Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Взаимодействия детей дошкольного возраста с мобильными устройствами Анисимова Александра Викторовна ГБДОУ центр развития ребёнка детский сад № 114 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга Воспитатель Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме взаимодействия детей дошкольного возраста с современными высокотехнологичными устройствами. Стремительное развитие современных технологий заставило психолого-педагогическую науку обратить пристальное внимание на данную проблему, поскольку с каждым днем пользователями гаджетов становится все более «юная» аудитория. «Взаимоотношения» детей и современных технических достижений – одна из самых малоизученных сфер в дошкольном образовании. И, к сожалению, именно дети являются незащищенными в этих «взаимоотношениях». Авторы подчеркивают, что ограждение от гаджетов полностью или бесконтрольное их использование детьми не станут решением проблемы, это может усугубить не только осознание детьми истинного предназначения современных высокотехнологичных устройств, но и негативно отразиться на их общем развитии. Полученные данные показывают, насколько сложно для детской психики и здоровья адаптироваться к использованию медиа устройств в раннем возрасте; стресс, плохое самочувствие и раздражительность разрушают не только физическое, но и эмоциональное ребенка, его способность к развитию и обучению. Снижение концентрации внимания, проблемы в запоминании – только первые негативные последствия, которые проявятся как результат регулярного использования гаджетов длительное время. Психологические факторы сознания человека в детском возрасте обуславливают и делают естественным использование детьми компьютеров с целью развлечений: игры, видео, общение. Негативное влияние на физическое здоровье ребенка – первое, что волнует родителей при постоянном использовании ребенком планшета: влияние на ребенка электромагнитного излучения, снижение физической активности, постоянная нагрузка на зрение – все это настораживает взрослых. Однако психологический момент нередко остается без внимания – значение, оказываемое виртуальным пространством: компьютерная игра, интернет, простой доступ к развлечениям. Ребенок получает постоянного «друга», который ничего не требует, предоставляет развлечения постоянно. Потеря целостности самого восприятия окружающего мира, нежелание заниматься какой-либо другой деятельностью, недовольство при попытках «отвлечь» ребенка – самое начало того, что может привести к огромным проблемам в развитии психики и когнитивных способностей ребенка уже завтра. Ведь сотовый телефон для детей давно уже перешел из разряда необходимости, связанной со звонками, в разряд игрушек, то же сегодня можно говорить и о планшетах и всевозможных гаджетах. Стоит подчеркнуть, что для несформированной детской психики столь интересные «игрушки» могут оказать пагубный характер, что подтверждается исследованием измерения национального самочувствия и благополучия детей: дети, использующие гаджеты четыре и более часов в сутки, показали худшее психологическое самочувствие и способность к восприятию информации в ходе межличностного общения, чем дети, имевшие ограниченный доступ к гаджетам, равный одному часу. Нельзя забывать и о прямом влиянии на физическое здоровье ребенка магнитных полей. Широкомасштабные исследования влияния электромагнитных полей на здоровье человека были начаты в нашей стране еще в 1960-е годы. Было установлено, что нервная система человека чувствительна к электромагнитному воздействию, и длительный контакт с электромагнитным полем в СВЧ-диапазоне может привести к развитию заболевания, получившего наименование «радиоволновая болезнь». Большую опасность компьютер оказывает на детей и беременных женщин, людей с заболеваниями нервной, сердечно-сосудистой, гормональной системы. Это обуславливает негативное влияние бесконтрольного доступа к гаджетам на способность детей слушать и адекватно реагировать на информацию в процессе общении, диалога. Можно также отметить и снижение у ребенка стремления к общению. Однако, при полном отсутствии гаджетов ребенок по мере взросления неизбежно столкнется с проблемой неготовности к их применению в работе: незнание функционала устройств, неумение быстро и оптимально их использовать, неспособность к быстрому восприятию и обработке информации с их помощью. Обращаясь к исследованиям института социально-экономических исследований (ISER, Великобритания), можно утверждать, что использование в дошкольном образовании современных гаджетов обуславливает рост у детей способности к восприятию информации, положительную динамику в развитии мелкой моторики, способности к многозадачности. Это говорит о том, что обращаться к современным гаджетам нужно и даже полезно для развития ребенка. Но важно помнить, что основным залогом положительного влияния гаджетов на детей всегда будет являться рационализация и контроль их использования со стороны взрослых. Тотальное ограничение ребенка в использовании гаджетов полностью приведет только к единственному исходу: еще большее непонимание рационального характера применения смарт устройств. Кроме того, родители не смогут контролировать ребенка постоянно и несколько лет подряд, в итоге он получит доступ к смартфону, что приведет к его постоянному применению в развлекательных целях, ведь ранее ребенка в этом ограничивали. Ряд ученых (Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев, И.В. Бурмистров и др.) указывают на то, что родители не всегда способны правильно и доступно донести до ребенка саму цель использования современных высокотехнологичных устройств. Только показав наглядно, объяснив, для чего нужны такие вещи обществу, как и почему необходимо их применять, можно избежать формирования психологического конфликта у ребенка: почему можно развлекаться, но нельзя. Нужно правильно преподнести, почему есть возрастные ограничения на компьютерные игры и приложения в гаджетах, почему и как их применяют в разных профессиях и т.д. В этом случае лучшим способом будет пример самого родителя. Совместные занятия с компьютером заинтересуют ребенка и смогут привить осознание его роли в получении знаний, необходимости его применения в целях самообразования. С.В. Симонович и Г.А. Евсеев делают акцент, что именно совместные занятия взрослого с ребенком помогут сделать обучение интересным и интерактивным, что повысит способность ребенка к обучению, позволит объяснить сложные понятия, обсудить интересные факты, обратить внимание на то, как ребенок мыслит и воспринимает информацию при помощи гаджета. С учетом мобильности современных устройств подобные занятия можно проводить практически везде: транспорт, долгие поездки, очереди и др. Такой подход будет способствовать воспитанию стремления к знаниям, саморазвитию и самообучению. В этом случае родитель может обучаться и узнавать новое вместе с ребенком, не только как учитель, но и как партнер по решению сложных задач. Таким образом, до сознания дошкольника нужно донести, что компьютер – это средство для обработки, изучения, применения информации, а значит еще один инструмент к развитию и образованию, как книга или учебник. Итак, обобщая изученные исследования, выделим некоторые положительные стороны влияния гаджетов на психическое развитие детей дошкольного возраста: - формирование на ранних стадиях развития ребенка способности к быстрому поиску и фильтрации информации, с раннего детства при выполнении адаптированных заданий при помощи гаджетов ребенок учится быстрее обрабатывать полученную информацию; - развитие способности выстраивать логические цепочки: для управления планшетом необходимо выстраивать алгоритм действий каждый раз, когда происходит получение и обработка информации, ребенок «думает прежде чем делает»; - благоприятное влияние на развитие мелкой моторики рук; - содействие развитию самостоятельности детей при необходимости получить информацию, главное, чтобы сам поток информации был «правильным», а значит, контролировался родителями; - развитие способности к чтению, ребенку необходимо самостоятельно запоминать написание слов, выполнять задания по словесной инструкции. Несмотря на множество плюсов, необдуманное применение современных интерактивных устройств в дошкольном образовании будет иметь ряд негативных последствий для детей, а именно: - снижение способности к запоминанию информации, у ребенка будет вырабатываться привычка к доступности информации в любой момент, благодаря тому, что ее можно быстро получить, при этом запоминать необязательно; - снижение способности к личностному общению со взрослым и сверстниками; - нежелание и неспособность ребенка заинтересоваться чем-либо кроме гаджетов, снижение уровня внимания к иным внешним раздражителям; - снижение уровня концентрации, как следствие, повышение утомляемости и раздражительности при попытках сконцентрироваться на чем-либо, помимо гаджетов; - трудности в самостоятельном изложении информации, подготовке сочинений, творческих работ; - неумение работать в команде. Итак, средства радиосвязи развиваются на протяжении уже почти столетия, мобильный телефон стал массовым только в последнее десятилетие и столь короткого промежутка времени явно недостаточно для того, чтобы делать выводы о его вреде или безвредности для человека. Ученые до сих пор не пришли к однозначному выводу по данному вопросу. Однако доказательств того, что негативное воздействие на организм человека они все-таки оказывают, все же больше. Кстати, многие современные бытовые приборы также являются источниками электромагнитного излучения (телевизор, компьютер, микроволновая печь), но по уровню воздействующего на человека излучения ничто не может сравниться с мобильным телефоном. Доступность современных технологий – естественная причина их высокой распространенности среди детей. К сожалению, для общества привычно использовать «по назначению» все, что возможно, не всегда успевая подумать о целесообразности применения современной техники в решении повседневных задач. К примеру, необходимость срочно успокоить или отвлечь ребенка для любого родителя максимально просто и быстро будет решена с помощью планшета или смартфона. Желание что-то объяснить, продемонстрировать ребенку также разрешимо при помощи современных портативных медиа устройств. Потребность развлечь ребенка, пока взрослым необходимо сделать какие-либо дела, успешно удовлетворяется таким же способом. Однако, возникает вопрос: всегда ли это правильно? Именно для того, чтобы последствия были положительными, необходимо, прежде всего, оптимизировать употребление мобильных устройств в воспитании детей дошкольного возраста. Чем старше становится ребенок, тем чаще он имеет персональный смартфон, а значит и может распоряжаться им самостоятельно: решать, как и сколько времени провести с ним, чем заниматься. Рост времени, проводимого с планшетом, влечет рост нежелания ребенка общаться с окружающими, узнавать новое, выражать свои эмоции и чувства. Наблюдения показывают, чем больше времени ребенок проводит с гаджетом, тем меньше у него остается времени, а впоследствии, и желания на иную деятельность. Возможно, гаджеты и могут дополнить потребность ребенка в рисовании, развлечении, дать возможность получить полезную информацию, но активные игры со сверстниками, реальное общение, обработка полученной информации анализаторными системами – это восполнить гаджетами невозможно. Тот факт, что по мере увеличения времени, проведенного с гаджетом, лучшим средством прекращения капризов и слез является гаджет, говорит о том, что у ребенка начинает формироваться зависимость. На наш взгляд, необходимо проектировать систему работы с родителями, направленную на оптимизацию применения смартфонов и гаджетов в воспитании детей дошкольного возраста. Перечислим способы организации деятельности по развитию и образованию ребенка дошкольного возраста при помощи гаджетов: 1) совместное обучение с ребенком: родитель проходит весь процесс обучения с ребенком полностью при постоянном контроле, совместном обсуждении вариантов, самостоятельно определяет структуру, по которой будет учиться с ребенком (смотреть обучающие видео, просматривать и работать с каким-либо самостоятельно выбранным материалом). Родитель показывает ребенку пример, вызывает желание подражать. Такой способ организации полезен на начальных этапах и поможет ребенку обучаться, не утомляясь. 2) обучение ребенка только при помощи приложений. Сегодня разработано и находится в общем доступе огромное количество приложений, адаптированных под детский возраст, направленных на развитие определенных способностей. Приложения фиксируют, какие упражнения и как были выбраны, что успел выполнить ребенок. После родитель может проверить задания, обсудить изученное с ребенком. Самостоятельная работа приучает к организованности, произвольности. Данный способ можно применять в том случае, когда ребенок освоил основные принципы работы с устройством. 3) обучение в группе – можно использовать гаджеты при обучении двух и более детей, что поможет научить их получать и обрабатывать информацию в команде сверстников, отстаивать свою точку зрения. Такой способ организации полезен на любом этапе образования. Следует подчеркнуть, что начинать образование ребенка при помощи современных медиа устройств никогда не поздно. Даже если дети уже начали играть и развлекаться с планшетом или смартфоном, внимание, помощь и контроль со стороны родителей могут исправить ситуацию. Обучение с использованием гаджетов необходимо для правильного восприятия ребенком современных технологий и при грамотном подходе окажет положительное влияние. Главное, ребенку требуется внимание взрослых. Нельзя позволить электронным устройствам развлекать и воспитывать детей. Привыкание к гаджетам влечет большие проблемы в будущем: нежелание и неспособность общаться, снижение уровня активности, проблемы с физическим и психическим здоровьем, отсутствие самодисциплины и организованности, недостаточная стрессоустойчивость, снижение уровня концентрации внимания и логического мышления, др. Итак, описанное выше подтверждает положение о том, что ограничение детей в принципе от современных гаджетов не является решением проблемы. Детей необходимо «знакомить» с гаджетами, их функциями, способами применения. Как удалось выяснить, влияние гаджетов на детей не столь безобидно, как может казаться. Сравнивая их плюсы и минусы, можно прийти к выводу: минимизировать отрицательные стороны влияния современных медиа устройств на детей возможно только на основе оптимизации и рационализации контактов ребенка с ними. Корректное применение смарт устройств приводит к положительным результатам при разумном контроле со стороны взрослых, когда ограничение вообще (чтобы просто не задумываться об этой проблеме) влечет серьезные проблемы для ребенка. Библиографический список 1. Афонина Ю.В., Ханова Т.Г. Использование игр-презентаций как средства активизации познавательного интереса дошкольников // Перспективы науки и образования. 2017. No. 6 (30). С. 66-69. 2. Исследование биопотенциалов мозга спящего человека в условиях воздействия на него электромагнитного поля мобильного телефона / Н.Н. Лебедева, А.В. Сулимов, О.П. Сулимова и др. // Биомед. радиоэлектроника. 1999. No. 7. С. 47-52. 3. Редковская В.Ю., Ачнасов В.В. Влияние мобильных сотовых телефонов на здоровье человека // Научная сессия ТУСУР-2006: Материалы докл. Всерос. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск, 2006. Ч. 5. С. 92-94. 4. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер. Книга для детей, учителей и родителей. Москва: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2002. 368 с. 6. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник Московского университета. Сер 14: Психология. 1991. No. 3. С. 27-39. URL: https://istina.msu.ru/publications/article/3722579 (дата обращения 06.12.2018) 5. Шевнина О. Если ребенок интересуется только компьютером. М.: Эксмо, 2003. 64 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»