Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Психолого-педагогические техники предупреждения отклонений в поведении дошкольников

Детское непослушание

Михайлова Роза Михайловна
воспитатель ГБДОУ детский сад № 67
компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Взрослые очень часто приписывают маленьким детям непослушание и эгоизм в тех  ситуациях, где они не виноваты, поскольку в силу своих возрастных  особенностей просто не могут следовать предъявляемым к ним требованиям. И начинается великая   с недисциплинированностью ребенка, без всякой попытки понять, что за этим стоит. Иначе говоря, мы, родители (субъективное восприятие ребенком той или иной ситуации и отношение к ней). Так,  все-таки, почему маленькие дети бывают такими непослушными? Почему их так трудно приучить к порядку, дисциплине, организованности?
Давайте лучше рассмотрим конкретный пример и технику воспитания, позволяющую моделировать приемлемое поведение  ребенка
Типичная ситуация
Вы просите своего ребенка пяти лет убрать со стола коробку с пластилином, так как вам пора подавать ужин. И что вы видите? Он (она)
Продолжает заниматься своими делами. Вы повторяете свою просьбу, ребенок говорит «да» или «сейчас» и продолжает увлеченно лепить медвежонка. Почему он игнорирует вас, не обращает на вашу просьбу внимания?
Этому поступку есть одно очень хорошее объяснение. Ваш ребенок достиг того возраста, когда он начинает принимать свои собственные решения и выражать свое мнение. В возрасте 4-5 лет он уже полностью осознает свою личность. Это нормально, что он начинает оказывать противодействие вашему авторитету. Ребенок не капризничает, не желая поддаваться вашей просьбе, он просто выбирает другую тактику. Может, он просто будет делать вид, что вас не слышит или затягивать с ответом как можно дольше. Не принимайте все слишком близко к сердцу: манипулирование родителями – излюбленная тактика детей детсадовского возраста, направленная  на получение желаемого. Задача родителей – заставить ребенка (не ограничивая при этом свободу проявления индивидуальности!) сотрудничать с взрослыми.
Для решения этой задачи  существует несколько путей.
Путь №1.
Ставьте перед ребенком только четкие и выполнимые цели. Если вы говорите: «Убери со стола», эта цель очень общая, и ребенок может, например, убрать не все предметы, а лишь немного уменьшить беспорядок. Если же вы просите его: «Убери постель, а игрушки сложи в шкаф», тут уже не возникает вопросов, что нужно сделать.
Путь№2.
Упрощайте свои просьбы. Ребенок может игнорировать вас, потому что он просто не понимает, что вы от него хотите. Не просите его помочь убрать в доме. Лучше скажите: «Помоги мне полить цветы и пропылесосить ковер в зале. Я покажу тебе, как это сделать». Ваши просьбы не должны содержать больше 2 (максимум 3) шагов. Например: «Сходи в спальню, принеси мне книгу».
 
Путь №3.
Поощряйте ребенка. Дело быстро пойдет на лад, если после выполнения вашей просьбы ребенок получит поощрение. Оно может носить материальный характер – совместный поход в кино или парк. Дети в этом возрасте хорошо воспринимают подобного рода  стимулы, написанные на бумаге и наклеенные на что-нибудь. Например, «когда Саша уберет свои раскраски в шкаф, мы пойдем в кафе есть пирожные». Не употребляйте вместо местоимения «когда» местоимение «если». Иначе ваша
Просьба будет выглядеть как приказ. Все мы любим командовать, всегда есть искушение сказать: «Надо делать так-то и так-то, потому что я так решил(а)». Когда у вас возникает желание так сделать, вспоминайте, что ваша задача приучить ребенка выполнять просьбы родителей не из страха, а по собственному желанию. Дети любят,  когда их хвалят,  поэтому поощрения и похвалы помогут вам быстрее достичь желаемого результата.
Путь№4.
Устанавливайте четкие последствия (в том числе и наказания) в случае непослушания. Необходимо иметь определенные правила, за что вы должны хвалить и поощрять ребенка и за что наказывать. Родители должны объявить, каковы будут последствия, и следовать им. Причем дисциплинировать ребенка следует  без применения силы. В случае проступка попробуйте не дать ребенку десерт или оставить сидеть одного на стуле (тайм-аут). Для большинства детей, кстати, вполне достаточно устного неодобрения их поведения взрослым человеком. По крайней мере, это касается детей дошкольного возраста.
 
Путь№5.
Проявляйте настойчивость. Если вы хотите, чтобы ребенок начал самостоятельно собираться на прогулку, поощряйте малейшие его действия в этом направлении. Сложите вещи на невысокий столик, чтобы он не тянулся к высокой вешалке, поставьте рядом стул и обувь. Стоит,  конечно, учитывать, что если вы не учили ребенка завязывать шнурки, то вряд ли он самостоятельно справится с этой задачей.
Путь№6.
Уважайте ребенка. Представьте себя в такой ситуации: вы смотрите любимый сериал, вдруг к вам подбегает кто-то и начинает что-то срочно требовать. Как вы будете себя ощущать? Именно так чувствует себя и ваш ребенок, когда вы прерываете  его во время игры и что-то требуете. Найдите время и заранее предупредите малыша о том, что ему пора спать, что через 10 минут на столе будет обед. Вы дадите возможность приготовиться и спокойно завершить свою игру. Если ребенок продолжает не слушаться, то не стоит повторять свою просьбу десять раз. Возьмите его за руку и ведите на кухню, где всех ждет обед. Не надо ни кричать, ни повышать голос, ни применять силу. Достаточно лишь  спокойно все сделать вместе с ребенком - поверьте, это очень эффективно.
Отдельная тема разговора – воспитание с помощью «ежовых рукавиц».
Многие взрослые считают, что дети плохо ведут себя, не слушаются из-за избалованности и вседозволенности. А значит, послушания и дисциплины нужно добиваться строгостью и требовательностью. Но излишняя строгость и принуждение, даже если и имеют своим результатом послушание детей, вредны  для развития их личности, по крайней мере, в двух отношениях.
Во-первых,  они подавляют  активность ребенка, превращая его в автоматического исполнителя чужой воли. Грустно видеть маленького ребенка, который постоянно напряжен в ожидании наказания.
Во-вторых, такое послушание является вынужденным, навязанным, ив других условиях, без контроля взрослого, может  превратиться в свою противоположность – обернуться импульсивностью и расторможенностью.
Дело в том, что приказами , наказаниями и страхом можно добиться подчинения, но нельзя научить ребенка управлять собой и своим поведением.
Произвольность  поведения – важнейшее качество личности. Только оно может обеспечить целенаправленность, организованность поведения. Но прежде чем говорить о формировании произвольного  поведения, следует разобраться, что лежит  в основе овладения своим поведением.
Основной чертой произвольного поведения является осознанность. Произвольное действие отличается от  непроизвольного тем, что человек        управляет им сознательно, по своей воле, знает, что, как и зачем он делает.
Если рассмотреть под этой точкой зрения поведение дошкольников, станет очевидным, что очень часто они действуют неосознанно, непроизвольно. Если спросить такого ребенка, что он делал всего полчаса назад, он может пожать плечами и сказать: «Не помню», в лучшем случае скажет: «Играл». Он действительно не знает, не замечает, что он делает. Он находится как бы внутри  предметной ситуации, полностью в нее погружен, а это делает невозможным взгляд на себя со стороны, осознание собственных действий.
Чтобы взглянуть на ситуацию со стороны, нужно иметь какую-то «точку опоры» за пределами данной ситуации. Эта точка опоры должна осознаваться ребенком, не сливаясь с его конкретными сиюминутными действиями. И лишь,  когда ребенок сможет с этой позиции посмотреть на свои действия и отнестись к ним с точки зрения задуманной цели или данного обещания, можно говорить об осознании  собственных действий. А осознание уже делает возможным управление и овладение ими, то есть произвольное поведение.
Осознание собственных действий и преодоление непосредственного, ситуативного поведения и составляют основу овладения собой в дошкольном возрасте.
Что может сделать взрослый, чтобы помочь ребенку осознать свои действия и овладеть своим поведением? В психологии принято положение, что основным средством формирования сознания и произвольности является речь. Именно благодаря речи ребенок становится способным посмотреть на себя как бы со стороны, рассматривать себя и свои действия как некоторый объект, который можно изменить, преобразовать. Только речевое общение, включенное в деятельность ребенка и соответствующее его интересам, может дать ему определенную «точку опоры» для управления своим поведением.
Первым шагом на этом пути может стать совместная с взрослым игра. Она может быть совсем несложной. Например, соревнование – кто быстрее справится с работой: мама приготовит обед или ребенок уберет в комнате свои игрушки? Важно, чтобы уборка имела смысл и для малыша, а не только для взрослого, чтобы он делал это не по приказу, а по собственному желанию.
Главное, в процессе игровой терапии подробно повторять ребенку, чего мы, взрослые от него ожидаем, какое поведение считается хорошим, а какое - нет.
 
 
 
                                               
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»