Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Развитие самостоятельности у детей в возрасте 4–7 лет Членова Ольга Владимировна воспитатель ГБДОУ № 102 Калининского района Санкт-Петербурга В настоящее время от родителей часто можно услышать о том, что их ребенок не самостоятельный. И действительно, мы выбираем своему чаду одежду, еду, развлечения и довольно редко спрашиваем его мнение. Недавно я была на приеме у психолога как раз с этой же проблемой и меня ее вопрос обескуражил. "А что вы делаете для самостоятельности ребенка? Вы даже как собачек из выгуливаете на площадке. Вспомните, мы же в детстве так не гуляли!" и действительно, наши родители никогда не говорили, что мы не самостоятельны. А ведь самостоятельность является важным аспектом развития ребенка и человека в целом, особенно в возрасте от 4 до 7 лет, когда дети находятся на раннем этапе своего познавательного и социального развития. И воспитатели детских садов имеют огромный опыт работы с детьми этого возраста могут сыграть важную роль в поддержке развития самостоятельности у детей. Самостоятельность у детей – это способность выполнять определенные задачи и функции без помощи взрослых. Это включает умение делать выбор, принимать решения, решать проблемы, выполнять повседневные задачи, такие как одевание, мытье рук, приготовление пищи, и т.д. Развитие самостоятельности у детей важно, так как оно способствует формированию их личности, развитию социальных навыков и повышению самооценки. Возраст от 4 до 7 лет является критическим периодом для развития самостоятельности у детей. В этот период дети активно учатся и осваивают множество навыков, которые помогут им стать успешными взрослыми. Развитие самостоятельности у детей в этом возрасте имеет следующие важные аспекты: • Развитие навыков принятия решений: Самостоятельность требует от детей принимать решения, даже если это маленькие повседневные выборы, такие как выбор одежды, игрушек или еды. Развитие навыков принятия решений в раннем возрасте помогает детям развивать критическое мышление, аналитические и оценочные навыки, что становится основой для более сложных решений в будущем. • Развитие социальных навыков: Самостоятельность также связана с развитием социальных навыков, таких как взаимодействие с другими людьми, умение сотрудничать с другими, а также уважать права и мнения других. Эти социальные навыки являются важной основой для успешного функционирования в обществе и будут полезными в будущей жизни ребенка. Это может включать организацию совместных деятельностей, таких как игры в команде, где дети учатся договариваться и сотрудничать. • Создание благоприятной среды: Воспитатель может создать среду, которая будет способствовать развитию самостоятельности у детей. Это может включать организацию разнообразных игровых и творческих занятий, где дети могут свободно выбирать и принимать решения, а также иметь возможность делать ошибки и извлекать из них уроки. Так же можно при использовании дидактических игр решать данную задачу. • Поощрение и поддержка: Воспитатель может поощрять и поддерживать детей в их стремлении к самостоятельности. Это может включать поощрение решений и действий, а также поддержку детей в решении проблем и умении справляться с трудностями. Важно помнить, что дети могут испытывать страхи и неуверенность в процессе развития самостоятельности, поэтому роль воспитателя в поддержке их уверенности и мотивации неоценима. Также важным аспектом в жизни и состоятельности ребёнка являются родители. Они являются наиболее важными для ребёнка «проводниками» во взрослую жизнь. Но к сожалению сейчас большинство родителей не дают право выбора ребенку, решая за него абсолютно все, оправдывая свою гиперзаботу тем, что они лучше знают или самому проще решить , чем договориться с ребенком. Я также хочу привести несколько рекомендаций и советов, которые могут помочь родителям найти лучший подход к ребёнку: • Слушайте советы воспитателей и помогайте им в понимании ребёнка:Каждый человек индивидуален и, конечно же, характер и некоторые повадки человека формируются ещё в совершенно юном возрасте. Поэтому воспитателю чаще всего очень сложно сразу найти подход ко всем детям или выявить их слабые и сильные стороны. Родители в данном случае очень помогают воспитателю найти более быстрый подход к каждому. •Помогайте ребёнку понять этот мир:Ребёнку 4–7 лет свойственно задавать огромное количество вопросов на тему всего что его окружает. Не нужно «гасить» любопытство у ребёнка фразами:” Вырастешь-поймёшь”. Это может отбить интерес у ребёнка в будущем и не приведёт ни к чему хорошему. Лучшим решением будет не подавлять интерес ребёнка, чтобы он вырос с широким кругозором и в будущем имел представление о том, как устроен наш мир. • Поощряйте интерес ребёнка в той или иной сфере: конечно же ребёнок почти всегда находится в движении и нужно уметь правильно реагировать на его поведение и на его проявление творчества. Например, если ребёнок захотел попробовать себя в музыкальном направлении и видно, что ему интересно играть на гитаре, то сходите с ним на пробное занятие, чтобы он в будущем знал, что родители готовы поддержать его в любых начинаниях. • Не берите за ребенка все дела: Иногда родители могут чувствовать соблазн выполнить задачу за ребенка, чтобы сэкономить время или из-за беспокойства о качестве выполнения. Однако, чтобы развивать самостоятельность, важно давать ребенку возможность самому справляться с задачами, даже если это занимает больше времени или результат не совершенен. •Предоставляйте возможности для самостоятельных действий: Дайте вашему ребенку возможность самостоятельно выполнять определенные задачи, такие как одевание, чистка зубов, приготовление простых закусок и др. Постепенно увеличивайте сложность задач, давая ребенку возможность справляться с новыми задачами, которые будут его развивать. Я, как воспитатель решила, что нужно помочь детям развивать самостоятельность, я решила внедрить ряд стратегий и приемов: Я разработала специальные игры и упражнения, чтобы научить детей одеваться сами, застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Мы проводили групповые занятия, где дети могли попрактиковаться и помогать друг другу. Поощрение самостоятельности и похвала за достижения: Я поощряла их усилия в проявлении самостоятельности и давал положительную обратную связь, когда они справлялись с задачами самостоятельно. Это мотивировало детей продолжать развивать свою самостоятельность. Поддержка самостоятельности в играх и активностях: Я помогала детям выстроить те или иные игры так, как они сами хотят. Они регулировали сюжет и в команде решали как они будут действовать. Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста является важным этапом их развития, который воспитатели детского сада могут эффективно поддерживать. Опираясь на принципы индивидуального подхода, постепенного увеличения ответственности, развития навыков принятия решений и поощрения самостоятельности в повседневной жизни, воспитатели могут создать благоприятную среду для развития самостоятельности у детей. Важно помнить, что развитие самостоятельности у детей — это процесс, требующий терпения, поддержки и поощрения. Дети могут совершать ошибки, и это нормальная часть процесса обучения. Воспитатели могут быть терпимыми к ошибкам детей и использовать их как возможность для обучения и роста. Помните, что развитие самостоятельности у детей является важным аспектом их развития, и воспитатели детского сада играют важную роль в поддержке этого процесса. Применение принципов индивидуального подхода, развития навыков принятия решений и поощрения самостоятельности в повседневной жизни способствует развитию самостоятельных, уверенных и успешных детей, которые в будущем смогут прекрасно общаться со сверстниками и вести правильный образ жизни. Самостоятельность не дается человеку от рождения, она формируется по мере взросления детей и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Родителям и педагогам необходимо учитывать это, уважать детскую независимость, поддерживать стремления, поощрять и тактично направлять его самостоятельные действия. Если ребенка все время держать на руках, он не научится ходить. Если постоянно решать за него вопросы, он не сможет разобраться в них сам. Это не означает, что дитя нужно лишать своей помощи, но, кроме поддержки родителей, оно должно рассчитывать на свои силы. Задача родителей – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, а не решать все его вопросы. Ребенку старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять право выбора, а если его выбор может привести к нежелательным последствиям, важно объяснить ему это. В этом возрасте ребенок уже готов к роли старшего, поэтому не бойтесь доверить ему простые задачи, которые касаются младших братьев или сестер. Когда я была в саду в Германии, то была удивлена, что у них смешанные группы по возрастам, и принято, что более старшие помогают младшим. Ведь не у всех в семьях есть младшие братья и сестры. Очень жаль, что у нас нет такой практики в дошкольных учреждениях.  Самостоятельность ребенка не имеет ничего общего с его поведением. За самостоятельностью ребенка всегда стоит руководящая роль взрослого его требования и условия.. Однако с развитием детей это воздействие становится все менее и менее открытым. Вынужденный постоянно подчиняться требованиям взрослых, ребенок начинает ориентироваться на них как на определенные нормы поведения. Лишь на основе соответствующих выработанных привычек, т. е. сложившихся стереотипов, отвечающих требованиям старших, может быть воспитана подлинная самостоятельность как ценнейшая черта личности. Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и впоследствии. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, И поэтому не стоит забывать, что одним из самых эффективных способов освоения навыков самостоятельности у детей дошкольного возраста являются игры.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»