Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР Кропотова Ольга Сергеевна, ГБОУ «Лицей №389 «ЦЭО», Санкт-Петербург, педагог дополнительного образования. Одной из форм активного приобщения детей дошкольного возраста к миру искусства выступает детский музыкальный театр. Театральная форма предполагает опору и тесную взаимосвязь с различными образовательными областями; позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка; способствует развитию целого комплекса умений, активному восприятию разных видов искусства. Детский музыкальный театр – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Воспитание средствами детского музыкального театра предполагает развитие полноценного восприятия искусства, понимание языка искусства и его специфики. Развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание искусство формирует личность в целом, охватывая духовный мир человека. В настоящее время особую важность приобретает повышение уровня развития у детей артистизма. Владение навыками творческих способностей позволяет ребенку проявить себя в театральной деятельности, дает возможность передаче накопленных знаний и впечатлений через артистические способности в творчестве. В связи с этим возрастает роль исследований, направленных на поиск путей оптимизации процесса обучения и развития у детей дошкольного возраста артистических способностей в театральной деятельности. Это обусловлено значимостью творчества, его ролью в развитии ребенка как личности. Умение использования артистических способностей оказывает влияние на творческого ребенка, помогает ребенку быть более индивидуальным среди сверстников и взрослых, проявлять себя как творческую личность не только в процессе обучения, на праздниках, развлечениях, вечерах-досугах, но и в окружающей жизни. Детский музыкальный театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития. Детский музыкальный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления ребёнка, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, изучать иностранные языки, влияет на развитие его художественного вкуса. Дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы. Артистизм – это способность красиво, впечатляюще, убедительно что-то передать, эмоционально воздействуя на воспитанника, как важный элемент в исполнении танцев. Артистизму нельзя так научиться, прочитав или запомнив положения, содержащиеся в книгах. Самое главное понять и принять идеи, связанных с фантазией, интуицией, импровизацией, техникой и выразительностью речи и движений, открытостью, убедительностью в служении добру и красоте. Изучение системы воспитания творческих людей перспективна для понимания сущности воспитательного взаимодействия, потому что, во- первых, она исследует природу творческого коммуникативного воздействия одного человека на другого, во-вторых, объясняет генезис творческого самочувствия в деятельности коммуникативного порядка и, что особенно важно, определяет пути управления им, в-третьих, раскрывает природу человеческой выразительности и пути ее развития. Видные деятели театральной педагогики, режиссеры, актеры, драматурги К. С. Станиславский, М. А. Чехов, Е. Б. Вахтангов, М. О. Кнебель, Б. Брехт, Б. Шоу в своих трудах предложили интересные подходы, способствующие формированию человека-творца. Артистизм — это образно-эмоциональный язык творения нового; проникновенный стиль сотворчества педагога и ученика, изящное и тонкое кружево сотворения живого чувства, знания и смысла, рождающихся «здесь и сейчас». Дошкольный возраст — благоприятный период для развития артистических способностей. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности. Дошкольное детство становится переломным моментом в развитии внимания, когда дети впервые начинают сознательно управлять им, направляя и удерживая на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой формы — произвольного внимания — к 6—7 годам уже достаточно велики. В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи явления и предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшее впечатление. Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. Одно из основных достижений старшего дошкольника — развитие произвольного запоминания. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения приводит к достижению успеха. Таким образом, к 6—7 годам ребенок может подходить к решению проблемы тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление. В старшем дошкольном возрасте начинает интенсивно формироваться логическое мышление, как бы определяя тем самым ближайшую перспективу творческого развития. В исполнительских видах деятельности (пении, рисовании, играх-драматизациях, танцах) развитие способности к творчеству идет от подражания взрослому к попытке самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную жизнь, а затем и к творческой инициативе. Известно, что психологической основой артистизма является воображение — психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. К основным свойствам воображения относят: видение целого раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой. Значимые показатели в развитии воображения — опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей, не приспосабливаясь к ситуации, подчинять ее себе, овладевать содержательными ее особенностями. Детский музыкальный театр является важнейшим видом развития артистизма. При занятии театральной деятельностью у ребёнка формируется опыт важнейших социальных навыков поведения посредством усваивания данной в произведениях нравственной направленности. Такие качества как смелость, доброта, честность, умение дружить лучше всего привлекают детей на конкретном примере любимых героев, на которых ребёнок невольно равняется, выбирает их в образцы для подражания. Именно это – способность и готовность к подражанию оказывает позитивное влияние на детей. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: – художественным образованием и воспитанием детей; – формированием эстетического вкуса; – нравственным воспитанием; – развитием коммуникативных качеств личности; – воспитанием воли, развитием внимания, памяти, воображения, речи; – созданием положительного эмоционального настроя. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Если игра для ребенка это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Такие игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Узлом, главной загадкой театрализованной игры является, несомненно, ее кульминация – момент открытия, озарения. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. Полноценное участие детей в театрализованных занятиях требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умения вслушиваться в текст, улавливать интонации. Здесь внимание играет важную роль. Чтобы понять каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства и способность мыслить. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы и развития творческих способностей. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрализованные игры помогают создать радостную непринужденную обстановку в коллективе. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость, ведь он во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Развивающие возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей. Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке много настоящего: действия играющих всегда реальны. Важнейшее условие применения творческих игр, в том числе театральных игр – тем самым ребенок показывает свои артистические способности, умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей. Опираясь на интересы детей, на их представления, педагог руководит выбором игры. Когда педагог призывает в союзники интерес, когда дети заражаются жаждой знаний, возрастает интерес к активному творческому труду. У детской театрализованной игры есть одна особенность – это непосредственность исполнения роли ребенком. Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Театрализованные занятия всесторонне развивают ребёнка. Они дают возможность часто и ненавязчиво давать знания детям по сенсорике, математике, знакомить их с окружающим миром, совершенствовать движения, моторику пальцев..Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»