Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Роль сказки в развитии детей младшего возраста Торосян Мариам Оганджановна, воспитатель Санкт-Петербургского государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №58» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга Сказка не только занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях, но и безграничный источник для формирования личности ребёнка. Она помогает детям получить первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. С помощью сказки взрослые могут помочь ребёнку понять человеческие взаимоотношения и окружающий мир в целом. Кроме того, она предоставляет ребенку возможность примерить на себе разные роли героев сказки, их поведение и поступки. Порой взрослые недооценивают роль сказки в формировании личности в развитии ребенка, хотя сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Именно сказка может помочь разобраться, что есть добро, что есть зло. Она поможет ребёнку с первыми разнообразными эмоциями, как своими, так и понять эмоции других людей. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания. Сказка в действительности не оставляет равнодушным ни одного ребёнка. Она является соединяющим звеном внешнего мира с внутренним миром ребенка. Для оказания правильного влияния сказок на детей, необходимо верно подбирать литературу - следовательно, каждому возрасту своя сказка. Однако, нужно помнить, что одну и ту же сказку можно перечитывать в разном возрасте и каждый раз находить новые ценности. Так какой же должна быть сказка для самых маленьких? (от 1 до 3 лет). Какие сказки читать детям, чтобы им было интересно? Прежде чем читать сказку ребенку, желательно взрослым ознакомиться с ее текстом и иллюстрациями. Это нужно и для того, чтобы вовремя объяснить незнакомые слова, и чтобы обратить внимание на выразительные слова и образные сравнения, на язык сказки. Основное правило чтения сказки детям любого возраста – сказку нужно читать, пока ребёнок заинтересован, то есть пока ему очень хочется слушать ее. При подборе литературы необходимо учитывать характер и темперамент малыша. Для первой сказки нужно выбрать что-то несложное для восприятия и короткое. Смысл сказки должен быть хорошо ясен, а слова простые и понятные. Детям раннего возраста подойдут несложные народные сказки с простыми предложениями и с множеством повторений (например, жили - были; бил, бил - не разбил; катится колобок, катится и т. п.). Ребенку нужны такие повторы, чтобы он лучше понял содержание, усвоил лексику, запомнил грамматические формы. Кроме того, необходимо выбирать простых и знакомых для ребёнка героев сказки, например: знакомые ему животные, дети сверстники, взрослые. Со сказками, в которых несколько героев и более сложными, лучше знакомить детей позже, так как в первое время задача заинтересовать ребенка чтением и сформировать у него любовь к книгам. Русские народные сказки для маленьких классифицируются и имеют характерные черты для каждого вида: Сказки о животных – животные приобретают человечески черты, но сохраняют своё поведение (Колобок, Теремок); Волшебные сказки – в основе таких сказок лежит волшебство, чудеса и творчество (Курочка Ряба); Бытовые сказки – основа бытовые ситуации обыденной жизни (Репка). У маленьких детей понимание имеется тогда, когда они могут опираться на изображение, а не только на словесное описание. Поэтому первые детские книжки должны быть книжками с картинками, и картинки являются основной опорой при прослеживании действия. Позднее такое прослеживание становится менее необходимым. Теперь основные действия должны быть отражены в словесной форме, но в том виде и в той последовательности, в которой они реально происходят. Чтение книг положительно влияет на внутренний мир ребёнка, на его видение и несомненно на развития воображения, его фантазию и творчество. Сказки могут помочь малышу разобраться в своих чувствах, в жизненных ситуациях, самостоятельно найти ответы на сложные для них вопросы. Так же, правильно выбранная сказка может помочь ребёнку справится со страхами, с переживаниями, с застенчивостью, научит общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, что немаловажно для дальнейшего развития. Кроме того, с помощью сказки можно не только воспитывать и развивать ребёнка, но и корректировать поведение. Для этого нужно выбирать подходящие сюжеты уже существующих сказок и разбирать их в ролевых играх или театральных постановках. В сказках герои бывают либо положительные, либо отрицательные и тем самым, ребёнку легче через сказку объяснить основные принципы поведения и нравственности. Ребёнок может сравнивать своё поведение с поведением разных героев и понять приемлемы ли его действия. Как же заинтересовать ребёнка книгой? Сказки нужно читать с выражением, неторопливо, так ребёнок сможет полноценно осознать и запомнить ту или иную сказку, а не просто прослушать. Помимо выразительного рассказывания рекомендуется следить за своими эмоциями, мимикой и жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. В процессе чтения нужно объяснять значение непонятных слов, рассматривать картинки в книге. Если вы заметили, что ребёнок устал слушать, сделайте перерыв, проведите физкультминутку. Для детей раннего возраста обязательны атрибуты, которые будут героями сказки. Необходимо максимально задействовать наглядно-действенное и образное мышление. Основным фактором, на который влияет сказка в раннем возрасте, является развитие речи. Несомненно, сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребёнка. Она расширяет словарный запас, формирует построение правильного диалога, развивает связную логическую речь, передает готовые художественные обороты и метафоры, естественным образом знакомит с грамматическими основами. Одним из наиболее действенных способов развития речи является принцип – учить играя и сказки бесспорно подходят для этого. В процессе приобретения умений узнавать и пересказывать сказки, называть героев и озвучивать их, у детей повышается речевая активность. Прослушивание и понимание сказок помогает каждому ребенку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения. Чуть позднее запускается активная роль сказки в отношении речевого развития. Дети начинают пересказывать особо впечатлившие их отрывки, рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий. Формы работы со сказкой могут быть различны: - Пересказ - Сочинение сказочных историй - Придумывание своего окончания - Добавление нового героя - Тематические беседы о прочитанном - Драматизация. Разыгрывание сценок из сказки, возможно, в форме викторины. Дети могут отгадывать, какой это герой, из какой сказки. - Сравнение: кто на кого похож, сравнение иллюстраций разных авторов - Словесное рисование иллюстраций…. И т. д… Все эти методы работы весьма полезны для формирования связной речи дошкольника. Они помогают улучшению произношения, развивают связную и выразительную речь. Так на примере сказки «Колобок» можно провести беседу о прочитанном. Можно предложить ребёнку ответить на следующие вопросы: Как называется сказка? Кто главные герои? Какими словами начинается сказка? Кого встретил Колобок первым в своём путешествии? Чем заканчивается сказка? В конце беседы спросите, кто нравится ребёнку в сказке, а кто нет? Почему? И т.д... В дополнение вышеперечисленных методов усвоения материала так же можно использовать дидактические игры. Помимо обогащения пассивного и активного словарного запаса ребенка с дидактическими играми можно совершенствовать общую и мелкую моторику рук. Для детей раннего возраста подойдут следующие дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Из какой сказки», «Назови животное», «Найди героев сказки», «Теремок». Также детям можно предложить игры по конструированию. Дети могут выполнить любую постройку для героев сказки и обыграть ее. Строительная игра способствует воспитанию зрительного и слухового внимания, запоминанию текста сказки. Кроме того, для полноценного закрепления материала используется и художественная деятельность. Творческие игры с лепкой, рисованием очень нравятся детям. Они имеют общеразвивающий эффект и совершенствуют мелкую моторику рук малышей. Таким образом, сказка является неотъемлемой частью не только воспитания, но и развития каждого ребенка. Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать ребенка, объяснить и научить его чему-нибудь, педагогам необходимо использовать главный язык детства - мудрую и очень интересную сказку. Несомненно, сказка является наиболее доступным материалом для развития всех видов деятельности ребёнка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим. Она способствует развитию положительных взаимоотношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые формируют его внутренний мир.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»