Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
ПОЗНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОГО МЕТОДА Новикова Раиса Андреевна воспитатель, ГБДОУ детский сад № 58 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга В детях природой заложено стремление открывать новое. Побуждайте малыша наблюдать за окружающим миром и удивляться всему вокруг. Тим Селдин, «Энциклопедия Монтессори» Окружающий мир представляет собой неиссякаемый источник знаний. С самых юных лет ребенок наблюдает за происходящими вокруг него явлениями и событиями, под натиском любопытства стремится к самостоятельному взаимодействию с предметами, находящимися в его поле зрения (досягаемости), в целях их полного познания. Предметы окружающего мира, в частности природы: листья, камушки, ветви деревьев, песок и др., являются самыми элементарными предметами наблюдения и исследования, встречающимися в повседневной жизни ребенка. В результате взаимодействия с указанными предметами зарождается познавательный интерес, развивается моторика, совершенствуется мыслительная деятельность и наблюдательность. Кроме того, вырабатываются навыки, позволяющие видеть разницу между предметами (цвет, форма, размер), определять их назначение и функциональность, проводить анализ и делать умозаключения. Безусловным является тот факт, что полученные знания об окружающем мире посредством наблюдения усваиваются ребенком наилучшим образом в процессе самостоятельной экспериментальной деятельности. Так, в результате наблюдений сознание ребенка формирует гипотезы о возможных результатах тех или иных действий с предметами исследования, а проведение эксперимента подтверждает или опровергает выдвинутые гипотезы. Жан Пиаже одним из первых указал на значимость экспериментального метода в исследовании детьми окружающего мира. Эффективность указанного метода заключается в усилении у ребенка навыков моделирования представлений о свойствах и возможностях предмета исследования, совместимости и сочетании его с другими предметами. Полученные навыки успешно применяются ребенком в разных видах деятельности: развивается речь, память, логическое изложение материала; в результате подсчетов и измерений формируются начальные математические знания. Родители для ребенка с самого рождения являются не только образцом построения коммуникативных навыков в социуме, но и выступают, своего рода, проводниками на пути формирования личности ребенка с учетом всех его индивидуальных качеств и предрасположенностей. В развитии гармоничной личности родителям помогают воспитатели. В дошкольных образовательных учреждениях экспериментальному методу познания уделяется особое внимание, поскольку экспериментирование охватывает все аспекты жизнедеятельности ребенка. Чем больше ребенок погружается в познание происходящих вокруг него явлений, тем сильнее становится его интерес к постижению нового, возникают вопросы, на которые ребенок стремится найти ответы: «Что, если попробовать сделать таким образом …», «Почему и при каких составляющих получается именно этот результат …», «Как следует себя вести при определенных условиях …». Наиболее адаптированными и готовыми к экспериментам считаются дети средней дошкольной возрастной группы, а именно 4-5 лет (обладают наглядно-образным типом мышления, то есть информация, которая демонстрируется визуально усваивается лучше). Ребенок указанного возраста уже в достаточной степени может контролировать свои действия, концентрировать внимание и прогнозировать желаемый результат от эксперимента, готов воспринимать и прислушиваться к советам взрослых. Воспитатели в пределах дошкольного образовательного учреждения координируют действия детей в процессе их экспериментальной деятельности, при необходимости корректируют и подсказывают нужные направления и действия, а также поощряют и хвалят юного исследователя. Поддержка и внимание со стороны взрослых очень важны, так как в их отсутствие ребенок может быстро потерять интерес к своему эксперименту, например, если какие – либо его действия не приводят к запланированному результату, а самостоятельно понять, что именно идет не так и исправить, не получается. При помощи и поддержки взрослого ребенку намного легче построить предположение относительно возникшей в ходе эксперимента проблемы, проанализировать поэтапно ход своих действий и самостоятельно предложить дальнейшие варианты проведения эксперимента. Кроме того, может возникнуть ситуация, в которой ребенок с головой погрузившись в деятельность, не замечает как эксперимент выходит за пределы допустимого и становится не безопасным как для здоровья самого ребенка, так и других окружающих его людей. Во избежание различного рода происшествий взрослым следует наблюдать и при необходимости направлять действия ребенка, но делать это не навязчиво, сохраняя его самостоятельность в проводимом опыте. Таким образом, процесс экспериментирования должен располагать к формированию и моделированию предположений о свойствах и возможностях предмета исследования, быть выстроен безопасным и контролируемым образом. Тематика экспериментальной деятельности подбирается воспитателем в соответствии с календарным планированием по образовательной деятельности, в частности в теплое время года дети изучают свойства растений, воды, воздуха, камней, песка, а зимой исследуют снег, взаимодействие тепла с холодом и т.д. По характеру и типу построения эксперимента можно условно выделить три вида экспериментальной деятельности. 1. Иллюстративное экспериментирование. Предполагается подтверждение очевидных фактов, то есть, когда ребенку уже знаком и понятен результат какого-либо процесса. Так, например, детям 4-5 лет известно, что люди и иные живые существа дышат воздухом, но его не видно. Надувание мыльных пузырей позволит визуализировать воздух, находящийся внутри мыльного пузыря. Также детям указанного возраста известно, что сухой песок струйками просачивается сквозь пальцы и не обладает свойствами, позволяющими принять какую-либо определенную форму и удерживать ее. И, напротив, стоит в песок добавить воду как он моментально меняет цвет, перестает быть сыпучим, так как воздух между песчинками пропадает. В таком состоянии песку можно предать любую форму. В целях демонстрации свойств детям целесообразно предложить выложить фигурки из мокрого песка с помощью формочек. Затем вернуться к фигуркам по прошествии времени, когда песок высохнет и потеряет свои устойчивые формы. 2. Исследовательское экспериментирование. Предполагается подтверждение неизвестных фактов опытным путем. Дети рассматриваемой возрастной группы знают, что растения нужно поливать для того, чтобы они были свежие, давали бутоны и плоды. Но процесс движения воды от прикорневой системы по стеблям до листьев остается скрытым от глаз. Наилучшей демонстрацией будет являться эксперимент с листьями пекинской капусты, которые как нельзя лучше подходят для него благодаря свей структуре, строению и пастельному оттенку. Для проведения эксперимента детям потребуется подкрасить воду в стакане с помощью гуаши или акварели, поместить в стакан лист пекинской капусты и оставить на ночь. Утром цвет листа пекинской капусты приобретет оттенок воды, в которую он был помещен. Пигменты краски, проникшие в структуру листа, наглядно продемонстрируют (интенсивность окраски), что потребляемая растением жидкость движется снизу (от корней, среза) вверх. 3. Когнитивное экспериментирование. Предполагается создание условий, позволяющих детям самостоятельно выбрать способ исследования для достижения прогнозируемого результата. В данном виде экспериментальной деятельности можно использовать игру «Освобождение из ледяного плена». Для этого потребуется взять ягодки (бусинки), поместить их заранее в формочки для льда, полностью залить водой и заморозить. Детям предложить найти способы и методы, которым можно достать ягодку (бусинку) изо льда. Задействуя мыслительные и аналитические навыки, дети предлагают способы, позволяющие растопить лед: согреть в руках, опустить в горячую воду, положить на солнечное место и т.д. Указанный эксперимент демонстрирует способы передачи тепла. Приведенные в данной статье примеры показывают, что для экспериментальной деятельности не требуются специальные условия и оборудование. Даже самые простые и подручные предметы способны продемонстрировать устройство окружающего мира, процессы жизнедеятельности. Главная задача воспитателя заинтересовать ребенка, привлечь его внимание и зародить неподдельный интерес к открытиям, в том числе путем проведения экспериментов и опытов. Наглядная демонстрация – отличный способ вовлечь ребенка в мир безграничных мыслительных возможностей, пробудить в нем тягу к познанию окружающих его вещей и явлений. При этом необходимо учитывать, что в таком юном возрасте экспериментальная деятельность не должна превышать 20 минут, а также следует разбавлять игровыми элементами, проводить физкультминутки. По результатам экспериментальной деятельности рекомендуется совместно с детьми, вовлеченными в процесс, разобрать весь ход эксперимента, провести совместный анализ смоделированных детьми гипотез о выборе методов воздействия на предмет исследования с фактическими результатами такого воздействия. Какие решения и методы позволили достичь желаемый результат, а какие оказались неудовлетворительными и почему. Выводы, сформированные детьми после самостоятельно проведенного опыта, безусловно, отложатся в сознании на долгое время, и станут незаменимым подспорьем для дальнейшего развития во всех сферах деятельности ребенка. Джулия Кэмерон в произведении «Художник есть в каждом» писала: «Дети любознательны, такова их природа. Большой и незнакомый мир каждый день дарит им встречу с чем-то новым и восхитительно интересным». Список цитируемой литературы 1. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие для вузов / В.Н. Белкина. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 170 с.; 2. Гонина, О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для вузов / О.О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 425 с.; 3. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. А. Дубровская [и др.]; под редакцией Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 179 с.; 4. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Учеб. пособие для студентов психол. специальностей и направлений / Под ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской. - М.: Гардарики, 2001. - 622 с.; 5. Крежевских, О. В. Организация предметно-развивающей среды ДОУ: учебное пособие для среднего профессионального образования / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 165 с.; 6. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования: учебник и практикум для вузов / Л. В. Коломийченко [и др.] ; под общей редакцией Л. В. Коломийченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 210 с.; 7. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста: учебник для среднего профессионального образования / А. И. Савенков [и др.]; под научной редакцией А. И. Савенкова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 339 с.; 8. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 161 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»