СЕМЕЙНЫЕ ПРОЕКТЫ – СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОУ. Суворова Наталья Сергеевна, воспитатель ГБДОУ №29 Колпинского района г.Санкт-Петербурга. Взаимодействие с семьей – одна из сложных проблем современного образования. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В ее основе лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Сегодня актуальным является включение семьи в жизнь ребёнка в детском саду. Один из аспектов этого вопроса — поиск действенных путей сотрудничества, необходимых как педагогам, так и родителям. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает взаимодействие родителей и воспитателей как совместную деятельность педагогов и родителей с детьми в процессе проведения акций, тематических вечеров, фестивалей, праздников, экскурсий, проектной деятельности. Важно отметить, что и педагоги и родители стали осознавать, что сотрудничество между ними положительно сказывается на интересах ребенка. В связи с этим сегодня деятельность дошкольного учреждения направлена на поиск и обновление форм взаимодействия с семьями воспитанников. Почему сегодня это актуально? За последние несколько лет поменялись дети, поменялись родители. Современные родители более информированы, легче вступают в процесс коммуникации, заинтересованы в разностороннем развитии своих детей, но в то же время им требуется поддержка педагогов. Задача детского сада по ФГОС «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Задачи взаимодействия с родителями: работать в тесном контакте с семьями воспитанников, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей. Поэтому педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей. Одной из эффективных форм взаимодействия педагогов и родителей, по вовлечению их в образовательный процесс, является проектная деятельность. Проектная деятельность — это совместная деятельность детей, педагогов и родителей, направленная на полноценное и гармоничное развитие детей.(Маркелова С. Ю. Детско-родительские проекты как форма вовлечения в образовательный процесс семей воспитанников ДОУ // Молодой ученый. — 2021. — № 11). Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Родители часто не подозревают какими познаниями обладают их дети, сомневаются в их способностях. При этом, детям необходимо чтобы близкие люди сотрудничали с педагогами, проявляли инициативу, вносили посильный вклад в общее дело. Ведь тесный контакт родителей и педагогов помогает ребенку чувствовать себя более защищенным, уверенным в своих силах, придает желание участвовать во всех играх и занятиях в детском саду. А какую гордость испытывает ребенок за своих родных, которые многое знают, многое умеют! И многие родители, в ходе работы над семейными проектами, отмечают, что отношения в семье стали более близкими, открытыми, эмоциональными. Ведь в ходе работы над проектом ребенок советуется с родителями, они вместе ищут информацию в литературе, интернете, подбирают нужные фотографии, картинки. Совместное времяпрепровождение позволяет ребенку не оставаться в одиночестве, оторваться от компьютерных игр, развивает воображение, творческие способности, желание учиться чему-то новому. Цель метода семейных проектов - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. Родителям это необходимо для того, чтобы научиться понимать ребенка, воспитателям - чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Все мы только выигрываем от того, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, учатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом. Важным условием для работы в проекте является помощь со стороны родителей, включённость родителей в работу. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в силу своих возрастных особенностей дети далеко не сразу обнаруживают способность быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения того или иного проекта. Во-вторых, объединение в совместном творческом процессе не только детей и педагога, но также и родителей особенно важно в ситуации дефицита внутрисемейного общения. Широко распространенного в наше время. Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности ребенка – сотрудничество, содействие, партнерство. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он развивает творческое мышление и воображение, даёт ребёнку возможность экспериментировать, развивает творческие способности и коммуникативные навыки. Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнить недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления. При выборе темы проекта всегда следует ориентироваться на интересы детей, принимать во внимание какие вопросы он чаще всего задает, что в данный момент его интересует или тревожит, кажется непонятным. Внимательные родители стараются в доступной форме объяснить те или иные явления, события и это, безусловно, правильно. Но, что если позволить ребенку самостоятельно поискать ответы на вопросы: "А что я об этом знаю? А что я хочу узнать? Как можно получить ответы?" Такой метод позволяет ребенку экспериментировать, объединять полученные знания, развивает мышление, воображение, избавляет от страхов. Например, многие дети боятся грозы и если помочь ребенку найти информацию, подготовить презентацию, в которой объяснить происхождение грома, молнии, правила поведения во время грозы, то это природное явление станет понятным и, возможно, не страшным. А если использовать эту слайдовую презентацию в детском саду, да еще предложить ребенку помочь при демонстрации слайдов, то в результат работы окажется более значимым. Этапы проекта: Выбрать актуальную посильную для детей задачу на определённое время. Разработать план деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, в каких источниках искать, какой инструмент необходим и как его использовать. Выполнение проекта: практическая деятельность. Презентация проекта. Подведение итогов. Семейный проект – это замечательная возможность для родителей показать ребёнку свой интерес к его занятиям, приобщится к миру его увлечений, повысить свой родительский авторитет. Задачи использования данной педагогической технологии: обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков .Классификация проектов (по Е. С. Полат): По предметно-содержательной области: - монопрект в рамках одной области знаний; - межпредметный проект на стыке различных областей. По характеру контактов: среди воспитанников одной возрастной группы, дошкольного учреждения, города. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый. По продолжительности: краткосрочные – одно или несколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные. По характеру доминирующей в проекте деятельности: - поисковый (поисковая проектная деятельность); - игровой (игровая деятельность); - практико-ориентированный; - исследовательский (исследовательская проектная деятельность); - творческий (творческая проектная деятельность). Выбор вида проекта определяется конкретными целями и задачами педагогической деятельности. В практике современных дошкольных организаций чаще всего используются смешанные типы проектов: - исследовательско - творческие, в которых дети экспериментируют, оформляя результаты деятельности в виде газет, дизайна;- творческо-игровые с элементами творческих игр, когда дети входят в образы персонажей сказки и решают поставленные проблемы; - информационно - практико-ориентированные, в которых дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, витражи); - творческие с прикладными целями (оформление детьми результата в виде праздника). Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом. Детско – родительские педагогические проекты будут способствовать установлению партнерских взаимоотношений с семьей ребенка, помогут в решении актуальных проблем воспитания и обучения детей в содружестве родителей и педагогов. Изменится отношение родителей, как к педагогу, так и к дошкольной образовательной организации в целом, что в свою очередь обеспечит качественные результаты педагогической деятельности. Практика дошкольного образования сегодня обновляется в соответствии с требованиями общества, для которого важнейшим показателем качества деятельности педагогов детского сада становится успешная социализация воспитанника. Важнейшим условием обновления практики дошкольного образования является освоение педагогами проектного метода, как средства обеспечения нового качества образовательной работы с детьми в ДОУ. Ценным является и тот факт, что проектная деятельность создает условия для включения в образовательную работу с детьми их родителей, что наилучшим образом влияет на результаты воспитательной работы. Таким образом, проектная деятельность – это оптимальный, инновационный и перспективный метод. Опираясь на личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании, проектная деятельность в конечном итоге должна способствовать личностному развитию ребенка. Использование метода семейных проектов позволяет детям учиться ставить перед собой задачу, использовать различные способы ее решения, приобщать родителей к миру своих увлечений, что способствует личностному развитию ребенка и раскрытию его индивидуальности. Литература: 1.Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. - М.: Мозаика-Синтез.- 2016. 2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М. : центр педагогического образования, 2013. – 144 с. 3. Доронова Т.Н., Е.В. Соловьева, С.И. Жичкина, С.И. Мусиенко. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – 224 с. 4. Маркелова С. Ю. Детско-родительские проекты как форма вовлечения в образовательный процесс семей воспитанников ДОУ // Молодой ученый. — 2021. — № 11.