Руководство игрой направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных этапах дошкольного детства. 
Этапы формирования сюжетно-ролевых игр:
- на 1 этапе (1,5-3 года) Основным содержанием игры являются действия с предметами. Основные сюжета-бытовые; я возьму 2 и 3 этап так, как работала с детьми младшей (3-4 лет) группы и в данный момент работаю в средней группе (4-5 лет) так.  
на 2 этапе (3-4 года), как и на первом этапе, основное содержание игры – действия с предметом. Эти действия развёртываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки. Основные сюжеты-бытовые. Одна и также игра многократно повторяется;   
   - на 3 этапе (4-6 лет) основное содержание игры по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнёрами по игре. Роли чётко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются в соответствии с ролью.  Дети отражают быт, труд взрослых, яркие общественные явления;
   - на 4 этапе (6-7 лет) основное содержание игры – отражение отношений и взаимодействие взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразна. Игры носят совместный, коллективный характер.  Они строятся или на интересе, или на основе личных симпатий и привязанностей.      Игры одного содержания повторяются, но и развиваются по продолжительности времени. В игре чётко распределяются роли, происходит отбор игрового материала. 
     Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников.
Роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста зависит от возраста детей, и на каждом этапе становления игры присущи свои приёмы руководства: так, как я работаю с детьми средней группы (4-5 лет), то возьму этот возраст детей.
В среднем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизнедеятельности детей. У них появляется стремление не просто играть, а использовать ту или иную роль. Приняв на себя роль, ребёнок ведёт себя в соответствии с правилами, которые она налагает на него. В играх сюжет помогает подчиниться правилам, ребёнок представляет себя в роли и вживается. Воспитатель в качестве партнёра по игре демонстрирует, как правильно распределить роли, выбрать предметы для игр, договориться.
В игре развиваются способности детей тогда, когда между детьми устанавливается атмосфера понимания, дружбы. Дети младшей и средней группы на – 2 и – 3 этапе становятся старше и с возрастом переходят в старшую группу на -4 этап, их становление в игре зависит от возраста: игра остаётся основным видом деятельности у старших дошкольников.
Разнообразие сюжетов, свободный выбор атрибутов, происходит обмен информацией между личностных симпатий и привязанностей. Воспитатель всё реже выступает в качестве партнёра. Он стимулирует и направляет игровую деятельность детей, является активным наблюдателем. Дети проявляют инициативу в подготовке пространства для игры, в выборе атрибутов.
Принципы организации сюжетно-ролевой игры: -
  1. воспитатель должен играть вместе с детьми, но в совместной игре должен занять позицию «играющего партнёра», -
  2.  воспитатель на каждом этапе поясняет игровые действия. Таким образом, дети открывают и усваивают новый способ её построения, -
  3. -воспитатель должен играть на протяжении всего дошкольного детств и на каждом этапе формирует игровое умение, действия ребёнка. Смысл пояснения воспитателя для ребёнка – это партнёр-взрослый или партнёр- сверстник.
Приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников делятся на прямые и косвенные. Воспитатель должен направлять игру, сохранять характер игровой деятельности.
 Косвенное руководство – это совместная деятельность воспитателя и детей на протяжении всего режимного момента в детском саду.
  Прямые приёмы – непосредственное включение педагога в игру: - показ образца игрового действия, - беседы о содержании игры, - помощь в распределении ролей, подборе атрибутов, - совместное участие воспитателя и детей, обучение ролевому поведению.
Заключение: Игра – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры.  Ребёнок живёт в игре. И задача педагогов – стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая руководство, обобщать игровой опыт малышей.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»