Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование синквейна на логопедических занятиях

Артамонова С.Ю.; Сёмка Г.Ю.; Баландеу С.А.
учителя-логопеды ГБДОУ 70
Кировского района Санкт-Петербурга
Технология синквейна позволяет делать занятие более интересным и эмоциональным, вызывает желание принимать активное участие в решении поставленной задачи. Дети с ОВЗ испытывают трудности в применении имеющихся знаний и построении собственного речевого высказывания. Данная технология позволяет помимо расширения пассивного словаря активизировать высказывания ребенка. Составление синквейна является формой свободного творчества, требующего находить в материале существенные элементы, делать выводы и кратко формулировать.
Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:
- подходит для развития у детей грамматических категорий;
- способствует обогащению словаря, способствует переходу слов из пассивного словаря в активный, уточняет содержание понятий;
- помогает логопеду оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала;
- носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.
Чтобы правильно составить синквейн необходимо:
• иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
• владеть обобщением;
• владеть понятиями: слово-предмет, слово-действие, слово-признак;
• научиться правильно понимать и задавать вопросы;
• согласовывать слова в предложении;
• правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
В конце первого года обучения большинство воспитанников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас. Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.
 Технология синквейна облегчает процесс усвоения понятий, учит коротко, и точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса. Способы  работы с  дошкольниками с синквейнами.
1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего).
2. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки.
3. Коррекция и совершенствование готового синквейна. (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).
4. Можно использовать синквейн:
- на занятиях для закрепления изученной лексической темы;
5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование«кто назовет больше нужных слов».
 
 
Давайте рассмотрим конкретные примеры использования синквейна.
«Машина»
Машина.
Легковая, грузовая.
Едет, мчится, везет.
Машина перевозит людей.
Скорость.
 «Война»
Война 
Страшная, опасная.
Взрывают, убивают, голодают.
Война – горе для людей.
          Беда
«Богатырь»
Богатырь
Смелый, отважный.
Сражается, спасает, защищает.
Богатыри живут на Руси.
 Воин.
 «Доброта»
Доброта
Щедрая, искренняя.
Делает лучше, украшает, меняет.
Доброта делает людей лучше.
Любовь.
«Дружба»
Дружба
Взаимная открытая.
Делиться жалеть (сочувствовать) помогать.
С другом везде хорошо!
Товарищ.
«Жизнь»
Жизнь
Интересная, радостная.
Любить, радоваться, умирать.
Жизнь – это здорово!
Время
«Зима»
Зима
Снежная, холодная.
Заморозила, замела, украсила.
Спячка наступила.
Время года
«Злость»
Злость
Страшная, опасная, плохая.
Разрушает, убивает.
Ненависть.
«Книги»
Книги
Интересные, сказочные.
Учат, рассказывают, смешат.
Истории.
 «Любовь»
Любовь
Сильная, большая.
Заботятся, оберегают, обожают.
Мама любит сыночку и дочку.
 Нежность
 « Семья»
Семья
Надежная, дружная.
Заботится, объединяет, оберегает.
Семья – любимые люди.
Ребенок.
«Мама»
Мама
Добрая, нежная.
Любит, заботится, воспитывает.
Самая любимая.
Мамуля
 «Родители»
Родители
Заботливые, ласковые.
Воспитывают, учат, любят.
Родили меня.
Родные.
 « 9 мая»
9 мая
Радостный, счастливый
Победить, праздновать, помнить.
Победа в Великой Отечественной войне.
Праздник
«Осень»
Осень
Красивая, золотая.
Опадает, созревает, льет.
Кормит нас
Время года
 «Сказка»
Сказка
Увлекательная, народная.
Рассказывает, учит, увлекает.
Бабушка рассказывает.
Волшебство
 «Спасибо»
Спасибо
Сердечное, радостное.
Желаем, благодарим, говорим.
Говорим друг другу.
Спаси Бог!
 «Улыбка»
Улыбка
Искренняя, счастливая.
Дарить, узнавать, радоваться.
Радостные события в жизни.
Радость.
По сказке «Медведь и солнце»
Медведь                                        Солнце
Грозный, сердитый.                     Жаркое, ласковое.
Рычит, бродит, ворчит.                Светит, топит, гонит.
Медведь ругает солнце.               Солнце лед топит.
Зверь.                                             Тепло.
По сказке «Морозко»
Мачеха                                           Морозко
Злая, сердитая.                             Опасный, добрый.
Ругает, кричит, бьет.                    Морозит, губит, жалеет
Мачеха прогоняет падчерицу.   Морозко жалеет падчерицу.
Чужая.                                            Стужа.
 «Русский язык»
   Русский язык
   Богатый, интересный.
   Учит, объясняет, развивает.
   Не все его знают.
   Родина.
«Слово»
Слово.
Важное, сильное.
Говорит, обозначает, прячет.
Часть предложения.
Речь.
«Слог»
Слог.
Открытый, закрытый.
Делим, произносим, считаем.
Часть слова.
Часть.
«Предложение»
Предложение.
Короткое, длинное.
Придумываем, говорим, читаем.
Законченная мысль.
Часть рассказа.
«Звук»
Звук
Гласный, согласный.
Поем, произносим, слышим.
Кусочек слова.
Шум. 
Литература:
1. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников/ Н.Д. Душка// Журнал «Логопед» -2005г. №5-с.85-с.91
2. Терентьева Н.П. Синквейн по «Котловану»/ Н.П. Терентьева//Журнал «Первое сентября»-2006г. №4-с.38-с.39
3. Шкирта Н.В. «Сборник синквейнов по русскому языку» nsportal.ru

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»