Помощь воспитателя в проведении
физкультурных занятий в ДОУ
Звегинцева Светлана Владимировна,
инструктор по физической культуре ГБДОУ № 24
Красносельского района Санкт-Петербурга
Актуальностьинструктор по физической культуре ГБДОУ № 24
Красносельского района Санкт-Петербурга
Дошкольное воспитание играет значительную роль в создании условий для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания. Физическое воспитание -педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства. Оно не только играет важнейшую роль в формировании физической культуры ребёнка, но и передаёт ему как общечеловеческие(универсальные), так и национально культурные ценности. Основы физической культуры осваиваются и успешно развиваются под воздействием воспитания. Физическое воспитание способствует гармоничному развитию личности ребёнка. (Степаненкова Э,Я) Благодаря двигательной активности ребёнок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие.(Аршавский И.А)
Воспитатель является активным участником воспитательно-образовательного процесса на физкультурном занятии.
Для того, чтобы занятие прошло эффективно необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя.
- Перед началом занятия дети все ходят в туалет, воспитатель проверяет спортивную форму, обувь. У детей должны быть сняты майки, ничего не находилось в руках, карманах и во рту. Для детей младшей и средней группы желательно спортивные штаны без шнурков и карманов спереди, спортивная обувь на липучках.
2.Помощь воспитателя во время проведения занятий.
2.1 Помогает в построении и перестроении детей.
2.2 Во время выполнения упражнений и в основных видах движений следит за исходным положением и качеством выполнения движений, исправляет ошибки, сам хорошо владеет техникой движения, либо на кануне с инструктором по физической культуре разучивает данное движение (например, техника прыжка в длину с места)
2.3 Обеспечивает безопасность детей в процессе занятий физическими упражнениями. Страховка детей, особенно это касается при работе по подгруппам (Например, ходьба на гимнастических скамейках или спрыгивание с них)
2.4 Следит за дисциплиной.
2.5 Помогает в расстановке и уборке спортивного инвентаря.
2.6 Закрепляет с детьми новые двигательные навыки в течении дня.
2.7 При разучивании подвижных игр знает правила игры, помогает их показать. По мере необходимости повторяет их на улице или в группе.
2.8 Проводит индивидуальную работу с отстающими детьми.
2.9 Контролирует внешние признаки утомления у детей.
Признаки утомления ребёнка во время выполнения физической нагрузки.
- Допустимая степень утомления.
-незначительное потоотделение
-учащённое дыхание (до 22-26 вд/мин)
-внимание не нарушено
-чёткое безошибочное выполнение упражнений
-координация не нарушена
-мимика спокойная
-эмоциональный подъём, ощущение «мышечной радости»
-отсутствие жалоб на боль
-ЧСС 110-150 уд/мин
- Степень утомления, требующая снижения нагрузки.
-увеличение потоотделения
-учащённое поверхностное дыхание (36-46 вд/мин)
-внимание нарушено, снижен интерес к окружающему, возможно возбуждение или вялость, отвлечение от хода занятий
-нарушена координация движений
-мимика напряжена
-жалобы на усталость, мышечные боли
-ЧСС 150-160 уд/мин
Воспитатель при необходимости может измерить пульс у ребёнка.
- Воспитатель знает программу, в соответствии с которой работает ДОУ.
- Воспитатель знает особенности состояния здоровья воспитанников.
- Воспитатель должен знать запрещённые движения в дошкольном возрасте, такие как : наклоны головы назад, круговые вращения головой (наклоны в стороны, вперёд,повороты), кувырки, излишние прогибы в позвоночнике, сед на пятки, мостик, стойка на голове, чрезмерное вытяжение шеи, при выполнении упражнений лёжа на спине нельзя поднимать две ноги вместе одновременно (поднимать и опускать попеременно) , лёжа на животе прогиб в поясничном отделе с упором на выпрямленные руки (на согнутых руках , с опорой на локти), перекат на спине удерживая руками колени, при дыхательных упражнениях не поднимать руки вверх (можно руки в стороны или на поясе), прыжки босиком по жёсткому покрытию (только на гимнастических матах, либо в спортивной обуви) , висы более 5 секунд, бег босиком с опорой на переднюю часть стопы ( только в спортивной обуви), статическое напряжение до 5 лет ( с 5 лет можно по 5-7 секунд), метание набивного мяча из-за головы двумя руками разрешено только с 5 лет по 0.5 кг, при подъёме туловища лёжа на спине, руки за голову( руки скрестно на груди).
В свою очередь инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателям по различным вопросам физического развития дошкольников: подбирать упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, а также самостоятельную двигательную деятельность воспитанников в группе и на прогулке; оказывать помощь в оформлении рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.
Постоянная, совместная работа инструктора по физическому воспитанию и воспитателя группы может привести к желаемым результатам в решении задач общего физического воспитания дошкольников.
Литература:
- Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений/Э.Я.Степаненкова.-2-еизд.испр.-М:.Издательский центр «Академия», 2006.-с.7
- Аршавский И.А. Ваш малыш может не болеть.-М:.1983-с.5