Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Воспитатель Андреева Светлана СергеевнаГБДОУ №116 город Санкт-Петербург, Россия. Актуальность данной темы заключается в том, что нетрадиционные техники способствуют развитию воображения, творчества и проявлению самостоятельности. Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования не утомляет дошкольников, у них сохраняется работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники рисования являются увлекательным и необычным способом изобразительной деятельности в дошкольном возрасте. Все дети любят рисовать, выражая свою индивидуальность. Изобразительная деятельность для ребенка очень важный процесс, во время которого необходимо побуждать и поддерживать малыша. Нетрадиционные техники рисования привлекают своей простатой и доступностью. Рисование карандашами, мелками, красками требуют от ребенка высокого уровня владения техникой. Цель и задачи нетрадиционной техники рисования в изобразительной деятельности. Цель: Развивать у дошкольников творчество, воображение, фантазию, умения самостоятельно применять нетрадиционные техники в художественном творчестве. Задачи: Прививать интерес к нетрадиционным техникам рисования: создавать предметно-развивающую среду по художественному творчеству; Продолжать знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования; Развивать изобразительные умения, навыки, чувство цвета, формы, композиции; Воспитывать внимание и аккуратность. Техники нетрадиционного рисования - это один из самых интересных способов изобразительной деятельности. Данные техники отличаются от традиционных, набором инструментов, методикой, легкостью выполнения и своей практичностью для достижения результата. Техники нетрадиционного рисования включают в себя множество приемов. Каждый из них по-своему интересен. Фантазия дошкольника может превратить любую кляксу в необычную композицию, а отпечатки пальцев рук и ладоней, например, в сказочных животных. Инструментом для выполнения нетрадиционных техник, могут быть предметы, которые мы используем в повседневной жизни: трубочки, ватные диски, пробки, кисти и даже половинка картофеля. Основные виды нетрадиционных техник рисования: Пальчиковая живопись; Рисование ладошками; Оттиск (губками, пробками, ватой, половинкой картофеля и т.п); Рисование с помощью мятой бумаги; Набрызг; Печать по трафарету; Кляксография; Рисование методом тычка; Манкография; Ниткография; Пальчиковая живопись - это хороший рефлекторный массаж. Рисование в данной технике позволяет ребенку почувствовать краски и фактуру. Благодаря технике исполнения, даже если ребенок не пробовал рисовать пальчиками, у него получается очень красивые работы. Для того чтобы изобразить рисунок с помощью данной техники необходимо обмакнуть палец в гуашь и оставить след. В технике пальчиковой живописи очень красиво получаются листья деревьев, бусы, огоньки на елке, капли дождя, цветы и т.д. Рисование ладошками. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела, что способствует улучшению состояния организма в целом. Именно поэтому рисование ладошками положительно влияет на физическое и эмоциональное состояние ребенка. В технике рисования ладошками, ладонь ребенка покрывается гуашью, как полностью, так и частично в зависимости с поставленными задачами совместной деятельности. Оттиск (губками, пробками, ватой, половинкой картофеля и т.п). Оттиск богат своим многообразием. Работая в данной технике можно использовать различные предметы. Для рисования могут подойти: губки, пробки, листья, ветки и т.п. Так же можно изготовить свой штамп, используя пластилин и даже половинку овоща. Ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к краске и наносит оттиск на лист бумаги. Рисование с помощью мятой бумаги. Такой метод изображения рисунка становится увлекательным еще на этапе подготовки, а в итоге позволяет получить объемные и фактурные работы. С помощью мятой бумаги получаются различные узоры. Эта техника интересна тем, что в местах изгибов бумаги краска при закрашивании делается более темной. При использовании этого метода у детей формируются умения создавать оригинальные образы. Набрызг. Этот способ является достаточно сложным. Техника заключается в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит кисть или зубная щетка. Не самая аккуратная техника, брызги летят на бумагу, менять направление движений руки и изменят величину капель, приближая или отдаляя брызги от листа бумаги. Темы для рисования могут быть самые разнообразные. Печать по трафарету. Суть трафаретной техники заключается в нанесении краски сквозь отверстия. Шаблон может быть изготовлен как из бумаги, так из другого материала. Работа по образцу способствует более аккуратному выполнению, благодаря этому ребенок чувствует себя более уверенно. Шаблон располагается на листе, ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к краске и наносит оттиск на лист бумаги внутри шаблона. Кляксография. В основе этой техники лежит обычная клякса. Ребенок может получить кляксу, пользуясь кистью или используя трубочку, выдувая края в разные стороны. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы получить законченность композиции. Рисование методом тычка. В этой нетрадиционной технике достаточно взять любой подходящий предмет, например ватная палочка или твердая кисть. Для того чтобы получить изображение, ребенок опускает кисть в гуашь и соприкасается с листом бумаги, держа руку вертикально. Таким образом заполняется шаблон, создавая эффект пушистой поверхности. Форма отпечатка будет зависеть от выбранного предмета и от силы нажатия. В данной технике дети могут изображать пушистых животных, траву, салют, облака, цветы, дождик и елочку. Манкография - это не только увлекательный процесс, но и возможность узнать о свойствах круп больше. Созданная ребенком картина из этого сыпучего материала является творческим продуктом. Благодаря этой технике рисования у ребенка развивается воображение и чувственное восприятие. Дети раннего дошкольного возраста знакомятся с этой техникой в более доступной форме. Воспитанники рисуют различные узоры на подносе с манкой. В старшем возрасте техника усложняется, дети посыпают манкой отдельные элементы покрытые клеем, развивая мелкую моторику в процессе работы. Ниткография - это техника с использованием нити, предварительно погруженной в краску. Дети проводят нитью по листу бумаги, получая незамысловатый узор. Так же узор можно получить, расположив нить на одной части листа в хаотичном порядке, затем сложив лист пополам, медленно вытянуть нить, придерживая лист бумаги рукой. Получается два «зеркальных» узора на одном листе бумаги. При желании можно доработать рисунок. Техники нетрадиционного рисования можно комбинировать между собой, усложняя рисунок дополнительными элементами. На данном рисунке представлена техника рисования ладошками совмещенная с пальчиковой техникой рисования. Также на этом рисунке можно добавить, например яблоки, используя рисование методом тычка. Это дополнит композицию и сделает ее более интересной. Нетрадиционные техники рисования достаточно просты и напоминают, какую либо игру. Во время совместной деятельности педагога и воспитанника можно использовать различные потешки и загадки. «Фруктовая ладошка». Этот пальчик – апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик – абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, Просит: «Ну – ка, скушай!» Этот пальчик – ананас, Фрукт для вас и для нас. «Дружные пальчики». В гости к пальчику большому, Приходили прямо к дому, Указательный и средний, Безымянный и последний, Сам мизинчик малышок, Постучался на порог. Вместе пальчики друзья, Друг без друга им нельзя. В процессе рисования раскрывается внутренний мир ребенка, рисуя, он отражает не только, что его окружает, но и проявляет собственную фантазию. Рисование с использованием нетрадиционных техник, не утомляет, а наоборот сохраняется активность. Рекомендации: Использовать различные формы изобразительной деятельности: самостоятельная деятельность воспитанников и коллективное творчество; При планировании художественной деятельности усложнять задачи, учитывая возраст и особенности ребенка; Материалы для творчества должны находиться в свободном доступе для ребенка, тем самым побуждая его к творчеству; Поощрять ребенка в процессе художественной деятельности, хвалить и не критиковать; Пополнять свои знания и умения в области художественно- творческой деятельности. Список литературы: Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки» Ярославль, 2004. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий»-М.:ТЦ Сфера,2009г. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ». Часть 1,2».-М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2008г. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей».- СПБ.: КАРО, 2010г. Цквитария Т. А. «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»