Развитие речи детей с использованием пальчиковых
игр и нетрадиционных технологий
Юнцова Ольга Владимировна
Речь — это наиважнейшая функция в жизни, необходимая каждому человеку. Без речи, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря правильной речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем свою деятельность и поведение.Основной вид деятельности в дошкольном возрасте — это игра.
Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста — это помочь им в освоении правильной разговорной речи, родного языка.
В своей работе я большое внимание, уделяю развитию правильной речи детей. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук, является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, на сколько ловко научиться ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, словарный запас. Для развития правильной речи детей я использую в своей работе пальчиковые игры и нетрадиционные технологии. Пальчиковые игры очень увлекают детей и приносят им только радость. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. Развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикуляция находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Пальчиковые игры имеют следующие характеристики: универсальность – можно играть в любом месте в любое время, кратковременность - обычно не более 2-5 минут, наличие множества вариантов - одной и той же игры с изменяющимися правилами, постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.
Развитие мелкой моторики рук – это необходимое условие для развития речи детей. Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Уже доказано, что даже такие простые игры, как «Сорока - ворона», «Коза рогатая» и др. — это не просто развлечения для малышей, а инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
ЗАДАЧИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПРИ ПОМОЩИ ПАЛЬЧИКОВ ИГР:
1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры.
3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики.
4. Повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей младшего возраста.
5. Содействовать нормализации правильной речевой функции.
6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность через нетрадиционные технологии.
В СВОЕЙ РАБОТЕ Я ПРИМЕНЯЮ СЛЕДУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ:
Традиционные: пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без, игры - конструкторы, мозаика, шнуровка, игры с вкладышами; кукольные театры: пальчиковый, театр теней, игры с бумагой, песком, водой, крупами, лепка из глины, теста, пластилина, игры на развитие тактильных ощущений «гладкое - шершавое», «чудесный мешочек», разные мозаики, пазлы.
Нетрадиционные: самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами; пальчиковые игры, с использованием разнообразного материала, бросовый, природный, хозяйственно - бытовой, нетрадиционные техники рисования кистью, пальцем, зубной щёткой, рисование по трафаретам, ручной труд, нанизывание бус, игры с прищепками, пуговицами, игры с пробками от бутылок и т.д
Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря пальчиковым играм, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Итоги регулярной работы по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр: дети становятся более активными в общении, умеют выражать свое отношение к окружающему, четко и последовательно выражают свои мысли, используют в речи образность, точность языка, а также эти занятия обеспечат им в будущем правильное и красивое письмо в школе, принося удовольствие от выполняемой учебной деятельности.