Педагогический проект «Образовательные путешествия, как эффективный способ приобщения дошкольников к культурно - историческому наследию» Дулова Ирина Александровна, ГБДОУ детский сад N6 Выборгского района Санкт-Петербурга, воспитатель. Попова Ирина Сергеевна, ГБДОУ детский сад N6 Выборгского района Санкт-Петербурга, воспитатель. Образовательное путешествие – это педагогический метод, прежде всего, путь к новому, неизведанному, тому, что лежит за порогом детского сада и дома. Образовательное путешествие ставит своей целью научить странствовать в безграничном мире культуры: прокладывать в нем свои собственные маршруты; находить ориентиры, способные; читать те культурные послания, которые содержат объекты культурной среды. Основу образовательного путешествия составляет активное, творческое, и во многом самостоятельная деятельность детей, связанная с изучением и исследованием разнообразных объектов реальной городской среды. В процессе этой работы ребёнку представляется возможность использовать те средства и способы, которые ему по силам; на основе собственных исследовательских действий и наблюдений делать предположения, выдвигать гипотезы, открывать заново и впервые уже хорошо знакомые нам взрослые истины. Образовательное путешествие может быть использовано как для единичного изучения и исследования того или иного объекта культуры, так и для системного освоения целостных и многогранных феноменов культуры. В качестве объектов образовательного путешествия могут выступать разнообразные элементы города – памятники и здания, улицы и площади, вывески и витрины, транспортные средства и мосты, магазины и школы, скверы и парки. При выборе предметов исследования в городской среде рекомендуется учитывать, что объекты, составляющие маршрут, должны: быть доступны для осмотра детьми, т.е. находиться на расстоянии, позволяющим их исследовать и рассматривать; давать возможность ребёнку развивать различные каналы восприятия мира: визуальные, тактильные, слуховые, вербальные; обладать информационным потенциалом, т.е. способностью невербальными средствами рассказывать о себе при внимательном осмотре, находиться друг от друга на небольшом расстоянии; обладать привлекательностью, быть безопасным для ребёнка. В ходе путешествия ребёнок менее всего слушает родителя (педагога), обычно он что-то делает сам – рассматривает, изучает, наблюдает, размышляет, обсуждает. Взрослые не могут точно предугадать ответы детей, выставить подробный алгоритм вопросов и ответов. Взрослому необходимо поддерживать желания детей говорить о том, что они видят и переживают. Город Санкт-Петербург — это мегаполис, многонациональный город, всегда считался культурной столицей России. Жители этого красивейшего города должны знать свой родной город, любить его; с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Новый микрорайон города – Осиновая Роща находится в отдалении от исторического центра города. Жители нашего микрорайона, приехавшие из разных регионов России, зачастую не знают историю, архитектуру, культуру Санкт-Петербурга (этого поистине уникального города-памятника). А ведь петербуржцы всегда отличались высоким уровнем культуры, и маленькие жители города должны стать достойными их преемниками. Должны не только любить и беречь свой город, но чувствовать себя частицей нашего удивительного петербургского сообщества. Городская прогулка представляет собой особую форму постижения города, которая позволяет научить ребенка смотреть и видеть, наблюдать и исследовать, сопоставлять и анализировать, самостоятельно делать «открытия», приобретать представление о мире не с чужих слов, а в результате собственного физического, эмоционального и культурного опыта. Как правило, городская прогулка предшествует беседам и рассказам о городе, становясь основным источником краеведческих представлений и основой для личных размышлений детей. Мы хотим поделится с вами педагогическим проектом «Нескучный выходной день». С целью выявления широты кругозора родителей о родном городе, провели анкетирование родителей. В результате было выявлено, что многие знают, но не поддерживают интерес детей к истории родного города. Лишь небольшая часть опрошенных родителей посещают достопримечательности, музеи. Самые посещаемые места детей совместно с родителями – игровые комнаты, торговые центры. Таким образом, знания или осведомленность родителей о родном городе очень бедны, многих не интересует история города, они не посещают выставок, театров, и дети, как следствие, не интересуются городом, достопримечательностями. Но тем не менее родители хотят иметь больше информации. В связи с этим мы предложили родителям провести время со своим ребенком на свежем воздухе. Но не просто погулять, а пройти по предложенному маршруту. (презентация) Тип проекта - информационный, исследовательский, творческий. информационный (дети совместно с родителями и воспитателями собирают информацию из разных источников); творческий (дети рисуют, составляют рассказы,); исследовательский (знакомятся с достопримечательностями города) Цель: Познакомить детей с достопримечательностями города Санкт-Петербург. Формирование у детей бережного отношения к объектам культурного наследия Петербурга. Задачи: закреплять знания о городе, о его историческом прошлом; учить узнавать памятники архитектуры и называть их; расширять словарный запас слов, активизировать лексику детей. Проблемный вопрос: в ходе путешествия дети с родителями отвечают на вопрос: зачем городу нужны достопримечательности? (музеи, дворцы, памятники). Почему город сохраняет их на фоне современных городских зданий? Образовательное путешествие, как правило, состоит из трех взаимосвязанных этапов: подготовка к путешествию, работа на маршруте и подведение итогов путешествия. Первый этап (замысел) - Подготовка к путешествию начинается с определения его темы («Нескучный выходной день») и идеи (проблемы) осмысление которой актуально для современного дошкольника, которое способно «повести» его в путешествие. При этом мы учитывали наличие реальных объектов культуры, исследование которых позволит справиться с задачей. Подобрав объекты исследования, мы составили образовательный маршрут – определили очередность исследования объектов, последовательность предлагаемых для решения задач, сформулировали вопросы и задания, составляющие содержание маршрутного листа. Маршрутный лист – это своеобразный путеводитель, который не только указывает «дорогу», но и содержит вопросы и исследовательские задания, а также подсказывает способы исследования объектов, возможные пути поиска информации. Он, таким образом, представляет собой подробный алгоритм деятельности. В маршрутном листе - указаны: объекты, которые предстоит исследовать; вопросы, которые позволяют сконцентрировать внимание, побудить их тщательно рассматривать и исследовать достопримечательности, анализировать полученную информацию. Путешествие предполагает наличие у детей определенного количества знаний (в соответствии с возрастной группой), к которому они будут обращаться в поисках ответов на вопросы, возникающие во время прохождения маршрута. Второй этап (поиск) —работа на маршруте. В маршрутном листе четко определена последовательность действий родителей и детей. Вопросы и задания маршрутного листа составлены так, что позволят сконцентрировать внимание на определенных объектах, побудят их внимательно рассматривать, исследовать объекты, анализировать полученную информацию. Предварительный этап проводится в группе детского сада в форме образовательного события и направлен на мотивацию детской деятельности и последующую исследовательскую деятельность в городском пространстве. Образовательное событие «Письмо от Чижика – Пыжика». Мотивируем детей на деятельность с помощью письма от Чижика-Пыжика, зачитываем его, узнаем о его желании помочь ему в поиске достопримечательностей города. Третий этап (представление) - заключительная работа. Самым главным пунктом итогового этапа культурно-образовательной практики является изготовление книги «Нескучный выходной день», Книга расскажет о городе Санкт - Петербурге, о его историческом прошлом;поможет пройти по интересным и познавательным маршрутам, научит узнавать памятники архитектуры и называть их. В группе обсуждались и рассматривались маршрутные листы с выполненными заданиями, рисунками. Дети делились впечатлениями, удалось ли найти все объекты. Обсуждалось, что запомнилось больше всего. Вывод: в результате проведенной культурно-образовательной практики все участники получили положительные эмоции. В результате полученной «обратной связи», выяснилось, что многие родители смогли почерпнуть что-то новое для себя из этого путешествия, узнать много нового и интересного. Так же родителями было отмечено, что такая прогулка с детьми – это хорошая возможность провести время с ребёнком в городе с пользой для расширения кругозора. Самым запоминающимся для детей оказалось выполнение заданий из маршрутного листа. И все участники готовы, в дальнейшем, принимать участие в совместной работе. Педагогический проект имеет продолжение… У детей возник вопрос: «А какие города появятся в будущем? А если город назовут моим именем? Чем он будет радовать своих жителей?» Вот такие фантазии - рассуждения придумали ребята… Город Карамелька – назван будет в мою честь, потому что я буду знаменитым ученым – биологом. В этом городе у каждого жителя будет свой дом, которые отличаются цветом и дизайном. Там всегда лето, чистый воздух и витает запах карамельки. Есть одна особенность, если посадить в землю семечко любого растения и полить, то на другой день появляется росток. Жители выводят разные сорта цветов. У них даже есть цветик-семицветик, который исполняет желание один раз в году. (Настя Ч.) Город Луковск - назван будет в мою честь, потому что я буду ученым. А построен этот город на новой планете, где не ступала нога человека. Жители города передвигаются на летающих машинах и на пружинах, которые надеваются на ноги. В этом городе живут ученые. Они занимаются разными исследованиями. В моем городе жители любят добавлять во все блюда – лук. (Лука Б.) Город Эвелиноград - город путешественников, где жители познают новое в окружающем мире. В моем городе самый большой в мире летний сад. Он очень красивый, там много интересных мест, цветов, деревьев, кустарников, скульптур, фонтанов. В самом центре летнего сада стоит основная скульптура «Вечность». Жители города занимаются растениеводством, поэтому в моем городе самый чистый воздух. А назван город будет в мою честь, потому что я буду знаменитым экологом. (Эвелина П.)