Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
«Применение сказкотерапии в работе с дошкольниками 3-4 лет»
 
Тихонова Алина Андреевна.
Воспитатель
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 Невского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург, Россия
Ученая степень и звание отсутствует
 
Эмоциональное благополучие ребёнка – дошкольника осуществляется воспитанием, придерживающимся демократического стиля в общении, уважением личности ребёнка. Тормозить развитие личности могут различные факторы: страхи, застенчивость и др.
Эффективным средством преодоления эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста является сказкотерапия.
Сказка воспитывает, учит житейской мудрости и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками.
Работая с дошкольниками в возрасте 3-4 лет можно столкнуться с кризисом трехлетнего возраста. Этот период особенно сложен как для взрослых, так и для самого малыша. Ребенку довольно сложно управлять своим поведением, он проявляет нетерпимость, несдержанность, склонен к тревоге и его внутренний мир полон противоречий. Из-за этого малыш может испытывать стресс и нервозность, которые отразятся на его поведении.
Особенно в такой период взрослым поможет сказкотерапия, с помощью которой можно наладить контакт с ребенком, поддержать его, правильно научить справляться со страхами.
Хочу отметить, что к сказкам обращались в своих исследованиях известные зарубежные и отечественные психологи и педагоги: Э. Фромм, Э.Д. Брит, Э. Гарднер, И.Е. Кулинцова, Е. Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева, О. Полухина, Д. Соколов, С.А. Черняева и другие. Интерес педагогов к данной проблеме объясняется тем, что сказка учит взаимодействовать с людьми убедительными и эмоционально воздействующими средствами.
Психологи отмечают, что сказка – это удивительное средство работы с внутренним миром ребёнка и мощный инструмент развития, ведь она понятна и близка ребёнку.
Сказка оказывает огромное влияние на общее психическое развитие ребёнка, мышление, воображение, развитие эмоциональной сферы, формирование опыта среди сверстников.
Теоретическая актуальность и практическая значимость данной проблемы обуславливает выбор темы: «Применение сказкотерапии в работе с дошкольниками 3-4 лет».
В настоящее время можно выделить несколько типов сказок:
1. Сказки о животных: такие сказки очень нравятся детям, особенно в младших дошкольных группах; они рассказывают о животных, птицах, которые живут в своих домах и создают семьи. Таким образом, ребенок приобретает знания, воспитываются его нравственные ценности. Любой ребенок всегда будет на стороне зайчонка и не согласится быть на стороне страшного волка.
2. Сказки про животных и человека: люди ухаживают за животными, и звери отзываются тем же; они могут беседовать между собой и дружить - так дети усваивают, что животные - это наши меньшие братья, и о них нужно заботиться; эти сказки будут интересны детям младших групп так и чуть старше.
3. Сказки-басни: обычно такие сказки лучше воспринимают дети в старших группах, потому что в самом конце несут в себе некую мораль; главными героями в таких сказках-притчах могут быть разные неодушевленные предметы или животные, люди.
4. Бытовые сказки: такие сказки интересны будут младшему возрасту и среднему, так как дети легко усваивают уже описание несложных бытовых сюжетов. Дети узнают в таких историях про каждодневные обязанности и дела людей, об их радостях или наоборот разочарованиях.
5. Сказки о нечисти и мифических существах: чаще всего сказки имеют народное происхождение или могут быть придуманы детьми. Такие страшилки интересны дошкольникам, они могут фантазировать и сами придумывать конец сказки, как правило конец такой сказки всегда положительный.
6. Сказки про волшебство: самые любимые сказки дошкольников; они изобилуют чудесами, волшебными превращениями и в них возможно все. Дети дошкольного возраста очень любят эти сказки, ведь в них много чудес и превращений.
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности.
Каждая сказка предназначена для социально-воспитательного воздействия.
Возможности сказок гораздо богаче их художественно-образного значения., ведь они воспитывают и учат детей правильным поступкам. Сказки являются одним из важнейших социально-воспитательных средств формирования характера. 
Отличительными чертами сказок является то, что они вызывают любопытство и интерес к окружающему миру, вызывают беспокойство, сопереживание героям и событиям, и в процессе этого сопереживания возникают определенные связи и оценочные суждения. Использование сказкотерапии в работе с дошкольниками 3-4 лет очень актуальна, она играет важную роль в психологическом развитии дошкольников. Выбор сказок в соответствии с учебными целями ребенка и возрастными особенностями, способность к рассказыванию и вдумчивой работе по преобразованию образов прослушанных сказок, все это является творческой деятельностью ребенка.
Каким же образом можно использовать сказку в работе с детьми? Необходимо знать, как работать со сказками, как самостоятельно создавать истории, которые помогают детям учиться и выстраивать взаимоотношения со сверстниками.
Хочется отметить, что у терапевтических сказок есть много достоинств и их отмечает Д. Соколов:
1. Время появления основного сюжета сказки определить невозможно.
2. Младшему поколению сказки передаются от старшего поколения с сохраненным сюжетом.
3. Большинство сюжетов имеют не один вариант. Поэтому каждый конкретный ребенок обычно усваивает один вариант сюжета. 
4. Сказки работают на бессознательном уровне.
5. Дети 3-4 лет могут легко перевоплотиться в животное, копируют их повадки и поэтому в таком возрасте сказки про животных будут более понятны и близки.
6. С помощью терапевтических сказок взрослому становится легче найти общий язык с ребенком.
7. Сказку дети легче воспринимают на слух.
Процесс работы со сказками будет более эффективным, если ребенок будет непосредственным участником, а не просто слушателем. Он может путешествовать по удивительным дорогам, переживать удивительные приключения и перемены, а также встречаться с удивительными существами. Попадая в сказки, ребенок легко усваивает «законы сказки».
На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознава­емых ребенком моментов.
сказочных образах есть большой смысловой и чувственный заряд. Например, образ зайца в русских народных сказках сцеплен с такими человеческими качествами, как тру­сость, нерешительность, он вызывает у детей сочувствие, со­переживание, желание помочь.
К примеру, в русских народных сказках заяц ассоциируется с трусостью и нерешительностью, что вызывает у детей сочувствие к нему и желание помогать. Робкие дети нередко отождествляют себя с этим сказочным персонажем. Стеснительные дети часто себя ставят на место зайца и когда в сказке они слышат, что зайка одолел лису или волка, то эту победу они чувствуют и на себе, это способствует стимулом для преодоления собственных страхов.
Именно в сказочной форме дети 3-4 лет могут познакомится с такими чувствами и явлениями как злость, страх, любовь, забота, предательство, верность, подлость, ведь эти чувства будут восприниматься детьми легко и не примитивно.
Можно выделить несколько форм работы со сказкой:
1. Разный финал сказок, переписывание. Переписывая историю, дети выбирают сюжет и концовку, которые больше всего соответствуют их внутреннему «я». Они находят вариант, который позволяет им снять внутреннее напряжение. Переписывание любимой детской сказки может быть полезной.
2. Куклотерапия и сказка. Можно использовать три варианта кукол:
- куклы-марионетки;
- пальчиковые куклы;
- теневые куклы.
3. Театрализованное представление сказки. Способность разыгрывать несколько моделей развития сюжета, включая множественную смену ролей, множественную смену характеров, эмоций и переживаний. В сказкотерапии есть несколько вариантов постановок сказок:
1) спектакли с пальчиковыми куклами;
2) спектакли теневого театра;
3) спектакли-экспромты с участием кукол-марионеток;
4) театральные игры;
5) сказки на песке.
Предполагается разыгрывание пси­хотерапевтических, пси­хотерапевтических или обучающих сказок.
4. Сказочная имидж-терапия. Ее идея состоит в быстром перевоплощении. Когда ребенок одевает костюм, то он начинает чувствовать себя соответственно выбранному образу, может открыть в себе новые способности и творческий потенциал.
5. Сказочное рисование. Можно почувствовать себя маленьким художником и нарисовать всех героев.
Сказкотерапия для детей 3-4 лет является весьма эффективной и многосторонней методикой. Сказки помогают ребёнку устанавливать контакт с миром, формируют эстетические представления, которые в дальнейшем оказывают большое влияние на личность. Сказки развивают речь, расширяют речевой запас, помогают малышу раскрыться и сблизиться со взрослыми, способствуют развитию памяти. Они обеспечивают ребенку психологическую защищенность, так как имеют в своем сюжете добрые, мудрые слова, что позволяет ему чувствовать себя комфортно и спокойно, а также сказкотерапия снимает тревогу и напряжение.
Список используемой литературы:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии - М.: 2005. - 80 с.
2. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия - М., 2001. - с 12 - 35.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»