Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА. (Из опыта работы). Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. На современном этапе развития дошкольного образования, в соответствии с ФГОС, такая форма работы, как занятие, теряет свою актуальность. Возрастает роль игры. Играя, ребёнок овладевает определёнными качествами личности. Он становится эмоционально отзывчивым, любознательным и активным, решает интеллектуальные и личностные задачи, овладевает универсальными предпосылками учебной деятельности. Моя работа направлена на развитие познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико – математические игры. Для реализации задач определила формы и методы работы с детьми: разработала систему работы с детьми с использованием логико – математических игр; создала соответствующую развивающую среду («Игротека», центр «Математики и конструирования», где расположены развивающие, дидактические игры); разработала перспективное планирование по использованию логико – математических игр; систематизировала работу путем активизации игр и игровых приёмов, вызывающих интерес детей к непосредственно-образовательной деятельности; спланировала непосредственно – образовательную деятельность с учётом интеграции; составила картотеку логико-математических игр; оформила буклеты с рекомендациями для родителей; провела анкетирование с родителями по использованию развивающих и дидактических игр в развитии детей. В своей работе опиралась на принципы организации игр: отсутствие принуждения; поддержка игровой атмосферы, реальные чувства детей; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности, развитие игровой динамики, переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным; доступность; динамичность. При этом учитывала: дифференцированный подход; особенности возраста детей; участие родителей в работе по развитию познавательной активности логического мышления дошкольников (конкурсы, развлечения, занятия, праздники); индивидуальные интересы детей. Работу по использованию логико – математических игр, как образовательного средства, проводила в несколько этапов. На первом этапе формировала у детей игровые умения, учила правилам игры, способам взаимодействия (логические упражнения, шуточные задачи математического содержания). На втором этапе работы добивалась, чтобы полученные знания и умения дети могли самостоятельно использовать для решения проблемно – игровых задач. Я предлагала детям логические игры, задачи и упражнения, с помощью которых уточняла и закрепляла представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Это такие игры, как «Скажи наоборот», «Назови числа больше этого», «Найди ошибки». В игре «Найди и назови» закрепляли умения быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета. А вот игра «Да или нет?» давала возможность выполнить много разнообразных заданий. Я задавала детям вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». В игре использовала вопросы – ловушки. Эта игра эффективно развивает у детей умение внимательно выслушивать вопрос, развивает сообразительность, логику мышления, а также умения точно выполнять игровые правила. Заметила, что из многообразия математических игр, доступными и интересными являются: Задачи – шутки. Занимательные вопросы. Логические концовки. Логические игры и упражнения; Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений; Использование схем, планов, алгоритмов. Загадки. Игры – головоломки, задачи на смекалку. Ребусы. В результате у детей совершенствовались не только математические умения и навыки, сформировалось образное мышления, умение воспринимать, но и речь, обогатился словарь. Следующие игры, которые мной использовались – это игры «Как изменилась фигура?», «Составь фигуру», «Выбери необходимое». Они построены на аналоговой зависимости между парами или группами объектов – геометрических фигур. Очень часто использовала в логико – математических играх счётные палочки. Головоломки с палочками относятся к нестандартному математическому материалу. В результате их решения, дети, приобретают способность подходить к каждой нестандартной задаче творчески. Сначала просила выложить узор по образцу, по памяти, затем задание усложняла, предлагала переложить у фигуры палочки, так чтобы получилась другая фигура. Усложняла содержание игровых упражнений со счётными палочками. Сначала дети строили простые фигуры (например, построить треугольник со стороной в две палочки), затем давала задачи на построение сложных фигур (составленных из нескольких простых, имеющих или общую вершину, или общую сторону). В своей работе широко использовала: Игры с палочками Кюизенера: «Сложи узор», «Коврик». Дети стали моделировать числа, отношения. Палочки вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действий с материалом, путей решения мыслительных задач. Очень хорошо на палочках закрепляется состав чисел. В играх «Разноцветные вагончики», «На золотом крыльце сидели…» и др., ребята знакомятся с отношением эквивалентности, элементами комбинаторики, устанавливают соответствие между цветом, длиной и числом. Сами того не замечая, дети выполняют различные арифметические действия. Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает», «Что пропущено». Игры с блоками Дьенеша: «Помоги муравьишкам», «Страна муравия», «Построй дорожку» и др. В играх с логическими блоками Дьенеша объяснила новые правила игры с помощью моделей и схем, которые дети исследуют, изучают, а затем решают логические задачи. При этом они используют приемы замещения, кодирования, моделирование, схематизацию. В подгруппах и в индивидуальной игре применяла такие игры: «Кто где живет?», «Цветник», «Магазин», «Рассели жильцов», «Рассади цветы на клумбы» (2 - 3 обруча, наборы блоков, кодовые карточки, в том числе, и с отрицанием кода. Есть два множества предметов, каждое множество объединено одним свойством: цвет, размер, толщина, форма. Необходимо выбрать предметы, имеющие свойства обеих множеств. Игры – головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Листик» и др. В этих играх, развивала пространственное представление, конструктивное мышление, комбинаторные способности, постепенно усложняя составляемый предмет. С теми детьми, которые не усвоили правила игр, давала возможность рассмотреть образцы, выбрать тот, который понравился больше всего или составить что-то своё. Словесно – логические игры и упражнения: «Что объединяет?» Упражнения: «Чего не хватает». Планы – схемы движения: «Поросята и серый волк» и другие подобные лабиринты. Игры с Блоками: «Построй дорожку», «Необычные фигуры». Упражнения на сравнение двух групп фигур, «Четвёртый лишний», «Нелепицы». Игры – «Цвет и форма», «Игровой квадрат», «Сложи узор», «Дроби», «Чудо – цветик» (игры на составление целого из частей). Также в работе с детьми, использовала большое количество коллективных игр, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Это такие игры, как «Домино», «Угадай-ка», «Необычные фигуры». Чтобы дети могли беспрепятственно играть, с этой целью, работала по обогащению предметно – развивающей среды в группе. Расширила и пополнила уголок занимательной математики. Оформила центр «Математики и конструирования». Организовала его в доступном месте для детей, тем самым обеспечив свободный доступ к находящимся там материалам, и дополняла его по возрасту и по уровням сложности. Детям была предоставлена возможность в свободное время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми. Это игры: - на освоение умений преобразования (трансфигурация и трансформация): «Игровой квадрат», игры головоломки с использованием счетных палочек. - на овладение действиями моделирования на плоскости и в объёме, воссоздание целого из частей: «Чудо – соты», «Мозаика», «Головоломка Пифагора», «Сфинкс», «Колумбово яйцо», «Крестики», «Соты», «Монгольская игра», «Соты Кайе», «Геоконт». - на познание зависимости и отношений: «Логические цепочки», «игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша, цветными полочками Кюизенера. - игры для развития логического мышления; - головоломки; - лабиринты; - игры на составление целого из частей; - игры на передвижение; - игровые панно; - шашки, шахматы. Все они интересны, занимательны. Для стимулирования творческой деятельности использовала магнитные доски, счетные палочки, альбомы для зарисовки придуманных детьми задач, составленных фигур. В течение года по мере усвоения игр детьми, я или разнообразила их виды, или вводила более сложные игры с новыми конструктивными решениями. Всё чаще во время игр с детьми роль «ведущего» старалась передать ребенку, а сама принимала роль «игрока». Это способствовало решению одной из задач, поставленных мною: развивать умения свободно общаться со взрослыми по поводу игр, обращаться с вопросами и предложениями, в том числе и по поводу игр, упражнений, ситуаций, а также развитию у детей толерантности. Особое внимание уделяла тем детям, которые по результатам диагностики показали низкий уровень знаний, с ними проводила индивидуальную работу с подбором логико – математических игр определенного содержания. Во время игр обращала внимание ребёнка на его успехи, если даже они были незначительными. У одного отмечала быстроту решения задания, у другого старательность. Тем самым, помогая ребёнку поверить в свои силы. Поддерживала интерес к играм с помощью загадок, стихотворений, сказок, скороговорок. После чтения небольшого яркого, образного текста дети выкладывали силуэты животных и разнообразные предметы. Например: «Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса, а зовут её…(лиса). Сначала дети испытывали трудности в составлении плоскостных фигур. Но потом научились выкладывать части игры, создавая целую картину игры по замыслу. Знакомила детей с новыми логико – математическими играми: «Собирай-ка», с лабиринтами для разгадывания которых, требовалось решить практическую задачу, когда дети находили правильное решение, постепенно усложняла задание. Этим самым развивала у детей: настойчивость, умение сосредоточиться, выполнять мыслительные операции, стремление достичь цели. Лабиринты помогали в решении пространственных отношений, в ориентировке по плану. Для лучшего усвоения полученных математических умений проводила интеграцию образовательного процесса. В ходе поиска способов преобразования геометрических фигур, творческий подход к реализации идеи осваивали в деятельности по аппликации «Построй домик», «Летим на луну», «Плывет, плывет кораблик». В конструировании, использовала схемы и модели разной степени сложности. Так дети с помощью схем оригами изготавливали животных, транспорт, дома, ракеты. Из строительного материала по схемам создавали различные постройки, объединяя их в одну большую. Использовали постройки для конструктивных и творческих игр. Полюбился детям ещё один вид занимательного математического материала – это математическая сказка. Народные и авторские сказки, которые дети от многократного чтения знают уже наизусть - это бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. Например: сказка «Теремок» - помогла запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т. д.), но и основы арифметики. Дети легко усвоили, как увеличивается количество на единичку. Прискакал зайка, и стало их трое. Прибежала лисица, и стало их четверо и т. д.Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике, и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. С целью развития логики, в прогулку включала исследовательскую деятельность и логико – математические игры, при выполнении которых надо было поразмыслить, обследовать. Это такие игры, как «Оглянись вокруг» - дети соединяют в разные группы предметы, находящиеся на участке, одинаковое, похожее, то, что отличает одну группу предметов от других. «Кладоискатели» - в этой игре дети пользуются планом местности для того, чтобы найти заранее спрятанный «клад» воспитателем. В игре «Построим крепость» дети развивают творческие, конструктивные способности. Для развития интеллектуальных способностей (она учит классифицировать и обобщать) дети играли в такую игру как «Я знаю пять …». Ежедневно планировала «Математические минутки». Это развивающие задания, например: «Чего в группе больше - столов или кукол?», «Что находится от тебя справа?», «Разложи по порядку», различные математические турниры, математические паузы, индивидуальная работа. Воспитанию интереса к логико – математическим играм способствовало осознание детьми своих успехов, навыков и умений. Ребёнок, который составил интересный силуэт, решил задачу - стремится к новым достижениям, к новым открытиям и исследованиям. Руководство самостоятельной математической деятельностью направляла на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм. Всю работу организовывала с учетом индивидуальных особенностей детей. Мое руководство было направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества. Устраивала разнообразные соревнования, конкурсы на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру – силуэт. Активное участие в пополнении уголка занимательной математики принимали родители группы: они оказали помощь в изготовлении таких игр: лабиринты, головоломки, настольно – печатные. Была проделана большая работа с родителями: Анкетирование родителей. Определение позиции родителей о необходимости внедрения инновационной технологии; Консультации для родителей: «Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математического представления у детей дошкольного возраста», «Как работать с палочками Кюизенера?» и др.; Папки – передвижки «Давайте поиграем», В папку для родителей помещала информацию: о значении занимательного материала для развития детей; роль занимательного материала в подготовке детей к школе; руководство играми занимательного характера. Тем самым формировалось творчество родителей, изобретательность, активность в создании условий для полноценного познавательного и личностного развития детей. Изучение практики и результатов диагностики по теме: «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико - математических игр» подтвердило эффективность проведенной работы, а именно: активизируются освоенные математические знания и умения посредством игры лучше усваивается программный материал правильно выполняются сложные задачи формируются личностные качеств ребенка развиваются умственные способности детей появляется стремление получить лучший результат в игре дети больше добывают самостоятельно знания и применяют их в деятельности. Таким образом, педагогические возможности логических игр очень велики. Логико – математические игры способствуют развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»